Россия и МБРР

Членство в МВФ позволило России участво­вать в решении важнейших мировых проблем, и в частности проблемы упрочнения ямайского ва­лютного порядка, создания новой «мировой фи­нансовой архитектуры». При вступлении в Фонд Россия получила возможность иметь своего пред­ставителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах, как Международный валютно-финансовый комитет МВФ и Комитет развития МВФ-МБРР. В рамках этих институтов вырабатывают­ся соглашения, касающиеся основ функциониро­вания мировой валютно-финансовой системы, си­стемы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации меж­дународных финансовых рынков и предотвраще­нию мировых валютно-финансовых кризисов.

Россия сотрудничает с МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил более 40 займов для России на общую сумму более 11 млрд. долларов. По состоянию на сентябрь 2000 г. в стадии реализации находилось 33 проекта, обязательства Банка по ним составляют 10,4 млрд.долл.

Средства МБРР являются важным источником долгосрочного фи­нансирования государственного сектора экономики РФ. Все займы МБРР предоставляются только под гарантии Правительства РФ. МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным займам в качестве базы определения процентной ставки используется долларовый LIBOR, к которому добавляется маржа МБРР. Обычно ставки пересматриваются раз в месяц.

Одним из препятствий в работе с займами банка на начальном этапе было отсутствие специальной нормативно-право­вой базы. Приходилось руководствоваться законодательством о меж­дународных договорах и внешних заимствованиях. Принятие ряда документов, определяющих механизм реализации проектов, финан­сируемых за счет займов Банка, а также порядок взаимодействия федеральных органов власти при работе с ними, имело большое значение. К ним относится, в частности, Порядок работы с проекта­ми, финансируемыми за счет займов МБРР, утвержденный поста­новлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395.

На сегодня сложился определенный административно-правовой механизм по привлечению и реализации проектов за счет займов МБРР. Ведущую роль при работе с займами банка игра­ют Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ). Координирующим и направляющим коллегиальным органом явля­ется Межведомственная комиссия по сотрудничеству с международ­ными финансово-экономическими организациями. В ее состав входят представители Минэкономразвития, Минфина, МИДа, Центрального банка, Государственной Думы и аппарата Пра­вительства. Межведомственная комиссия утверждает программу за­имствований Российской Федерации у Банка на трехлетний срок, которая содержит объемы и приоритеты заимствований, а также отраслевую структуру и типы займов.

Контроль за целевым использованием средств, предоставляемых Банком, возложен на Минэкономразвития и Минфин. Основной ис­полнитель проекта не реже одного раза в месяц дают инфор­мацию о ходе выполнения работ по соответствующему проекту Банка в Министерство финансов и ФЦПФ. ФЦПФ информирует Минэко­номразвития и Минфин о ходе выполнения работ по осуществлению проектов.

Одним из основных вопросов, касающихся отношений России с МБРР и требующих срочного решения, является проблема обеспече­ния софинансирования с российской стороны, которая значительно обострилась в 2000 г. с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Для полного разрешения проблем, связан­ных с казначейским исполнением проектов, потребуются значитель­ные усилия со стороны федеральных органов исполнительной власти, направленные на обеспечение соответствия процедур реализации проектов требованиям Бюджетного кодекса.

Другой проблемой является значительное отставание расходова­ния заемных средств от намеченных сроков их освоения. Вместе с тем инспекторы Счетной палаты РФ отмечают, что многие проекты МБРР вообще не имеют конкретных целей, что затрудняет, во-пер­вых, определение целесообразности привлечения займов и, во-вто­рых, расчет их эффективности.

В целом же в последнее время взаимоотношения между Россией и МБРР складываются следующим образом: какие бы планы ни строились, какие бы проекты ни обсуждались, все равно без одобре­ния Международного валютного фонда реализовано это не будет. Поэтому для России эффективные отношения с МВФ являются условием получе­ния экономической, финансовой и технической помощи от МБРР.

При МБРР создано два филиала:

1) Международная финансовая корпорация (МФК) - 1956 г.;

2) Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г.

Эти три института образуют Мировой банк. Они имеют общее ру­ководство и общую цель.

Состав и организационная структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции и развития - МБРР (International Bank for Reconstruction and Development) выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института.

В 1956 г. была создана Между­народная финансовая корпорация - МФК (International Finance Corporation), которая осуществляет фи­нансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов.

В 1960 г. была основана Международная ассоциация развития - MAP (Inter­national Development Association), предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гаран­тированию инвестиций - МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency), основанного в 1988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.

Рост потоков прямых иностранных инвестиций обусловил создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Dispu­tes), связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заёмщиц (табл.9.5).

Таблица 9.5

Группа Всемирного банка

Международная финансовая корпорация, 170 членов, основана в 1956 г. Международная ассоциация развития, 159 членов, основана в 1960 г.
Международный банк реконструкции и развития, 180 членов, учрежден в 1944 г. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, 134 члена, основано в 1968 г.

Центральным звеном группы Всемирного бан­ка безусловно является МБРР, в который входит наибольшее число государств и который имеет са­мый большой объем операций. Основные положения об организации и порядке управления МБРР зафик­сированы в Статьях соглашения - документе, выпол­няющем функции устава МБРР. Членами МБРР могут быть только страны, уже принятые в МВФ.

В соответствии со Статьями соглашения МБРР предоставляет займы или гарантии только суверенным заемщикам, т. е. правительствам стран - участниц МБРР. За счет займов и гарантий МБРР финансируются проекты, прошедшие тщательный отбор и проверку специалистами Банка. Эти проекты должны удовлет­ворять жестким критериям экономической и финан­совой рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика.

Высшим органом управления МБРР является Совет управляющих, включающий по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны - члена Банка. В исключительной компе­тенции Совета управляющих находятся прием новых членов и приостановка членства, увеличение акционерного капитала, распределение прибыли и заключение договоров с другими международными организациями. Как правило, на пост управляющих назначаются министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих соби­рается обычно осенью один раз в год на ежегодное, совместное с МВФ, собрание.

Совет исполнительных директоров назначает президента Всемирного банка, который не может одновременно занимать должность управляющего, исполнительного директора или их заместителя. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса делятся поровну. Он может принимать участие в заседаниях Совета управляющих, но права голоса не имеет.

Полномочия президента Банка чрезвычайно велики. Он отвечает за организацию, назначение и увольнение должностных лиц и персонала, орга­низационную работу и структурные реформы. Помимо этого Совет исполнительных директоров утверждает только те займы, условия и сумма которых одобрены президентом. По неофициаль­ной договоренности, достигнутой при создании Бреттон-Вудских институтов, президент МБРР дол­жен быть американцем, а директор-распорядитель МВФ–европейцем.

Наиболее близкой к МБРР является Между­народная ассоциация развития, основанная 24 сен­тября 1960 г. Хотя с юридической и финансовой точек зрения MAP является независимой от МБРР, они занимают одно и то же помещение, исполь­зуют один штат сотрудников и органы руководства, выпускают общий годовой отчет. Президент МБРР является одновременно и президентом MAP. Хотя последняя и имеет собственные Совет управляю­щих и Совет исполнительных директоров, состоят они из тех же лиц, что и аналогичные органы МБРР. Фактически MAP является доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР. Она финансирует те же самые проекты, что и МБРР, отобранные по точно таким же стандартам и реализующиеся с теми же процедурами, с тем лишь отличием, что условия обслуживания долга являются гораздо менее обременительными.

Кредиты MAP предоставляются на срок 35-40 лет, включая льготный период в 10 лет. Сумма кредитов выражается в СДР, но фактически средства выдаются в тех валютах, в которых будут произведены расходы. Проценты не взимаются, но берется ежегодная плата за обслуживание в размере 0,5% неизрасходованной суммы кредита. Международное сообщество признает MAP наиболее эффективной организацией, предо­ставляющей помощь бедным странам.

Международная финансовая корпорация была создана 24 июля 1956 г. Созданию МФК пред­шествовала длительная дискуссия в 50-е годы, причем предоставление средств частному сектору не одобрялось определенными финансовыми кру­гами в США, что нашло отражение в докладе Консультативного совета США по вопросам между­народного развития (Комитета Рокфеллера) за 1950 г. МФК была создана специально для того, чтобы оказывать поддержку частному сектору экономики развивающихся стран, хотя в пояснительной записке к докладу Комитета Рокфеллера специально огова­ривалось, что «в выполнении своей главной функции МФК призвана дополнять и поддерживать инвес­тиции частного капитала, а не конкурировать с ним». Высший орган МФК - Совет управляющих состоит из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК является президент МБРР. Текущие операции осуществляет Совет испол­нительных директоров. Однако в отличие от MAP МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.

Целью МФК является содействие экономи­ческому развитию путем укрепления частного сек­тора и помощи развивающимся странам в создании частного бизнеса. Главная задача МФК - выступать в роли «катализатора», помогая частным инвес­торам и финансовым институтам эффективно вкла­дывать капиталы в развивающихся странах. Вступая в партнерские отношения с частным капиталом, МФК должна действовать как коммерческое пред­приятие и принимать на себя равную долю соот­ветствующего риска с тем, чтобы ее средства, хоть они и обеспечены государственным покрытием, об­ращались по законам рынка. Принимать участие в инвестициях МФК должна лишь тогда, когда она способна сыграть особую роль, подкрепляющую или дополняющую вклад субъектов рыночных отношений.

МФК предоставляет займы на срок от 3 до 15 лет с льготным периодом до 12 лет на условиях, близ­ких к рыночным. Почти 80% своих пассивов МФК привлекает на финансовых рынках, а 20% заимст­вует у МБРР.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций было основано в апреле 1988 г. с целью содействия экономическому развитию государств-членов посредством стимулирования иностранных инвестиций. Организационная структура МАГИ аналогична другим организациям, входящим в группу Всемирного банка. Президентом МАГИ яв­ляется президент МБРР.

МАГИ предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии их капиталовложений в на­циональную экономику государств-членов от не­коммерческого риска политического характера, в том числе от экспроприации, войны и гражданских беспорядков. Такой вид гарантий позволяет устра­нить барьеры, сдерживающие инвестиционные по­токи в страны, где наряду с экономическими реформами происходят политические изменения. МАГИ также оказывает правительствам развиваю­щихся стран консультационные услуги по фи­нансовым, экономическим и правовым аспектам при­влечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются 135 государств. Еще 21 страна подписала Конвенцию о создании МАГИ и находится в процессе принятия в эту организацию.

Международный центр урегулирования инвес­тиционных споров является независимой междуна­родной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвес­тиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. В 1996 г. членами МЦУИС были 126 стран и еще 13 стран находились в процессе вступления. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными органи­зациями стран - членов МЦУИС и зарубежными ин­весторами, как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций.

Все рассмотренные выше организации, состав­ляющие группу Всемирного банка, предлагают схожий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с пере­ходной экономикой, в том числе и России.

Сводные данные, характеризующие основные международные валютно-финансовые институты, представлены в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Международные валютно-финансовые институты

ВСЕМИРНЫЙ БАНК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
Специализированное учреждение ООН. Ведущий межгосударственный инвестиционный банк развития. Орган межгосударственного кредитного регулирования. Создан в июле 1944г. Деятельность начал в июле 1946 г. Количество членов на 30.06.99 г. - 1813. Специализированное учреждение ООН, институциональная основа мировой финансовой системы. Орган межгосударственного валютного регулирования. Создан в июле 1944 г. Деятельность начал в мае 1946 г. Количество членов на 01.01.99 г. — 1824. Межгосударственный банк, пред­назначенный для содействия странам Центральной и Восточной Европы в становлении рыночной экономики. Создан в мае 1990 г. Деятельность начал в апреле 1991 г. Количество членов на 01.01.99 г. — 605.
Официальные цели
Содействие экономическому и социаль­ному прогрессу путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов; объединение усилий мирового сооб­щества в целях стабилизации междуна­родных финансов и мировой экономики; борьба с бедностью. Способствовать международному сотрудничеству в валютно-кредитной и финансовой сфере. Содействие расширению и сбалансиро­ванному росту международной торговли. Осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования. Содействие переходу европейских постсоциалистических стран к демо­кратии и открытой, ориентированной на рынок экономике. Развитие частной и предпринима­тельской инициативы.
Источники ресурсов
1) Уставный капитал на 30.06.99 г. - 190,8 млрд долл., подписной — 188,2 млрд. долл., из них оплачены 6% — 11,395 млн. долл. 2) Заимствования на мировом рынке ссудных капиталов. 1) Уставный капитал на 22.01.99 г. - 212 млрд. СДР (297 млрд. долл. (с учетом одиннадцатого пересмотра квот) оплачен полностью. 2) Заемные средства в рамках Генерального соглашения о займах и Нового соглашения о займах. 1) Уставный капитал на 30.06.99 г. — 20 млрд. евро, в том числе опла­ченный — 4,9 млрд. евро (24,5%). 2) Заемные средства. 3) Средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям.
филиалы
Группа Всемирного банка включает: МБРР, MAP, МФК10 и МАГИ. Имеет около 40 отделений. Отсутствуют филиалы и вспомогатель­ные организации. Имеет 4 отделения. Отсутствуют филиалы. Имеет 13 отделений.
структура
Руководящий орган — Совет управля­ющих в составе министров финансов и глав центральных банков. Исполнительный орган — Совет дирек­торов (в составе 24), который принима­ет решения о политике банка. Президент избирается на 5 лет. Руководящий орган — Совет управляющих. Исполнительный орган — Совет директоров (24 члена с 1992 г.). Директор-распорядитель избирается на 5 лет. В его обязанности входит контроль работы по ведению дел МВФ, предоставлению кредитов. Руководящий орган — Совет управляющих. Исполнительный орган — Совет директоров (23 члена). Президент избирается на 4 года и руководит текущей деятельностью ЕБРР.
функции
Среднесрочное и долгосрочное кре­дитование инвестиционных проектов (срок от 12 до 20 лет, процентные ставки немного выше рыночных). Подготовка, техническое и финансо­во-экономи-ческое обоснование инвес­тиционных проектов. Кредитование программ структурной перестройки, восстановления экономи­ки, финансовой и экономической перестройки экономики. MAP: льготное кредитование беднейших стран. МФК: стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран и укрепление частного сектора. МАГИ: страхование инвестиций от некоммер­ческих рисков. Краткосрочное и среднесрочное (до 3—5 лет) кредитование стран-членов для покрытия дефицитов платежных балансов или для поддержки макро­экономической стабилизации и струк­турной перестройки экономики. Наблюдение за проводимой странами-членами кредитно-денежной и валютной политикой и за выполнением Устава МВФ. Льготное финансирование наибедней­ших членов с целью выравнивания их платежного баланса и способствования экономическому росту. Среднесрочное (до 10 лет) креди­тование коммерческих предприятий (частных и государственных в стадии приватизации), которые не могут получить средства от крупных иност­ранных банков или инвесторов — 60% выделяемых банком средств. Остальные 40%: долгосрочное (до 15 лет) кредито­вание инфраструктуры или развития производства; инвестирование в акционерные капиталы; предоставление гарантий; обеспечение консультационного обслуживания и технического сотрудничества.
кредиты России
Реабилитационные займы (1200 млн. долл.). Займы на структурную перестройку (2900 млн. долл.). Угольные займы (1400 млн. долл.). Займы на реконструкцию и содержа­ние дорог (700 млн. долл.). Нефтяные займы (1110 млн. долл.). Жилищный проект (400 млн. долл.). Резервные кредиты (стэнд-бай) (7,8 млрд. долл.). Кредиты в рамках механизма финан­сирования системных преобразований (3 млрд. долл.). Кредиты в рамках механизма расши­ренного кредитования (13,1 млрд. долл.). Кредиты в рамках дополнительного резервного финансирования (5,3 млрд. долл.). Создание Банка проектного финансирования в Москве. Кредиты предприятиям частного сектора для выполнения проектов в нефтяной и газовой промышленностях (420 млн. ЭКЮ). Поддержка проектов структурной перестройки в сельском хозяйстве. Программа приватиза-ции.
Одобрено проектов на сумму 11 815 млн. долл. (на 31 декабря 1999 г.), из которых было использо­вано 6,3 млрд. долл. Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд. долл.). Всего одобрено кредитов на сумму 32,1 млрд. долл., из которых было получено примерно 21,9 млрд. долл. и погашено 6,3 млрд. долл. Программа помощи финансовым учреждениям (271,7 млн. ЭКЮ). Программа кредитования служб быта (120,7 млн. ЭКЮ). Кредитование реконструкции россий­ских заводов и фабрик (167,9 млн. ЭКЮ) и строительство новых (293 млн. ЭКЮ). Финансирование развития областей и городов (125,9 млн. ЭКЮ). Портфельные инвестиции. Всего было одобрено 102 проекта на общую сумму 4,2 млрд. долл. (на 30.06.99 г.)

9.5.3. Региональные банки развития

МБРР создавался как мировой банк. Однако тенденция к объеди­нению всего мирового хозяйства в единое целое с единой банковской системой и унифицированной денежной системой столкнулась с опреде­ленными трудностями. Прежде всего это действие центробежных сил, действующих в форме региональных банков. Такие банки появились на всех континентах.

К региональным банкам относятся:

1. Азиатский банк развития (АзБР).

2. Африканский банк развития (АфБР).

3. Межамериканский банк развития (МаБР).

4. Исламский банк развития (ИБР).

5. Банк международных расчетов (МБР).

6. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и ряд других.

Членами Азиатского банка развития (АзБР базируется в Маниле) являются 55 государств. Этот банк - многостороннее банковское уч­реждение долгосрочного кредитования. К середине 90-х гг. он пре­доставил кредитов на сумму свыше 50 млрд. долл., в том числе одну треть на льготных условиях. Приоритетными для АзБР являлись отрас­ли инфраструктуры.

Учитывая возрастающие потребности государств Азиатско-Тихоо­кеан­ского региона в финансировании инфраструктуры и необходимость привлечения ресурсов коммерческих банков, АзБР, ранее проводивший политику предоставления только частичных гарантий по кредитам, покрывающим ограниченный риск по конкретным проектам, в 1995 г. принял решение о предоставлении частичных гарантий по «суверенным» («страховым») рискам, возникающим вследствие действий правитель­ств, форс-мажорных ситуаций в политической области или неплатежей экономических агентов.

Азиатский банк развития начал предоставлять кредиты республи­кам бывшего СССР. Так, в конце 1995 г. совет директоров АзБР при­нял решение о готовности выделить Казахстану кредитов на общую сумму 120 млн. долл. на поддержку предприятий агропромышленного комплекса и на реализацию социальных программ.

Азиатский банк развития управляет Азиатским фондом развития (АФР), созданным в 1973 г. и предназначенным для предоставления беспроцентных кредитов беднейшим азиатским странам на срок до 40 лет с выплатой банковской комиссии в 1% в год. Заемщиками Фонда являются Непал, Бангладеш и некоторые страны Индокитая. Фонд регу­лярно пополняется финансовыми ресурсами, однако в последние годы это связано с немалыми трудностями. Так, промышленно развитые страны (в частности, США) призывают «новые индустриальные страны» Азии увеличить свои взносы в АФР.

На африканском континенте с 1966 г. действует Африканский банк развития (АфБР, штаб-квартира в столице Кот-д' Ивуара Абиджа­не). Членами банка являются африканские страны и 25 неафриканских государств. АфБР предоставляет займы только африканским странам. Он также оказывает содействие в виде экспертных услуг, обучения кадров. Банк тесно связан с Африканским фондом развития, который предоставляет кредиты на льготных условиях.

Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский банк для экономического развития африканских государств, созданный Лигой арабских государств в 1973 г. в целях содействия развитию экономики африканских (не арабских) стран.

Межамериканский банк развития (МА БР, штаб-квартира в Вашинг­тоне) приступил к операциям 1 января 1960 г. Банк был создан с целью ускорить процесс экономического развития стран-членов, для чего предусматривалось предоставление кредитов или гарантий. При этом получателями ресурсов могли быть как государственные органы, так и частные предприятия.

Ресурсы банка складываются из собственных источников прежде всего оплаченного уставного капитала (около 10% от объема подпис­ки) и заемных средств, которые банк мобилизует на рынках капитала. Пополнение собственных источников производится раз в четыре года.

Членами банка являются США, латиноамериканские страны и неко­торые азиатские и европейские государства. Каждый член банка имеет 135 голосов плюс 1 голос на каждую акцию своей доли в капитале банка. Наибольшее число голосов - более трети - имеют США.

Примерно половина всех инвестиций банка была направлена в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. При этом больше все­го ресурсов получили три страны - Аргентина, Бразилия и Мексика.

Исламский банк развития (ИБР, штаб-квартира в г. Джидда, Саудовская Аравия, создан по решению Организации «Исламская конферен­ция», приступил к операциям с октября 1975 г.) ставит целью спо­собствовать экономическому развитию стран-членов и мусульманских общин в других государствах.

Уставный капитал составляет 2028 млн. исламских динаров, опла­ченный - 1698 млн. исламских динаров (1993 г.). Исламский динар яв­ляется расчетной единицей этого банка и равен курсу 1 СДР Междуна­родного валютного фонда по отношению к доллару США (1 СДР = 1,34464 доллара США 20 июля 1990 г.). Основная часть выпущенного по подписке капитала (одна четверть) была внесена Саудовской Ара­вией.

Исламский банк развития предоставляет ресурсы для финансиро­вания внешнеторговых операций (примерно три четверти всех предос­тавляемых ресурсов) и проектного финансирования.

ИБР действует в соответствии с исламскими принципами ведения банковского дела, запрещающими взимание процента. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграж­дение за обслуживание. Он также предоставляет техническое содейс­твие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйствен­ных объектов, а также имеет доход от участия в совместных прибыль­ных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.

В институциональной структуре международных валютно-кредитных и финансовых отношений есть также различные фонды развития. Так, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квар­тира в Вене), является многосторонним агентством финансового сот­рудничества и помощи и ставит целью усилить взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ре­сурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также меж­дународные агентства развития. Сфера деятельности фонда - азиатские и африканские страны, а также государства Латинской Америки и Ка­рибского бассейна.

Первоначальные взносы в капитал составляли 800 млн. долл. США. Впоследствии они неоднократно пополнялись. К началу 90-х гг. фактически сделанные в капитал фонда взносы превысили 2,7 млрд. долл. Ежегодный объем предоставляемых фондом ресурсов находился на уровне 80-90 млн. долл.

Большинство проектов профинансировано фондом совместно с другими финансовыми институтами. Этот метод позволил ему предоставить финансовые ресурсы для осуществления проектов более чем в 90 стра­нах. В последние годы фонд финансирует отдельные проекты самостоя­тельно. Одним из основных направлений использования ресурсов фонда является предоставление ресурсов для регулирования платежного ба­ланса.

Среди других региональных банков и фондов развития можно наз­вать Восточно-африканский банк развития, Западно-африканский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Международный фонд развития сельского хозяйства и др.

Особое место в институциональной структуре международных ва­лютно-кредитных отношений занимает Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г. (штаб-квартира в Базеле, Швейцария). Хотя в этом банке традиционно сильным остается влияние западноев­ропейских стран, БМР фактически стал международной валютно-кредит­ной организацией. Банк выполняет две основные функции: а) содейс­твие сотрудничеству между центральными банками и обеспечение бла­гоприятных условий для проведения международных финансовых опера­ций; б) осуществление роли доверительного лица или агента по про­ведению международных расчетов.

Денежной единицей, которая используется БМР, служит франк с золотым содержанием 0,29032258 г чистого золота. Активы и пассивы, выраженные в долларах, переводятся по курсу 208 долл. США за тройскую унцию. Один золотой франк равен 1,94149 доллара США (1994 г.). Другие валюты переводятся по рыночному обменному курсу по отношению к доллару.

На 31 марта 1994 г. активы БМР составляли около 64,98 млрд. золотых франков. Собственный оплаченный капитал банка (25% выпущен­ных акций, каждая нарицательной стоимостью 2500 золотых франков) составлял 295,7 млн. золотых франков. Оплаченный капитал и резервы банка в середине 90-х гг. превышали 1,8 млрд. золотых франков.

Основной источник ресурсов БМР - заемные средства (1226 млн. золотых франков в 1994 г.). Размещая их в центральных банках, бан­ках-корреспондентах, международных организациях, БМР получает при­быль (чистая прибыль в 1994 г. составила 138 млн. золотых франков).

Институциональная структура валютно-кредитных отношений вклю­чает и неформальные международные организации, такие как Парижский и Лондонский клубы.

Деятельность Парижского клуба началась в середине 50-х гг., когда в Париж были приглашены кредиторы Аргентины на переговоры с должниками. Активность Парижского клуба заметно возросла в послед­ние 10-15 лет в связи с необходимостью урегулирования кризиса за­долженности развивающихся стран, а в 90-х гг. - проблем внешнего долга бывших социалистических стран (Восточной Европы и СССР).

В Лондонском клубе, который объединяет примерно 600 коммер­ческих банков, обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым институтам.

ЕБРР - международный финансово-кредитный институт, предназ­наченный для финансирования экономических реформ в странах Восточ­ной Европы с целью ускорения их перехода к рыночной экономике.

Первоначальный капитал банка определен в размере 10 млрд. экю (более 12 млрд. долл. США), из них оплаченная часть 30%. Остальные 70% - гарантийный капитал, являющийся обеспечением заемных средств.

Учредители банка - страны ЕЭС, страны Восточной Европы, в т.ч. и СССР, а также США, Канада, Япония, Австралия и некоторые международные организации - Европейский инвестиционный банк и Ко­миссия европейских сообществ.

Наибольшие квоты в капитале банка имеют:

- США - 10%;

- Германия, Франция, Италия, Великобритания - по 8,5%.

Квота СССР была определена в 6%. После распада СССР его квота была разделена между странами СНГ. Квота России составила 4%.

Основные направления деятельности банка:

1) финансирование различного рода программ и проектов, свя­занных с реформированием экономик стран Восточной Европы;

2) ускорение адаптации этих стран в мировое хозяйство;

3) анализ экономических процессов в странах Восточной Европы и выработка рекомендаций для преодоления узких мест и диспропорций в экономике стран-заемщиков;

4) стимулирование создания частных финансовых институтов;

5) подготовка кадров.

Банк кредитует частные и государственные предприятия. При этом предпочтение отдается частному сектору. На его долю приходит­ся не менее 60% выделяемых ресурсов.

Для помощи реформам в России и других странах СНГ банк наме­рен создать три фонда:

1) для развития и модернизации сельского хозяйства;

2) для финансирования добычи и переработки нефти;

3) для конверсии военной промышленности.

Разработка и осуществление планов и программ ЕБРР - дело не простое; требует достаточно длительного времени. Кроме того, на их выполнение оказывает влияние сам ход реформ в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: