По мнению польского психолога Я. Мелибруды, в конструктивном разрешении конфликтов важную роль играют следующие факторы:
Адекватное восприятие конфликта. Многочисленные исследования восприятия человека в напряженной (конфликтной) ситуации показали, что оно в значительной степени стереотипизировано и характеризуется типичными для социальных стереотипов явлениями. Стереотипное восприятие включает в себя:
• эмоциональный аспект (сильная эмоциональная окраска, чувство враждебности по отношению к противоположной стороне, недоверие, страх, подозрительность);
• когнитивный аспект (стремление к упрощению информации, схематизм при оценке фактов, крайняя избирательность восприятия, т.е. воспринимается только та информация, которая согласуется с имеющимися стереотипами, вся остальная игнорируется, в результате поле восприятия сужается).
Таким образом, очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся [7] следующие варианты.
· «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет.
· «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но с негодованием реагирует на его действия.
· «Двойная этика» — даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
· «Все ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации.
Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости, потому что ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнера, не замечая никаких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях: не возникают ли подобные искажения и у Вас, когда вы пытаетесь разрешить напряженную ситуацию.
Взаимное выражение чувств. Эмоциональный обмен, хотя бы частичный, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Предположим, что каждый из оппонентов сможет частично сообщить другому свои варианты ответов на следующие вопросы.
• Что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
• Каких реакций я жду со стороны другого?
• Что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?
• На какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Вероятно, конструктивному решению конфликта могут способствовать некоторые формы общения, например:
• высказывания, передающие то, как я понял его слова или действия, и стремление получить подтверждение того, что я понял их правильно;
• открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся моего состояния, чувств и намерений;
• информация, содержащая обратную связь относительно того, как я воспринимаю партнера и толкую его поведение;
• демонстрация того, что я принимаю партнера как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Можно также упомянуть о том, хотя это итак очевидно, что следует избегать угроз, вранья, попыток скрывать манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия.
Ориентация на будущие отношения. В любых взаимоотношениях может возникнуть раздражение, вследствие обиды или воображаемой обиды. Попытки выразить раздражение могут привести к еще большим обидам. Ваше раздражение может подпитывать раздражение другого человека и наоборот, что приводит к скандалу или прекращению общения. Когда ваш гнев начнет сам себя подпитывать и подогревать отрицательные эмоции, остановите его.
Нужно сказать себе: «Да, мы оба раздражены. Но это раздражение никуда нас не приведет. В прошлом случилось что-то неприятное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем» Этот подход особенно эффективен, если вы вступили в напряженные отношения с кем-то, с кем должны будете продолжать отношения [13].
- Правила педагогического общения и решения