Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью – социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе – социально-психологический подход;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.

Профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

1 этап – эмоционально-образный (старший дошкольный возраст) – формируется положительное отношение к профессиональному миру, вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

2 этап – пропедевтический (1,2,3,4 классы) пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

3 этап – поисково-зондирующий (5,6,7 классы) этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

4 этап – 8-9 классы – период развития профессионального самосознания – сформированности у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, предоставлениями о ценностях с их реальными возможностями.

5 этап- 10-11 классы – период уточнения социально-профессионального статуса.

6 этап – учащиеся профессиональной школы и студенты ВУЗов - включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней.

7 этап – развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификации, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: