Основные педагогические понятия, выражающие научное обобщение, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие и формирование.
Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном значении.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.
Воспитание в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
|
|
Обучение — планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми компонентами.
|
|
Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения
Работник — это человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда.
Рабочий — это работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования.
Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник к существованию.
Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. Мастер общестроительных работ: - каменщик — монтажник-электросварщик. Сварщик: - электросварщик — газосварщик — электрогазосварщик.
Профессиональная квалификация — это ступень профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного труда определенного качества и определенной сложности определение в разрядах.