Одной из важнейших функций фонда является предоставление средств в иностранной валюте для покрытия временного дефицита платежного баланса.
Своеобразие таких операций заключается в том, что страны - члены Фонда пользуются его ресурсами не в виде займов или кредитов, а в форме купли или продажи своей национальной валюты или СДР на эквивалент валюты других стран-членов. Такие операции называются сделками «транш».
Полученная фондом национальная валюта или СДР поступают в его полную собственность.
В конце финансового года (к 30 апреля) или через специально оговоренный срок, а это, как правило, 3-5 лет, страна обязана выкупить то количество своей валюты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты.
Максимальный размер средств, предоставляемых Фондом, зависит от размера квоты страны-заемщика и обычно составляет около 25% квоты, т.е. равен взносу страны в иностранной валюте или СДР.
Разница между величиной квоты страны и наличием ее национальной валюты в распоряжении Фонда называется резервной долей.
|
|
В пределах резервной доли иностранная валюта может быть получена страной-членом без каких-либо ограничений.
Без ограничений страна может также получить кредит на сумму иностранной валюты, предоставленной ею ранее взаймы Фонду.
Общая сумма резервной доли страны и займов, предоставленных ею Фонду, называется резервной позицией страны в МВФ.
Обычно средства Фонда предоставляются заемщикам в форме четырех кредитных долей. При этом за каждой последующей долей осуществляется более жесткий контроль.
Сроки погашения кредитов МВФ заранее не устанавливаются и обычно составляют до 3-5 лет.
Процентные ставки по кредитам зависят от их сроков и составляют:
до 1 года | - 4%; |
от 1 года до 2 лет | - 4,5%; |
от 2 до 3 лет | - 5%; |
от 3 до 4 лет | - 5,5%; |
от 4 до 5 лет | - 6% годовых. |
Погашение кредитов фонда осуществляется путем выкупа у него заемщиком своей национальной валюты на конвертируемые валюты.
При кризисном состоянии платежного баланса страны-члена Фонда простое предоставление финансовой помощи считается недостаточным. МВФ обычно выдвигает требования проведения определенных финансово-экономических мероприятий правительством соответствующей страны.
Такой порядок получил наименование принципа обусловленности. Он действует с середины 50-х годов. Одним из проявлений механизма этого принципа является требование режима жесткой экономии, который предполагает:
1) денежно-кредитные ограничения;
2) реформу налоговой системы;
3) сокращение бюджетных расходов путем замораживания заработной платы государственных служащих;
|
|
4) уменьшение субсидий;
5) изменение инвестиционных программ;
6) девальвацию (понижение курса) национальной валюты.
С 1952 г. Фонд практикует предоставление резервных кредитов. Они обычно предоставляются на срок до 12 месяцев, но могут продлеваться до 3 лет.
Используются резервные кредиты на цели, согласованные с Фондом. На долю резервных кредитов приходится около половины всех кредитных операций МВФ.
С 1963 г. МВФ ввел систему «компенсационного финансирования». Это краткосрочные кредиты на срок не более 5 лет для финансирования дефицита платежных балансов, связанных с непредвиденным падением мировых цен на сырьевые товары.
На протяжении года страна может получить таких кредитов не более 50% квоты, а общая сумма этих кредитов не должна превышать 100% квоты заемщика.
С 1971 г. для стран, испытывающих серьезные нарушения платежных балансов, введена система «расширенного финансирования». В этих случаях кредиты предоставляются на более длительные сроки - до 4-10 лет. При этом общая сумма обычных и «расширенных» кредитов не должна превышать 265% квоты.
Несмотря на быстрое увеличение уставного капитала МВФ, ему иногда не хватает собственных средств для оказания кредитной помощи своим членам. В этом случае Фонд пользуется заемными ресурсами, которые получает по Генеральному соглашению о займах. Это соглашение заключено в 1962 г. со странами «группы 10», т.е. с наиболее развитыми странами. С 1964 г. в Генеральном соглашении участвует Швейцария.
Это своего рода пул, пользоваться которым могут страны, подписавшие соглашение.
В рамках соглашения МВФ предоставляет займы сроком до 5 лет из образованного специального фонда. При этом кредиты, полученные по соглашению, не входят в расчет их операций по сделкам «транш».
Вторая важнейшая функция МВФ - регулирование валютных курсов и поддержание их устойчивости.
В соответствии с прежними правилами использовалась система фиксированных валютных курсов. Страны-члены были обязаны согласовывать с Фондом официальный паритет своей валюты в золоте и долларах США и не допускать отклонений валютного курса более чем на ± 1% от паритета.
Обострившийся в начале 70-х годов валютный кризис привел к отказу от фиксированных паритетов и курсов валют. В январе 1976 г. на сессии Временного комитета МВФ в Кингстоне (Ямайка) были согласованы основные положения поправок к Уставу Фонда, которые вступили в силу с 1 января 1978 г. Эти поправки касаются в основном вопросов золота, валютных курсов и размеров квот в капитале Фонда.
Согласно измененному Уставу была отменена официальная цена золота, оно исключено из расчетов между МВФ и его членами. Одновременно было предусмотрено повышение роли специальных прав заимствования (СДР) в качестве резервного актива в международной валютной системе.
В отношении валютных курсов новые правила предоставили каждой стране право выбора режима валютного курса, в том числе и режима свободного плавания валют, т.е. без ограничения пределов их изменений.
В современных условиях регулирующая роль Фонда направлена на выявление и устранение в валютной сфере очагов нестабильности.
В этих целях МВФ в соответствии с уставными полномочиями осуществляет так называемое «пристальное наблюдение» за состоянием международной валютной системы и экономической политикой каждой из стран-членов Фонда.
За этим термином скрывается огромный объем работы, осуществляемой персоналом МВФ, в ходе повседневных контактов и консультаций со всеми участвующими в Фонде правительствами.
Третья функция Фонда - устранение валютных ограничений. Однако эту проблему удалось решить лишь частично, т.к. большинство стран, главным образом из числа развивающихся, продолжают сохранять валютные ограничения.
|
|
Под валютными ограничениями понимается система правительственных мер, ограничивающая или жестко регламентирующая права граждан обменивать национальную валюту на иностранную. В условиях валютных ограничений вместо рыночного регулирующего механизма применяются согласованные действия государства и органов валютного контроля.
Такая практика, оправданная тяжелой ситуацией в какой-либо стране, в то же время препятствует развитию международной торговли. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, в таких странах валютные ограничения ослабляются и вводится постепенная либерализация валютных операций.
Четвертая функция Фонда - урегулирование кризиса задолженности. Решение долговой проблемы Фонд осуществляет совместно с МБРР.
С 80-х годов применяются следующие направления решения долговой проблемы:
1) обсуждение проектов урегулирования задолженности на межправительственном уровне и принятие конкретных решений, подкрепленных солидной финансовой базой;
2) поддержание притока иностранного финансирования в страны-должники;
3) содействие правительствам в нахождении наилучших направлений стабилизации и структурной перестройки экономики с целью вывода страны из долгового кризиса и ускорения ее социально-экономического развития.
Пятая функция МВФ - эмиссия СДР.
Участвовать в системе СДР могут только страны - члены Фонда. Только они наделяются лимитами СДР.
Однако получать, держать и использовать СДР могут также:
1) Международный валютный фонд;
2) страны по решению Совета управляющих, не являющиеся членами Фонда;
3) некоторые официальные институты: национальные и региональные валютные фонды.
СДР непосредственно не выполняют функции средства платежа и не используются в расчетах между странами даже для урегулирования государственных обязательств.
Наличие у страны лимита СДР дает ей право приобретать в его пределах у другой страны в обмен на СДР конвертируемую валюту. Эта валюта используется для целей, предусмотренных соглашением о СДР.
|
|
Фонд обеспечивает для каждой страны-участницы Соглашения возможность получения валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран-кредиторов. Страны-кредиторы «назначаются» Фондом из числа тех стран, которые имеют положительные сальдо платежных балансов и крупные резервы.
В целях укрепления доверия к новым резервным средствам первоначально в Уставе МВФ было зафиксировано золотое содержание единицы СДР, равное золотому содержанию доллара США. С 1 июня 1974 г. Фонд ввел в действие новый метод определения стоимости СДР. Он основывался на стоимости основных валют, взятых в определенных пропорциях, и назывался «стандартной корзиной» (стандартный набор валют).
Удельный вес каждой валюты в «корзине» зависел от доли страны в объеме мирового экспорта и значения валюты в мировой экономике.
Валютная «корзина» включала пять важнейших валют:
доллар США | - 42%; |
марку ФРГ | - 19%; |
японскую иену | - 15%; |
французский франк | - 12%; |
фунт стерлингов | - 12%. |
Введенные с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривали постепенное превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы. В случае возврата к системе фиксированных паритетов, СДР должны были стать универсальным эталоном стоимости национальных валют. Однако провозглашенные цели носили характер пожеланий и не содержали конкретных указаний относительно средств их достижения.
МВФ сегодня - это гигантский банк данных и мощный центр глобального экономического анализа. Результаты анализа выступают как основа контроля взаимного соответствия хозяйственно-политических целей и экономических прогнозов по всем странам-членам Фонда.
Аналитическая деятельность Фонда тесно связана с представлением рекомендаций в области валютно-экономической политики для каждой из стран.
Более того, в последнее время сложилось принципиально новая форма межгосударственного регулирования - многосторонняя координация макроэкономической политики наиболее развитых стран.
Воплощение на практике целей межгосударственного регулирования, естественно, сталкивается с определенными трудностями. Но не следует упускать из виду один существенный аспект: впервые в мировой истории правительства крупнейших государств обязались согласовывать многочисленные меры, которые исконно считались внутренним делом.