Вопросы и задания для самопроверки

1. Что предписывают синтаксические нормы?

2. Какой порядок слов принят в русском языке? Что такое инверсия?

Чем определяется выбор формы единственного или множественного числа сказуемого?

В чем состоят особенности употребления предлогов в и на?

С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки?

Перечислите условия, при которых становится невозможным употребление деепричастного оборота.

РАЗДЕЛ III. УСТНАЯ РЕЧЬ.

Устная речь предполагает наличие реального собеседника. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Как правило, устной речи присуща словесная импровизация, поэтому она характеризуется такими качествами, как прерывистость, срывы конструкции, самоперебивы, лаконизм и избыточность. Наиболее яркое владение устной речью проявляется в ораторском искусстве.

Тема 1. Ораторское искусство.

1. Понятие об ораторском искусстве.

2. История публичной речи.

2.1. Развитие ораторского искусства в античности.

2.2. Развитие красноречия в России.

3. Роды и типы публичной речи.

4. Типы ораторов.

5. Подготовка публичной речи.

6. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

1. Понятие об ораторском искусстве.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство – это прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторская речьвид монологической речи, произносимой с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. В противоположность разговорной речи – обмену более или менее несложными и короткими репликами двух или нескольких собеседников – публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу. Монологическая форма общения, при которой высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена – как речь устная, то опосредствованного – как речь письменная (через книгу, газету и пр.). Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» – непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников.

Ораторикаобласть риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, т.е. построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано еще и с талантом человека.

А.П.Чехов писал: «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере...». Это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой и своеобразной речи.

2. История публичной речи.

История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества.

Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.

2.1. Развитие ораторского искусства в античности.

В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э. Важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей в этих государствах являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Риторика Древней Греции.

Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов). Софизм – мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения является кажущейся.

Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был древнегреческий софист Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.) из Леонтины в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Сочинениями Горгия являются «Похвала Елене», «В защиту Паламеда», «О природе, или О несуществующем». Софизм Горгия заключается в выдвижении им трех тезисов: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было непознаваемо; если было познаваемо, то познание было бы невыразимо.

На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приёмам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы нал противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было.

Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.

С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), в совершенстве владевший диалектическим методом диалога.

Для Сократа диалектика – это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное – одержать победу, во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.

Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и учёный Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трёх книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.

Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными («филиппиками» мы называем сейчас гневные обличительные речи). Риторика была призванием Демосфена, который сам «сделал себя», преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.

Риторика Древнего Рима.

Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. В 3 в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской культуры – заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в том числе и риторику. Ораторское искусство в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где выступить мог практически каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова – его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие.

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона – одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах – «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, к которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.

Вся сила оратора, считает Цицерон, – в умении подчинить себе слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей.

Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 гг. до н.э.) –римский ритор, автор «Наставлений оратору» – самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. В этом систематизированном сочинении анализируется теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ и стилей.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Все эти аспекты были неразрывно связаны, но, смотря по обстоятельствам, какой-то один мог занимать господствующее положение.

2.2. Развитие красноречия в России.

До начала XVII в. искусство красноречия в России воплощается преимущественно в гомилетике – разделе богословия, в котором рассматриваются теоретические и практические вопросы церковной проповеди. Сам термин «риторика» впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники по красноречию на русском языке.

Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой», «Жития»). По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1482-1563 гг). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) – «Об изобретении дел» и «Об украшении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которое «делам придает и прибавляет силы».

К началу XVIII в. искусство красноречия начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736 гг.) «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г. – также написанный на латинском языке труд «De arte rhetorica» («О риторическом искусстве»).

Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было «Краткое руководство к красноречию», написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765 гг.). В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды. В нём учёный уделяет большое внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей XVIII века и принесло учёному громкую славу.

Для красноречия, по мнению М. В. Ломоносова, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение.

Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, – это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839 гг). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, – это «склонить ум, тронуть сердце».

М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей идее.

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А. Ф. Мерзлякова (1778-1830 гг.), статьи об ораторском искусстве М. В. Буташевича-Петрашевского (1821-1866 гг.) и В. Г. Белинского (1811-1848 гг.).

Необходимо отметить значение русского судебного красноречия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Выдающимися ораторами были Ф. Н. Плевако (1842-1908 гг.), П. А. Александров (1838-1893 гг.), С. А. Андреевский (1847-1918 гг.) и др.

Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним Сергеич П.) (1867-?). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Эта книга периодически переиздается.

Известны также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А. Ф. Кони (1844-1927 гг.) («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.).

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Правомерно говорить о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями – В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), К. А. Тимирязев (1843-1920 гг.), Д. И. Менделеев (1834-1907 гг.).

Отдельное направление истории русской риторики – развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилю В. И. Ленина (1870-1924 гг.) и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова (1886-1934 гг.), А. М. Коллонтай (1872-1952 гг.), А. В. Луначарского (1875-1933 гг.) и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди (1891-1983 гг.), В. Э. Мейерхольд (1874-1940 гг.), А. В. Луначарский (1875-1933 гг.), Л. В. Щерба (1880-1944 гг.) и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект – культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (П. Сопера, Д. Карнеги, О. Эрнста) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

3. Роды и типы публичной речи.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия:

1. Социально-политическое красноречие (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь).

2. Академическое красноречие (вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение).

3. Судебное красноречие (прокурорская речь, общественно-обвинительная речь, адвокатская речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого).

4. Социально-бытовое красноречие (юбилейная речь, застольная речь-тост, поминальная речь – надгробное слово).

5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

Данная классификация хотя и верна, но не охватывает всех видов красноречия (например, дискуссионные и полемические речи и др.).

Среди типов речи выделяются следующие:

1. Аргументирующая речь, к которой относятся убеждающая и агитирующая речи. Коммуникативная цель говорящего при произнесении аргументирующей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также склонить его к какому-либо действию (агитирующая речь).

Аргументирующая речь связана с таким понятием, как аргумент. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (главного утверждения оратора). Выделяют следующие типы аргументов:

сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным;

рациональные и психологические аргументы. Рациональные аргументы воздействуют на разум слушателей. К ним относятся факты, законы природы, аксиомы, обращение к авторитетам, т.е. все то, что может рассматриваться как безусловно истинное. Психологические аргументы (иррациональные) взывают к чувствам. Психологические аргументы могут апеллировать к личностным качествам оппонента или к чувствам аудитории;

собственно аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Выступающий должен предусмотреть возможные контраргументы и предупредить их появление специальными фразами. Например: «Здесь мне могли бы возразить, что …, но это не совсем так, потому что…».

2. Информирующая речь. Ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. Информирующие жанры – это всегда сплав объективного и субъективного, эмоционального компонентов (доклад, репортаж, комментарии и др.)

3. Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид речи, – поздравление, тост, похвала – встречаются как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д.

4. Типы ораторов.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского orare – «говорить». Оратор – это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» классифицирует ораторов в соответствии с типом темперамента:

1. Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждению и строгой аргументированности. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2. Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3. Философский. Ораторы этого типа более или менее эмоциональны, склонны к анализу. Для них характерно стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4. Лирический, или художественно-образный. Представителям этого типа свойственна глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность. Чаще всего данную группу составляют меланхолики.

5. Подготовка публичной речи.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Основными этапами подготовки к конкретному выступлению являются:

I этап. Выбор темы и определение целевой установки. Название речи должно быть четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Например, в качестве одной из тем выступления возможна следующая: «Гендерные различия в языке мужчин и женщин».

Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если целевая установка отсутствует, эффективность выступления снижается. В процессе выбора темы и определения целевой установки необходимо ставить следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

II этап. Подбор материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью используются разнообразные источники: официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочники, периодика, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

Поиск материалов для публичной речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности следует начинать заранее.

В процессе подготовки необходимо делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев совершенно справедливо утверждал, что «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи – это выписки на карточках одинакового размера. На каждой из них делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней – подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источника, т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

III этап. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, необходимо его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала могут появиться какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, могут рождаться новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи в соответствии с позицией будущей аудитории.

IV этап. Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Предварительный план составляется сразу после выбора темы и определения целевой установки. Важно определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Предварительный план помогает отразить собственный подход к раскрытию данной темы, проблемы. Рабочий план составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании отбираются самые существенные и основные вопросы, определяется, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Этот план также дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана рекомендуется составить основной план. Он пишется не столько для выступающего, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

По структуре планы бывают также простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

V этап. Работа над композицией. После написания плана необходимо продумать построение каждой части выступления. При этом оратор должен строить свою речь, руководствуясь следующими принципами:

1) краткости, но, следует добавить, и достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обыч­но оценивается аудиторией как «более деловое». Доведенный до парадоксальности, этот принцип прозвучал в словах Франклина Рузвельта, который учил выступать своего сына: «Будь искренен, будь краток, садись». Но все же выступление должно быть достаточ­ным по времени, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию;

2) последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему;

3) усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т. д.

4) результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вы­вод должен не только подразумеваться, но и обязательно форму­лироваться словесно.

Наиболее распространенной структурой выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель, кратко излагается история вопроса.

Во вступлении различают зачин, цель которого подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание, и завязку, задача которой – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса.

Начинать выступление рекомендуется с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, цитаты, рассказа о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к теме выступления.

В начале выступления не следует говорить, что вы не оратор, извиняться, неуместно шутить.

Наиболее важной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается сущностный материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части материал следует располагать таким образом, чтобы он работал на идею речи.

Методами изложения материала в главной части являются следующие:

1) Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях.

2) Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

3) Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов обычно производится параллельно с тем, что хорошо известно слушателям.

4) Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному и углублённому его анализу.

5) Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

6) Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином предмете, явлении с течением времени.

При любом методе изложения материала речь оратора должна быть доказательной, а положения убедительными.

При работе над главной частью студент должен продумать систему логических (обращенных к разуму) и психологических (обращенных к чувствам) доводов.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порою неплохую речь. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, суммировать наиболее важные положения. Кроме того, в заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Следует учитывать, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце выступления. Первые слова привлекают внимание, а последниеусиливают эффект, они должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

VI этап. Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли. Рекомендуется прочитать речь родственникам, товарищам, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует выступающего, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок и делает речь более уверенной.

VII этап. Овладение материалом выступления. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз прочитать текст, заучить отдельные фрагменты, несколько раз произнести вслух, учитывая время, восстановить в памяти план и содержание.

6. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления – контакт со слушателем, т.е. общность психического состояния оратора и аудитории. При этом, как бы ни была интересна тема, внимание аудитории со временем притупляется. Исследования показали, что наиболее благоприятная продолжительность устного высказывания равна семи словам, а время устного сообщения без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут. Внимание необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1) вопросно-ответный ход. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

2) использование юмора, котороепозволяет быстро завоевать аудиторию;

3) переход от монолога к диалогу, позволяющий приобщить аудиторию к процессу обсуждения, активизировать ее интерес;

4) прием создания проблемной ситуации,когда слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос «Почему?», что стимулирует познавательную активность;

5) опора на личный опыт, авторитетное мнение, которые всегда интересны слушателям;

6) замедление темпа речи с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления.

Для того, чтобы оратор мог умело использовать перечисленные приемы, необходимо по возможности четко представить аудиторию, перед которой предстоит выступать: пол, возраст, национальность, уровень образованности, социальный статус, вероисповедание, интересы и т.д.

Для преодоления волнения рекомендуется перед выступлением снять мышечное напряжение при помощи специальных упражнений. Оно возникает по большей части от старания казаться на людях лучше, умнее, красивее, изящнее и из-за боязни потерять чувство собственного достоинства. Когда человек попадает в центр внимания, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидности потери самообладания) принимают самые разнообразные формы: от зажатости диафрагмы может пропасть голос, появиться туман в глазах, человек перестает мыслить и действовать.

Снимать мышечное напряжение можно при помощи метода К.С.Станиславского: необходимо попеременно напрягать и расслаблять различные мышцы (шеи, рук, ног и т.п.). После сильного напряжения мышцы освобождаются и находят оптимальное состояние.

Следующий важный момент – это постановка дыхания. Дышать нужно нижней частью корпуса, а не плечами. Следует проделать упражнения, в которых участвуют пресс, диафрагма, косые мышцы живота. Именно на эти разработанные мышцы и ставится голос.

Снять волнение можно, зажав в руках некий предмет, например, ручку. Хорошо во время выступления представить себе, что говоришь для своего самого близкого человека.

Следует отметить, что мастерство оратора проявляется также в оптимальном использовании жестикуляции и мимики. Самым лучшим жестом является тот, который не замечают слушатели, т.е. который органично сливается с содержанием речи. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость. Выражение лица должно соответствовать характеру речи.

Известно, что есть люди, наделенные абсолютным слухом, зорким глазом и чутким обонянием. А есть те, кто обладает чувством языка. Это своего рода талант – умение безукоризненно пользоваться звучащим словом. Но как любой другой талант, такое качество – редкость. Всем же остальным следует вспомнить слова древнеримского мыслителя Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: