Одним из учредителей МВФ на Бреттон-Вудской конференции был и Советский Союз. Поэтому, естественно, возникает вопрос: почему СССР не стал членом Фонда?
Дело в том, что с самого начала позиция СССР в отношении МВФ и МБРР была направлена на максимально возможную изоляцию от создаваемой системы при формальном вхождении в нее. Даже в случае ратификации соглашения возможный в тот период характер участия СССР в МВФ и МБРР был бы равнозначен неучастию в этих организациях.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и 14 других бывших советских республик (Азербайджан был принят 4 мая). После подписания российскими представителями Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций. Вступление в МВФ других стран, входивших в состав бывшего СССР, кроме Таджикистана, произошло в течение периода с 29 апреля (Литва) по 22 сентября 1992 г. (Туркменистан), Таджикистан - член Фонда с 27 апреля 1993 г. Тем самым Бреттон-Вудские финансовые учреждения приобрели недостававший им ранее универсальный характер, что открыло новые горизонты для их деятельности
|
|
Финансовые условия участия России в МВФ. В ходе дискуссии о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл. (3,5 - 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым общим пересмотром квот (1990 - 1992 гг.) итоговая сумма квот стран - членов Фонда была увеличена на 50% и в результате одиннадцатого пересмотра (1998 - 1999 гг.) - еще на 45%. Приблизительно в тех же масштабах возросли квоты России и других государств СНГ, а также стран Балтии.
По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 59 704 голосами (2,79% общего их количества на 1 сентября 1999 г.), она, подобно двум другим странам - Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств-членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.
В соответствии с уставом МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы своей подписки на капитал Фонда. С учетом девятого увеличения квот это составило около 1 млрд. СДР (по среднему курсу 1992 г. приблизительно 1,4 млрд. долл.). Взнос в валюте других 14 стран - наследниц бывшего СССР - примерно 600 млн. СДР (свыше 0,8 млрд. долл.). Остальная часть подписки оплачена национальной валютой либо путем передачи Фонду беспроцентных не обращающихся на рынке векселей.
|
|
Что дает России вступление в МВФ?
1. Совместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами.
2. Правовую защиту от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке.
3. Получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему информации и результатам глобального экономического анализа.
4. Использование опыта персонала МВФ по целому ряду народнохозяйственных проблем.
5. Доступ к льготным кредитам.
Кредитная поддержка. Членство в МВФ дает возможность России пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса. На Западе на первых порах было высказано немало различных суждений относительно масштабов потребности СССР, а затем стран, явившихся его наследницами, в такого рода помощи.
Участие России в МВФ позволило ей присоединиться к системе специальных прав заимствования. Наша страна оказалась в числе тех 38 государств, которые «опоздали» к последней эмиссии этого резервного актива, состоявшейся в январе 1981 г. Наряду с ними России пришлось добиваться дополнительного ассигнования СДР. Требование развивающихся стран увязать новое распределение СДР с выделением этого резервного актива также на цели финансирования их экономического развития затянуло решение вопроса о дополнительной эмиссии.
Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Практически сразу же после вступления началась подготовка к введению ограниченной конвертации рубля. Сначала была введена внутренняя обратимость, унифицирован курс валюты. Введение ограниченной обратимости рубля с 1 июня 1996 г. и последующие меры по либерализации некоторых операций международного движения капиталов значительно повысили вовлеченность России в мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему. Этому содействовала также либерализация внешней торговли страны, поскольку экономические программы, согласованные с МВФ, предусматривали снижение уровня таможенных пошлин.
Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. В условиях резко возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в формировании международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей.
Политизация действий МВФ - опасная и неприемлемая тенденция. Ее развитие подорвало бы саму основу функционирования этой международной организации Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.
|
|
9.5.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт, созданный для содействия развитию экономики стран-участниц посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций.
Банк учрежден с целью:
1) оказания помощи странам Западной Европы в преодолении тяжелых последствий второй мировой войны;
2) восстановления мирового денежного рынка;
3) достижения стабильности международных валютно-кредитных отношений.
Учредители банка исходили из того, что в своей кредитной деятельности он не должен конкурировать с банками и прочими инвесторами. Наоборот, банк должен создавать благоприятный климат для их операций.
Поэтому кредиты МБРР предназначаются для стран и отраслей, «рискованных» для частного капитала, и предоставляются на наиболее длительные сроки.
Свою деятельность банк осуществляет с 1946 г. в соответствии с уставом.
Уставом определено, что членами банка могут быть только страны, являющиеся членами МВФ.
Капитал банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. Размер подписного капитала в настоящее время превышает 175 млрд. долл., из них оплаченная часть - 9%. Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Таким образом, неоплаченная часть капитала является гарантийным фондом, под который МБРР заимствует средства на рынках ссудного капитала для развития своих кредитных операций.
Высшие органы управления МБРР - Совет управляющих и Директорат. Во главе банка - президент. Традиционно президентом банка избирается представитель США - страны, имеющей наибольшее количество голосов.
Сессии Совета проводятся один раз в год, совместно с МВФ.
Право голоса в странах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. используется система «взвешенных» голосов, аналогично МВФ.
|
|
Основным видом деятельности банка является предоставление среднесрочных и долгосрочных займов (до 10-20 и более лет).
Займы предназначаются для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других объектов инфраструктуры. Займы выдаются под гарантию правительства соответствующей страны.
До 1957 г. займы банка направлялись преимущественно в промышленно развитые страны, с 1957 г. основная часть ресурсов направляется в страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Процентные ставки по основной части кредитов МБРР приближаются к рыночным. Это связано с тем, что свои ресурсы банк формирует главным образом за счет облигационных займов, размещаемых на рынках ссудных капиталов.
Таким образом, МБРР играет роль посредника и одновременно гаранта между частным капиталом и странами-заемщиками (главным образом развивающимися странами).
При решении вопроса о предоставлении кредита какой-либо стране банк требует предоставления подробной информации о ее экономическом и финансовом положении. При необходимости в такие страны банк может направлять экономические миссии.
В миссию, как правило, входят представители развитых стран. Они проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на выработку и претворение в жизнь программ экономического развития.
В рекомендациях миссий приоритет отдается развитию в странах-заемщиках частного сектора, направлению туда иностранного капитала.
Если рекомендации миссии МБРР страна не принимает, то кредит, как правило, ей не предоставляется.
Банк кредитует в среднем около 30% стоимости объектов. Остальная часть расходов по финансированию объектов должна покрываться за счет внутренних или других внешних источников.
В последние годы произошло расширение диапазона деятельности МБРР. Банк из преимущественно финансового учреждения превратился в главный мировой центр выработки и апробации стратегий развития. Это является следствием того, что посредническая роль банка в прибыльном и надежном вывозе капитала отступила на второй план. На первое место выдвинулось участие банка в обеспечении экономической и политической безопасности в мире, которая во многом зависит от стабильности экономического развития развивающихся стран.
Примером апробации стратегий развития могут служить специальные проекты МБРР по преодолению нищеты в развивающихся странах.
Такие проекты обычно включают:
1) стимулирование земельных реформ;
2) улучшение доступа крестьянских хозяйств к кредитам;
3) сооружение разного рода объектов на селе;
4) развитие в городах мелких производств, основанных на трудоемких технологиях;
5) реконструкцию трущоб и т.д.