Творчество Гете

Гете (1749 - 1832) был убежден, что расположение планет влияет на судьбу, и во Вселенной каждому принадлежит особое место, так как человек – существенная частица космоса. Написал 1600 стихотворений - отклики на непосредственные жизненные впечатления и переживания, но был скромен и корректен. Увлекается историей и национальным фольклором. Его привлекают сильные личности, бросающие вызов богам и окружающему миру. В романе «Страдания юного Вертера» впервые указал на то, что достоинство человека не в его предках, не в сословной его принадлежности, а в нем самом – в его личности, в его таланте, интеллекте и поступках. Использованная форма (письма, исповедальность дневниковых записей) создавала возможность глубокого психологического раскрытия внутреннего мира героя. Невостребованность, обманутые ожидания, полное разочарование – вот те вехи, которыми отмечен недолгий жизненный путь и духовный опыт Вертера. Самоубийство юноши – вызов и обвинение несовершенному миру.

С 1786 – период веймарского классицизма (классические формы античного искусства, сдержанность, осторожность в симпатиях и антипатиях, создание идеальных образцов современников, герои имеют собственное достоинство, доброжелательность, красоту, а жизнь гармонична, так как следует велению своего доброго сердца). Это оптимистическое утверждение мира и мирного труда. Единственная сила, способная смягчить нравы – это искусство. Наиболее значительное произведение этих лет - роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором герой представлен социально, общественно и исторически обусловленным. С его судьбой Гете связывает важные для него мысли о необходимости сосредоточения целенаправленных усилий умных и порядочных людей в деле развития Германии. Высказывается мысль, что страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человека сильнее и мужественнее, через страдания он идет к радости. Инициатор возрождения жанра баллады. В «Западно-восточном диване» отражена идея взаимосвязанности различных культур, нетленности поэтического слова, говорится о таинственно-потустороннем, губительно вторгающемся в жизнь.

«Фауст» включает часть первую (об осуществлении всех возможных желаний человека) и вторую (о безграничных его возможностях), хотя максималистское осуществление свободной воли влечет за собой трагедию: в 1 части погоня за наслаждением приводит к гибели героини. Ставится проблема возможности соединения идеала с жизнью в традиционном сюжете – странствия героя в поисках ответа. Идет спор о человеке, его достоинстве, разочаровании и удовлетворении, мучениях и радостях. Важнейшие черты человека: неудовлетворенность достигнутым и устремленность к идеалу. Ради того чтобы прожить жизнь заново, он закладывает душу дьяволу. Первоначально Фауст – мятежная титаническая натура, стремящаяся к истинному познанию природы. Потом речь шла не о расширении возможностей познания и не о приобщении ко всем возможным земным радостям, а о самой возможности исчерпать свои желания, «остановить мгновение», признав его прекрасным, и тем самым постичь предел стремлений своего духа. Вторая часть трагедии наполнена аллегориями, символикой, мифологическими образами и ассоциациями, вызванными сменой философского пространства: природа расширяется до космоса, события проецируются на историю цивилизаций. Смысл и оправдание человеческого существования толкуется предельно расширительно: человек свершается в деянии.

Обратите особое внимание:

1. Каково строение трагедии? Что она включает в себя?

2. Почему появился Мефистофель? Как он появился?

3. Почему Фауст работает в готическом кабинете?

4. Почему так много «второстепенных» персонажей, эпизодов, сцен?

5. Почему Мефистофель устраивает для Фауста «схождение в обыденную жизнь»?

6. Почему была сделана остановка на пути в бесконечность?

7. Действительно ли глобальная цель оправдывает гибель «препятствий»?

8. Почему проблема расширения возможностей познания и приобщения ко всем земным радостям заменена у Гете проблемой возможности исчерпать свои желания, «остановить мгновение», признав его прекрасным, и тем самым постичь предел стремлений своего духа?

9. Была ли решена проблема возможности соединения идеала с жизнью? Нашел ли Фауст ответы на свои вопросы?

Литература

1. Трескунов М. Творчество Гете. М., 1964.

2. Волков И. «Фауст» и проблема художественного метода. М., 1970.

3. Джинория О.Г. Творческий путь Гете. Тбилиси, 1984.

4. Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.

5. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989.

Литература романтизма. Особенности готического и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: