Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система

Система образования — совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г, № 3266-1).

Система начального профессионального образования — многоуровневая, полифункциональная, открытая, динамическая система обучения, воспитания и развития будущих специалистов рабочих квалификаций, функционирующая на основе взаимодействия трех структурных компонентов: управленческого (организация, стимулирование, контроль образовательной деятельности), содержательного (ценность, цель, мотивация, процесс, результат образовательной деятельности) и технологического (средства, формы, методы образовательной деятельности).

Начальное профессиональное образование — имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования. В системе НПО в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт) и др. образовательные учреждения данного уровня.

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, достижения конкретной профессии (специальности), соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Система управления педагогическим процессом в учреждениях НПО строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.

Перспективы развития начального профессионального образования возможно в двух направлениях. Первое – создание (на базе существующих профессиональных лицеев и училищ) центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. При этом предусматривается более широкая реализация программ допрофессиональной подготовки и начало реализации программ среднего профессионального образования. Второе – дальнейшее включение названных учебных заведений (курсов) для взрослых в образовательные комплексы различного типа.

Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение конкретной профессии соответствующего уровня квалификации обучающимися с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.д.) осуществляет интегрированные образовательные программы начального и среднего уровней профессионального образования, обеспечивающие молодому человеку приобретение конкретной профессии повышенного уровня квалификации и возможность получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования реализуют образовательные программы переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Директор училища или лицея возглавляет всю учебно-воспитательную работу. В его подчинении находятся заместители директора, старшие мастера, преподаватели и мастера производственного обучения.

Становление и развитие учебных заведений начального профессионального образования от горнозаводских школ до современных колледжей:

Годы Новообразования
60-х гг. XIX в В России начала развиваться дидактика профессионального обучения. Ведущую роль в этом процессе сыграло Московское техническое училище, возникшее на базе Московского воспитательного дома и имевшее давние традиции в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских этого училища под руководством учебного мастера Д.К. Советника (1838-1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.
Годы Новообразования
1919-1920 гг. Принимается декрет «О мерах по распространению профессионально-технических знаний», в котором были сформулированы основные требования к профессиональному образованию: оно должно быть основательным, не носить характера ремесленничества, базироваться на общих и технических знаниях, отвечать требованиям научно-технического процесса, соединять обучение с производственным трудом. Декрет «Об учебной профессионально-технической повинности» - обучение всех рабочих в возрасте 18-40 лет. Образовываются профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские и школы—клубы
1921-1929 гг. Школы – клубы были преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), а затем вошли в состав конкретных предприятий, для которых готовили кадры.
1940 г. Организация ремесленных (РУ) и железнодорожные (ЖУ) и школ ФЗО.
1958 г. Создается единый тип учебных заведений – городские и сельские профессионально-технические училища (ГПТУ)
1969 г. Преобразование профтехучилищ в учебные заведения для подготовки квалифицированных рабочих с законченным средним образованием.
Современный период Профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат (пункт)

Чтобы выжить и развиваться в рыночных условиях, профессиональное образовательное учреждение должно: проводить набор абитуриентов в соответствии с проектной мощностью и количеством мест; готовить обучающихся на уровне федерального или международного стандарта по профессиям, имеющим спрос на рынке труда; экономно использовать все ресурсы в рамках бюджетного финансирования и дополнительных внебюджетных доходов; обеспечивать социальную защиту обучающихся и инженерно-педагогического персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: