Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств | Примеры наблюдаемых вербальных и невербальных реакций учащегося |
На основе заполненного протокола студент составляет целостный текст характеристики учащегося, указывая в нем ее разделы и раскрывая их содержание. В завершении характеристики формулируются общие психолого-педагогические выводы и приводится рефлексивный отчет. Таким образом, протокол наблюдения за учащимся является исходным материалом, на основе которого составляется текст характеристики. Данный протокол входит в отчетную документацию, которую студент должен сдать на кафедру.
Общие психолого-педагогические выводы
по характеристике учащегося
Общие выводы представляют собой обобщение результатов наблюдений, опросов, бесед со всеми участниками образовательного процесса, анализа документации и продуктов деятельности учащегося, результатов применения (по желанию студента) психологических методик. Выводы формулируются на основе зафиксированных в протоколе поведенческих проявлений психических и социально-психологических явлений и свойств.В выводах должны быть отражены:
|
|
1) основные личностные качества учащегося;
2) особенности учебной деятельности и общения учащегося;
3) индивидуальные особенности учащегося в соотношении с возрастными, описанными в специальной психологической литературе (со ссылкой на нее);
4) причины (как внешние, так и внутренние, психологические) имеющихся проблем в поведении, учебе, отношениях;
5) возможные особенности дальнейшего развития ученика с указанием условий, являющихся наиболее благоприятными для развития его личности;
6) первоочередные психолого-педагогические задачи развития, стоящие перед учителем-предметником, классным руководителем, родителями и самим школьником.
Рефлексивный отчет по результатам составления
Психологической характеристики учащегося
Рефлексивный отчет представляет собой заключение в свободной форме, в котором необходимо отразить следующие моменты:
1) была ли успешна ваша работа по составлению психологической характеристики учащегося;
2) какие трудности вы испытали в процессе сбора информации и работы над составлением характеристики;
3) что нового вы узнали, какой опыт приобрели в процессе составления психологической характеристики учащегося.