Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем, и в частности проблемы упрочнения ямайского валютного порядка, создания новой «мировой финансовой архитектуры». При вступлении в Фонд Россия получила возможность иметь своего представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах, как Международный валютно-финансовый комитет МВФ и Комитет развития МВФ-МБРР. В рамках этих институтов вырабатываются соглашения, касающиеся основ функционирования мировой валютно-финансовой системы, системы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации международных финансовых рынков и предотвращению мировых валютно-финансовых кризисов.
Россия сотрудничает с МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил более 40 займов для России на общую сумму более 11 млрд. долларов. По состоянию на сентябрь 2000 г. в стадии реализации находилось 33 проекта, обязательства Банка по ним составляют 10,4 млрд.долл.
Средства МБРР являются важным источником долгосрочного финансирования государственного сектора экономики РФ. Все займы МБРР предоставляются только под гарантии Правительства РФ. МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным займам в качестве базы определения процентной ставки используется долларовый LIBOR, к которому добавляется маржа МБРР. Обычно ставки пересматриваются раз в месяц.
|
|
Одним из препятствий в работе с займами банка на начальном этапе было отсутствие специальной нормативно-правовой базы. Приходилось руководствоваться законодательством о международных договорах и внешних заимствованиях. Принятие ряда документов, определяющих механизм реализации проектов, финансируемых за счет займов Банка, а также порядок взаимодействия федеральных органов власти при работе с ними, имело большое значение. К ним относится, в частности, Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395.
На сегодня сложился определенный административно-правовой механизм по привлечению и реализации проектов за счет займов МБРР. Ведущую роль при работе с займами банка играют Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ). Координирующим и направляющим коллегиальным органом является Межведомственная комиссия по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями. В ее состав входят представители Минэкономразвития, Минфина, МИДа, Центрального банка, Государственной Думы и аппарата Правительства. Межведомственная комиссия утверждает программу заимствований Российской Федерации у Банка на трехлетний срок, которая содержит объемы и приоритеты заимствований, а также отраслевую структуру и типы займов.
|
|
Контроль за целевым использованием средств, предоставляемых Банком, возложен на Минэкономразвития и Минфин. Основной исполнитель проекта не реже одного раза в месяц дают информацию о ходе выполнения работ по соответствующему проекту Банка в Министерство финансов и ФЦПФ. ФЦПФ информирует Минэкономразвития и Минфин о ходе выполнения работ по осуществлению проектов.
Одним из основных вопросов, касающихся отношений России с МБРР и требующих срочного решения, является проблема обеспечения софинансирования с российской стороны, которая значительно обострилась в 2000 г. с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Для полного разрешения проблем, связанных с казначейским исполнением проектов, потребуются значительные усилия со стороны федеральных органов исполнительной власти, направленные на обеспечение соответствия процедур реализации проектов требованиям Бюджетного кодекса.
Другой проблемой является значительное отставание расходования заемных средств от намеченных сроков их освоения. Вместе с тем инспекторы Счетной палаты РФ отмечают, что многие проекты МБРР вообще не имеют конкретных целей, что затрудняет, во-первых, определение целесообразности привлечения займов и, во-вторых, расчет их эффективности.
В целом же в последнее время взаимоотношения между Россией и МБРР складываются следующим образом: какие бы планы ни строились, какие бы проекты ни обсуждались, все равно без одобрения Международного валютного фонда реализовано это не будет. Поэтому для России эффективные отношения с МВФ являются условием получения экономической, финансовой и технической помощи от МБРР.
При МБРР создано два филиала:
1) Международная финансовая корпорация (МФК) - 1956 г.;
2) Международная ассоциация развития (МАР) - 1960 г.
Эти три института образуют Мировой банк. Они имеют общее руководство и общую цель.
Состав и организационная структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции и развития - МБРР (International Bank for Reconstruction and Development) выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института.
В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация - МФК (International Finance Corporation), которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов.
В 1960 г. была основана Международная ассоциация развития - MAP (International Development Association), предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций - МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency), основанного в 1988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.
Рост потоков прямых иностранных инвестиций обусловил создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes), связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заёмщиц (табл.9.5).
Таблица 9.5
Группа Всемирного банка
Международная финансовая корпорация, 170 членов, основана в 1956 г. | Международная ассоциация развития, 159 членов, основана в 1960 г. |
Международный банк реконструкции и развития, 180 членов, учрежден в 1944 г. | Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, 134 члена, основано в 1968 г. |
Центральным звеном группы Всемирного банка безусловно является МБРР, в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объем операций. Основные положения об организации и порядке управления МБРР зафиксированы в Статьях соглашения - документе, выполняющем функции устава МБРР. Членами МБРР могут быть только страны, уже принятые в МВФ.
|
|
В соответствии со Статьями соглашения МБРР предоставляет займы или гарантии только суверенным заемщикам, т. е. правительствам стран - участниц МБРР. За счет займов и гарантий МБРР финансируются проекты, прошедшие тщательный отбор и проверку специалистами Банка. Эти проекты должны удовлетворять жестким критериям экономической и финансовой рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика.
Высшим органом управления МБРР является Совет управляющих, включающий по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны - члена Банка. В исключительной компетенции Совета управляющих находятся прием новых членов и приостановка членства, увеличение акционерного капитала, распределение прибыли и заключение договоров с другими международными организациями. Как правило, на пост управляющих назначаются министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих собирается обычно осенью один раз в год на ежегодное, совместное с МВФ, собрание.
Совет исполнительных директоров назначает президента Всемирного банка, который не может одновременно занимать должность управляющего, исполнительного директора или их заместителя. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных директоров, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса делятся поровну. Он может принимать участие в заседаниях Совета управляющих, но права голоса не имеет.
Полномочия президента Банка чрезвычайно велики. Он отвечает за организацию, назначение и увольнение должностных лиц и персонала, организационную работу и структурные реформы. Помимо этого Совет исполнительных директоров утверждает только те займы, условия и сумма которых одобрены президентом. По неофициальной договоренности, достигнутой при создании Бреттон-Вудских институтов, президент МБРР должен быть американцем, а директор-распорядитель МВФ–европейцем.
|
|
Наиболее близкой к МБРР является Международная ассоциация развития, основанная 24 сентября 1960 г. Хотя с юридической и финансовой точек зрения MAP является независимой от МБРР, они занимают одно и то же помещение, используют один штат сотрудников и органы руководства, выпускают общий годовой отчет. Президент МБРР является одновременно и президентом MAP. Хотя последняя и имеет собственные Совет управляющих и Совет исполнительных директоров, состоят они из тех же лиц, что и аналогичные органы МБРР. Фактически MAP является доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР. Она финансирует те же самые проекты, что и МБРР, отобранные по точно таким же стандартам и реализующиеся с теми же процедурами, с тем лишь отличием, что условия обслуживания долга являются гораздо менее обременительными.
Кредиты MAP предоставляются на срок 35-40 лет, включая льготный период в 10 лет. Сумма кредитов выражается в СДР, но фактически средства выдаются в тех валютах, в которых будут произведены расходы. Проценты не взимаются, но берется ежегодная плата за обслуживание в размере 0,5% неизрасходованной суммы кредита. Международное сообщество признает MAP наиболее эффективной организацией, предоставляющей помощь бедным странам.
Международная финансовая корпорация была создана 24 июля 1956 г. Созданию МФК предшествовала длительная дискуссия в 50-е годы, причем предоставление средств частному сектору не одобрялось определенными финансовыми кругами в США, что нашло отражение в докладе Консультативного совета США по вопросам международного развития (Комитета Рокфеллера) за 1950 г. МФК была создана специально для того, чтобы оказывать поддержку частному сектору экономики развивающихся стран, хотя в пояснительной записке к докладу Комитета Рокфеллера специально оговаривалось, что «в выполнении своей главной функции МФК призвана дополнять и поддерживать инвестиции частного капитала, а не конкурировать с ним». Высший орган МФК - Совет управляющих состоит из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК является президент МБРР. Текущие операции осуществляет Совет исполнительных директоров. Однако в отличие от MAP МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.
Целью МФК является содействие экономическому развитию путем укрепления частного сектора и помощи развивающимся странам в создании частного бизнеса. Главная задача МФК - выступать в роли «катализатора», помогая частным инвесторам и финансовым институтам эффективно вкладывать капиталы в развивающихся странах. Вступая в партнерские отношения с частным капиталом, МФК должна действовать как коммерческое предприятие и принимать на себя равную долю соответствующего риска с тем, чтобы ее средства, хоть они и обеспечены государственным покрытием, обращались по законам рынка. Принимать участие в инвестициях МФК должна лишь тогда, когда она способна сыграть особую роль, подкрепляющую или дополняющую вклад субъектов рыночных отношений.
МФК предоставляет займы на срок от 3 до 15 лет с льготным периодом до 12 лет на условиях, близких к рыночным. Почти 80% своих пассивов МФК привлекает на финансовых рынках, а 20% заимствует у МБРР.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций было основано в апреле 1988 г. с целью содействия экономическому развитию государств-членов посредством стимулирования иностранных инвестиций. Организационная структура МАГИ аналогична другим организациям, входящим в группу Всемирного банка. Президентом МАГИ является президент МБРР.
МАГИ предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии их капиталовложений в национальную экономику государств-членов от некоммерческого риска политического характера, в том числе от экспроприации, войны и гражданских беспорядков. Такой вид гарантий позволяет устранить барьеры, сдерживающие инвестиционные потоки в страны, где наряду с экономическими реформами происходят политические изменения. МАГИ также оказывает правительствам развивающихся стран консультационные услуги по финансовым, экономическим и правовым аспектам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются 135 государств. Еще 21 страна подписала Конвенцию о создании МАГИ и находится в процессе принятия в эту организацию.
Международный центр урегулирования инвестиционных споров является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. В 1996 г. членами МЦУИС были 126 стран и еще 13 стран находились в процессе вступления. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран - членов МЦУИС и зарубежными инвесторами, как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций.
Все рассмотренные выше организации, составляющие группу Всемирного банка, предлагают схожий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с переходной экономикой, в том числе и России.
Сводные данные, характеризующие основные международные валютно-финансовые институты, представлены в табл. 9.5.
Таблица 9.5
Международные валютно-финансовые институты
ВСЕМИРНЫЙ БАНК | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД | ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ |
Специализированное учреждение ООН. Ведущий межгосударственный инвестиционный банк развития. Орган межгосударственного кредитного регулирования. Создан в июле 1944г. Деятельность начал в июле 1946 г. Количество членов на 30.06.99 г. - 1813. | Специализированное учреждение ООН, институциональная основа мировой финансовой системы. Орган межгосударственного валютного регулирования. Создан в июле 1944 г. Деятельность начал в мае 1946 г. Количество членов на 01.01.99 г. — 1824. | Межгосударственный банк, предназначенный для содействия странам Центральной и Восточной Европы в становлении рыночной экономики. Создан в мае 1990 г. Деятельность начал в апреле 1991 г. Количество членов на 01.01.99 г. — 605. |
Официальные цели | ||
Содействие экономическому и социальному прогрессу путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов; объединение усилий мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; борьба с бедностью. | Способствовать международному сотрудничеству в валютно-кредитной и финансовой сфере. Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли. Осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования. | Содействие переходу европейских постсоциалистических стран к демократии и открытой, ориентированной на рынок экономике. Развитие частной и предпринимательской инициативы. |
Источники ресурсов | ||
1) Уставный капитал на 30.06.99 г. - 190,8 млрд долл., подписной — 188,2 млрд. долл., из них оплачены 6% — 11,395 млн. долл. 2) Заимствования на мировом рынке ссудных капиталов. | 1) Уставный капитал на 22.01.99 г. - 212 млрд. СДР (297 млрд. долл. (с учетом одиннадцатого пересмотра квот) оплачен полностью. 2) Заемные средства в рамках Генерального соглашения о займах и Нового соглашения о займах. | 1) Уставный капитал на 30.06.99 г. — 20 млрд. евро, в том числе оплаченный — 4,9 млрд. евро (24,5%). 2) Заемные средства. 3) Средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям. |
филиалы | ||
Группа Всемирного банка включает: МБРР, MAP, МФК10 и МАГИ. Имеет около 40 отделений. | Отсутствуют филиалы и вспомогательные организации. Имеет 4 отделения. | Отсутствуют филиалы. Имеет 13 отделений. |
структура | ||
Руководящий орган — Совет управляющих в составе министров финансов и глав центральных банков. Исполнительный орган — Совет директоров (в составе 24), который принимает решения о политике банка. Президент избирается на 5 лет. | Руководящий орган — Совет управляющих. Исполнительный орган — Совет директоров (24 члена с 1992 г.). Директор-распорядитель избирается на 5 лет. В его обязанности входит контроль работы по ведению дел МВФ, предоставлению кредитов. | Руководящий орган — Совет управляющих. Исполнительный орган — Совет директоров (23 члена). Президент избирается на 4 года и руководит текущей деятельностью ЕБРР. |
функции | ||
Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов (срок от 12 до 20 лет, процентные ставки немного выше рыночных). Подготовка, техническое и финансово-экономи-ческое обоснование инвестиционных проектов. Кредитование программ структурной перестройки, восстановления экономики, финансовой и экономической перестройки экономики. MAP: льготное кредитование беднейших стран. МФК: стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран и укрепление частного сектора. МАГИ: страхование инвестиций от некоммерческих рисков. | Краткосрочное и среднесрочное (до 3—5 лет) кредитование стран-членов для покрытия дефицитов платежных балансов или для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. Наблюдение за проводимой странами-членами кредитно-денежной и валютной политикой и за выполнением Устава МВФ. Льготное финансирование наибеднейших членов с целью выравнивания их платежного баланса и способствования экономическому росту. | Среднесрочное (до 10 лет) кредитование коммерческих предприятий (частных и государственных в стадии приватизации), которые не могут получить средства от крупных иностранных банков или инвесторов — 60% выделяемых банком средств. Остальные 40%: долгосрочное (до 15 лет) кредитование инфраструктуры или развития производства; инвестирование в акционерные капиталы; предоставление гарантий; обеспечение консультационного обслуживания и технического сотрудничества. |
кредиты России | ||
Реабилитационные займы (1200 млн. долл.). Займы на структурную перестройку (2900 млн. долл.). Угольные займы (1400 млн. долл.). Займы на реконструкцию и содержание дорог (700 млн. долл.). Нефтяные займы (1110 млн. долл.). Жилищный проект (400 млн. долл.). | Резервные кредиты (стэнд-бай) (7,8 млрд. долл.). Кредиты в рамках механизма финансирования системных преобразований (3 млрд. долл.). Кредиты в рамках механизма расширенного кредитования (13,1 млрд. долл.). Кредиты в рамках дополнительного резервного финансирования (5,3 млрд. долл.). | Создание Банка проектного финансирования в Москве. Кредиты предприятиям частного сектора для выполнения проектов в нефтяной и газовой промышленностях (420 млн. ЭКЮ). Поддержка проектов структурной перестройки в сельском хозяйстве. Программа приватиза-ции. |
Одобрено проектов на сумму 11 815 млн. долл. (на 31 декабря 1999 г.), из которых было использовано 6,3 млрд. долл. | Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд. долл.). Всего одобрено кредитов на сумму 32,1 млрд. долл., из которых было получено примерно 21,9 млрд. долл. и погашено 6,3 млрд. долл. | Программа помощи финансовым учреждениям (271,7 млн. ЭКЮ). Программа кредитования служб быта (120,7 млн. ЭКЮ). Кредитование реконструкции российских заводов и фабрик (167,9 млн. ЭКЮ) и строительство новых (293 млн. ЭКЮ). Финансирование развития областей и городов (125,9 млн. ЭКЮ). Портфельные инвестиции. Всего было одобрено 102 проекта на общую сумму 4,2 млрд. долл. (на 30.06.99 г.) |
9.5.3. Региональные банки развития
МБРР создавался как мировой банк. Однако тенденция к объединению всего мирового хозяйства в единое целое с единой банковской системой и унифицированной денежной системой столкнулась с определенными трудностями. Прежде всего это действие центробежных сил, действующих в форме региональных банков. Такие банки появились на всех континентах.
К региональным банкам относятся:
1. Азиатский банк развития (АзБР).
2. Африканский банк развития (АфБР).
3. Межамериканский банк развития (МаБР).
4. Исламский банк развития (ИБР).
5. Банк международных расчетов (МБР).
6. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и ряд других.
Членами Азиатского банка развития (АзБР базируется в Маниле) являются 55 государств. Этот банк - многостороннее банковское учреждение долгосрочного кредитования. К середине 90-х гг. он предоставил кредитов на сумму свыше 50 млрд. долл., в том числе одну треть на льготных условиях. Приоритетными для АзБР являлись отрасли инфраструктуры.
Учитывая возрастающие потребности государств Азиатско-Тихоокеанского региона в финансировании инфраструктуры и необходимость привлечения ресурсов коммерческих банков, АзБР, ранее проводивший политику предоставления только частичных гарантий по кредитам, покрывающим ограниченный риск по конкретным проектам, в 1995 г. принял решение о предоставлении частичных гарантий по «суверенным» («страховым») рискам, возникающим вследствие действий правительств, форс-мажорных ситуаций в политической области или неплатежей экономических агентов.
Азиатский банк развития начал предоставлять кредиты республикам бывшего СССР. Так, в конце 1995 г. совет директоров АзБР принял решение о готовности выделить Казахстану кредитов на общую сумму 120 млн. долл. на поддержку предприятий агропромышленного комплекса и на реализацию социальных программ.
Азиатский банк развития управляет Азиатским фондом развития (АФР), созданным в 1973 г. и предназначенным для предоставления беспроцентных кредитов беднейшим азиатским странам на срок до 40 лет с выплатой банковской комиссии в 1% в год. Заемщиками Фонда являются Непал, Бангладеш и некоторые страны Индокитая. Фонд регулярно пополняется финансовыми ресурсами, однако в последние годы это связано с немалыми трудностями. Так, промышленно развитые страны (в частности, США) призывают «новые индустриальные страны» Азии увеличить свои взносы в АФР.
На африканском континенте с 1966 г. действует Африканский банк развития (АфБР, штаб-квартира в столице Кот-д' Ивуара Абиджане). Членами банка являются африканские страны и 25 неафриканских государств. АфБР предоставляет займы только африканским странам. Он также оказывает содействие в виде экспертных услуг, обучения кадров. Банк тесно связан с Африканским фондом развития, который предоставляет кредиты на льготных условиях.
Финансовые ресурсы африканским странам предоставляет также Арабский банк для экономического развития африканских государств, созданный Лигой арабских государств в 1973 г. в целях содействия развитию экономики африканских (не арабских) стран.
Межамериканский банк развития (МА БР, штаб-квартира в Вашингтоне) приступил к операциям 1 января 1960 г. Банк был создан с целью ускорить процесс экономического развития стран-членов, для чего предусматривалось предоставление кредитов или гарантий. При этом получателями ресурсов могли быть как государственные органы, так и частные предприятия.
Ресурсы банка складываются из собственных источников прежде всего оплаченного уставного капитала (около 10% от объема подписки) и заемных средств, которые банк мобилизует на рынках капитала. Пополнение собственных источников производится раз в четыре года.
Членами банка являются США, латиноамериканские страны и некоторые азиатские и европейские государства. Каждый член банка имеет 135 голосов плюс 1 голос на каждую акцию своей доли в капитале банка. Наибольшее число голосов - более трети - имеют США.
Примерно половина всех инвестиций банка была направлена в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. При этом больше всего ресурсов получили три страны - Аргентина, Бразилия и Мексика.
Исламский банк развития (ИБР, штаб-квартира в г. Джидда, Саудовская Аравия, создан по решению Организации «Исламская конференция», приступил к операциям с октября 1975 г.) ставит целью способствовать экономическому развитию стран-членов и мусульманских общин в других государствах.
Уставный капитал составляет 2028 млн. исламских динаров, оплаченный - 1698 млн. исламских динаров (1993 г.). Исламский динар является расчетной единицей этого банка и равен курсу 1 СДР Международного валютного фонда по отношению к доллару США (1 СДР = 1,34464 доллара США 20 июля 1990 г.). Основная часть выпущенного по подписке капитала (одна четверть) была внесена Саудовской Аравией.
Исламский банк развития предоставляет ресурсы для финансирования внешнеторговых операций (примерно три четверти всех предоставляемых ресурсов) и проектного финансирования.
ИБР действует в соответствии с исламскими принципами ведения банковского дела, запрещающими взимание процента. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Он также предоставляет техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также имеет доход от участия в совместных прибыльных операциях. Определенное место в деятельности банка занимают лизинговые операции.
В институциональной структуре международных валютно-кредитных и финансовых отношений есть также различные фонды развития. Так, Фонд международного развития, созданный странами ОПЕК (штаб-квартира в Вене), является многосторонним агентством финансового сотрудничества и помощи и ставит целью усилить взаимосвязи между ОПЕК и развивающимися странами. Основными получателями финансовых ресурсов от фонда являются страны, не входящие в ОПЕК, а также международные агентства развития. Сфера деятельности фонда - азиатские и африканские страны, а также государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
Первоначальные взносы в капитал составляли 800 млн. долл. США. Впоследствии они неоднократно пополнялись. К началу 90-х гг. фактически сделанные в капитал фонда взносы превысили 2,7 млрд. долл. Ежегодный объем предоставляемых фондом ресурсов находился на уровне 80-90 млн. долл.
Большинство проектов профинансировано фондом совместно с другими финансовыми институтами. Этот метод позволил ему предоставить финансовые ресурсы для осуществления проектов более чем в 90 странах. В последние годы фонд финансирует отдельные проекты самостоятельно. Одним из основных направлений использования ресурсов фонда является предоставление ресурсов для регулирования платежного баланса.
Среди других региональных банков и фондов развития можно назвать Восточно-африканский банк развития, Западно-африканский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Международный фонд развития сельского хозяйства и др.
Особое место в институциональной структуре международных валютно-кредитных отношений занимает Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г. (штаб-квартира в Базеле, Швейцария). Хотя в этом банке традиционно сильным остается влияние западноевропейских стран, БМР фактически стал международной валютно-кредитной организацией. Банк выполняет две основные функции: а) содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечение благоприятных условий для проведения международных финансовых операций; б) осуществление роли доверительного лица или агента по проведению международных расчетов.
Денежной единицей, которая используется БМР, служит франк с золотым содержанием 0,29032258 г чистого золота. Активы и пассивы, выраженные в долларах, переводятся по курсу 208 долл. США за тройскую унцию. Один золотой франк равен 1,94149 доллара США (1994 г.). Другие валюты переводятся по рыночному обменному курсу по отношению к доллару.
На 31 марта 1994 г. активы БМР составляли около 64,98 млрд. золотых франков. Собственный оплаченный капитал банка (25% выпущенных акций, каждая нарицательной стоимостью 2500 золотых франков) составлял 295,7 млн. золотых франков. Оплаченный капитал и резервы банка в середине 90-х гг. превышали 1,8 млрд. золотых франков.
Основной источник ресурсов БМР - заемные средства (1226 млн. золотых франков в 1994 г.). Размещая их в центральных банках, банках-корреспондентах, международных организациях, БМР получает прибыль (чистая прибыль в 1994 г. составила 138 млн. золотых франков).
Институциональная структура валютно-кредитных отношений включает и неформальные международные организации, такие как Парижский и Лондонский клубы.
Деятельность Парижского клуба началась в середине 50-х гг., когда в Париж были приглашены кредиторы Аргентины на переговоры с должниками. Активность Парижского клуба заметно возросла в последние 10-15 лет в связи с необходимостью урегулирования кризиса задолженности развивающихся стран, а в 90-х гг. - проблем внешнего долга бывших социалистических стран (Восточной Европы и СССР).
В Лондонском клубе, который объединяет примерно 600 коммерческих банков, обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым институтам.
ЕБРР - международный финансово-кредитный институт, предназначенный для финансирования экономических реформ в странах Восточной Европы с целью ускорения их перехода к рыночной экономике.
Первоначальный капитал банка определен в размере 10 млрд. экю (более 12 млрд. долл. США), из них оплаченная часть 30%. Остальные 70% - гарантийный капитал, являющийся обеспечением заемных средств.
Учредители банка - страны ЕЭС, страны Восточной Европы, в т.ч. и СССР, а также США, Канада, Япония, Австралия и некоторые международные организации - Европейский инвестиционный банк и Комиссия европейских сообществ.
Наибольшие квоты в капитале банка имеют:
- США - 10%;
- Германия, Франция, Италия, Великобритания - по 8,5%.
Квота СССР была определена в 6%. После распада СССР его квота была разделена между странами СНГ. Квота России составила 4%.
Основные направления деятельности банка:
1) финансирование различного рода программ и проектов, связанных с реформированием экономик стран Восточной Европы;
2) ускорение адаптации этих стран в мировое хозяйство;
3) анализ экономических процессов в странах Восточной Европы и выработка рекомендаций для преодоления узких мест и диспропорций в экономике стран-заемщиков;
4) стимулирование создания частных финансовых институтов;
5) подготовка кадров.
Банк кредитует частные и государственные предприятия. При этом предпочтение отдается частному сектору. На его долю приходится не менее 60% выделяемых ресурсов.
Для помощи реформам в России и других странах СНГ банк намерен создать три фонда:
1) для развития и модернизации сельского хозяйства;
2) для финансирования добычи и переработки нефти;
3) для конверсии военной промышленности.
Разработка и осуществление планов и программ ЕБРР - дело не простое; требует достаточно длительного времени. Кроме того, на их выполнение оказывает влияние сам ход реформ в нашей стране.