ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)
Методика предназначена для исследования самооценки у школьников; она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких как способности, красота и т.д.Методика валидна для умственно отсталых младших школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А., 1998), дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.
Оборудование: бланк, на котором изображено 7 линий, высотой каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Шкалы обозначены:
1. здоровье;
2. ум, способности;
3. характер;
4. авторитет у сверстников;
5. умение много делать своими руками, умелые руки;
6. внешность;
7. уверенность в себе.
Инструкция: «Представь себе, что на этой линии (1 шкала) стоят все ученики твоей школы. Внизу стоят самые больные дети, они часто болеют, у них плохое здоровье. Вверху стоят дети с очень хорошим здоровьем, ни не болют, про их говорят, что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста, где, как ты думаешь, находишься ты («-»). А теперь отметь, куда бы поставила тебя твоя учительница (друзья)» («Х»). Аналогичным образом ребенок оценивает себя по остальным шкалам.
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не оценивается). Каждый ответ выражается в баллах.
1. По каждой шести шкалам определяется:
· уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;
· высоту самооценки – от «0» до знака «-»
· значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «Х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.
- Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удовлетворяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка) удовлетворяют реалистическую («адекватную») самооценку.
|
|
Количество баллов от75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценки. Завышенная самооценка может указывать на незрелость личности, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности.
Количество балов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Несуществующее животное
По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика валидна для умственно отсталых подростков от 9 – 10 лет. Дана методика была апробирована в дипломных исследованиях работах студентов ИСПиП/
Оборудование: лист формата А-4, простой карандаш средней мягкости
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.