Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью – социологический подход;
2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе – социально-психологический подход;
3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.
Профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.
Профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
1 этап – эмоционально-образный (старший дошкольный возраст) – формируется положительное отношение к профессиональному миру, вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.
2 этап – пропедевтический (1,2,3,4 классы) пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
3 этап – поисково-зондирующий (5,6,7 классы) этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
4 этап – 8-9 классы – период развития профессионального самосознания – сформированности у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, предоставлениями о ценностях с их реальными возможностями.
5 этап- 10-11 классы – период уточнения социально-профессионального статуса.
6 этап – учащиеся профессиональной школы и студенты ВУЗов - включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней.
7 этап – развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификации, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.