Проектирование педагогического процесса

Еще недавно большинством специалистов проектирования профессионального образования понятие «педагогическое проектирование» отрицалось или, в лучшем случае, воспринималось скептически.

В настоящее время в педагогической литературе и в высказываниях педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.

Педагогическое проектирование - в контексте сущности социального проектирования деятельность, направленная на преобразование и создание объектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения целей обучения и воспитания личности.

Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы них компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

Процесс проектирования представляет собой функционально связанную друг с другом совокупность этапов создания проекта. Этап проектирования - это часть проектировочной деятельности, характеризующаяся собственными задачами, механизмом и частными результатами. Каждый этап проектирования реализуется своими процедурами и методами.

В каждом случае проект педагогического процесса будет построен на основании имеющихся ресурсов для конкретных условий.

В условиях подготовки специалистов в системе НПО целесообразно выделить три уровня организации учебно-познавательного процесса, приняв в качестве основы систематизации возрастание степени самостоятельности и активности обучаемого:

1. Формирование знаний и умений в рамках методических систем, которые обычно определяют как традиционные. Преподаватель в зависимости от имеющихся ресурсов использует учебное пособие и программно-методическое обеспечение для контроля знаний или в качестве средств наглядной демонстрации. Выбор методов обучения и способов мотивации и активизации деятельности учащихся, управление последней определяются преподавателем. Следует отметить, что в ходе проектирования учебного процесса преподаватель имеет возможность использовать предложенные методические рекомендации и другие разработанные элементы программно-методического обеспечения.

2. Применение компьютеризированной системы обучения, что позволяет организовать процесс самообучения по разработанной методике. Непрерывное управление познавательной деятельностью строится на основании обратной связи и учета предыстории обучения. Критерием достижения цели обучения является завершенность процесса.

3. Комплексное использование разработанного методического и программного обеспечения с целью реализации ориентированной на самообучение вариативной методической системы, которая допускает выбор методики и уровня формирования знаний и умений, последовательности освоения и глубины погружения в предметную область самим обучаемым.

Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Для выполнения педагогического проектирования предлагается следующий алгоритм:

Подготовительная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: