Смысловая модель «Имя»

Топ «имя» как источник изобретения содержания. Является еще одним источником мыслей, развития темы — обращение к происхождению и(или) смыслу слова в названии темы или является одной из ее идей.

Разные речевые ситуации определяют для говорящего способ трактовки темы. Ритор должен учитывать возможности слушающих воспринять речь гово­рящего с учетом логического построения высказывания и эмоционально-образного обрамления мысли; характер аргументов, нужных для доказательства своих мыслей.

Например, предмет вашей речи такая составляющая деятель­ности юриста, как право. Говорить об этом:

а) с учениками младших классов при организации и проведении школьного мероприятия;

б) со своими однокурсниками — при проведении дис-
пута; на вечеринке во время застолья, произнося тост; при
других обстоятельствах;

в) с незнакомой аудиторией — во время обсуждения
насущных проблем жизнедеятельности учебного заведения;
во время дискуссии при обсуждении нравственных про-
блем; в беседе с клиентом, который пришел к вам на кон-
сультацию.

Мы убедились, что, обдумывая речь на этапе инвен­ции, ритор сначала выбирает определенную стратегию речевого поведения, при этом он исходит из особен­ностей слушателей, из обстоятельств речи. Но в любом случае ритор пользуется классической системой «общих мест».

Диспозиция, или рас­положение, представляет собой соединение выявленных и выделенных понятий и мыслей, отражающих суть темы речевого взаимодействия, в определенную последователь­ность или порядок. Диспозиция составляет и одну из трех главных частей риторики как дисциплины и искусства красноречия.

Порядок наших мыслительно-словесных актов осу­ществляется во времени и последовательно; выстраивается строго в ряд друг за другом, и поэтому речь линейна. В соот­ветствие с таким строем мысли античный риторический канон предлагал шесть важнейших частей речи: 1) введе­ние; 2) предложение, или тезис; 3) повествование; 4) под­тверждение; 5) опровержение; 6) заключение.

Современное требование риторики заметно отличается от классической традиции, но основные этапы — введение, развитие темы и заключение — остаются до сих пор неиз­менными, являясь главными частями речевого произведе­ния. При этом, каждый из указанных этапов расположения частей речевого произведения необходимо по содержанию соотносить как с задачей речевого взаимодействия, так и с реакцией слушателей. Что касается правил расположе­ния частей речевого произведения, то они вовсе не явля­ются какой-то жесткой и тем более выдуманной учеными-риторами схемой. Главное, чтобы мысли в речи, не толпясь и не теснясь, не мешали друг другу, чтобы их расположе­ние обеспечивало лучшее восприятия речи слушателями, чтобы установилась гармония в отношениях между рито­ром и адресатом речи.

Так что же представляют собой принципы и правила диспозиции и откуда они взялись? Эти правила заклю­чают в себе те традиции речи, которые веками складыва­лись в культуре речевого взаимодействия в разных стра­нах и на разных языках и которые обеспечивали риторам достижение высоких результатов в убеждающем воздей­ствии на оппонента. Некоторые из принципов и правил диспозиции сформировались и сохранились в отечествен­ной речевой культуре, некоторые из них утеряны, некото­рые в настоящее время не соблюдаются. Например, многие наши современники не способны сегодня разрешить такие«проблемы», как начало беседы в незнакомой компании; обращение к собравшейся аудитории; начало и завершение публичного выступления и т.п.

Известно, что существуют три функциональных типа текста (по способу изложения материала):описание; повествование; рассуждение. Каждый из которых имеет структуру расположения элементов текста.

Структура описания:

а) правильный выбор главной, характерной черты (свойства) или детали (части), которые характеризуют сущность предмета или делают его интересным. Сущность предмета — это такие его свойства и черты, которые отражают его качественность, определенность; то, что есть предмет на самом деле;

б) подбор точного сравнения (создания образа), основанного именно на этой главной черте, существенном признаке.

В текстах, например, официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей – вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний

Структура повествования:

1. Завязка (начало повествования):

а) форма обращения к адресату, которым могут быть слушатели или читатели. Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем...(А.С.Пушкин);

в) общепринятая истина, высказанная в афористичной форме, например: «Друзья познаются в беде»;

г) место, время, действующее лицо (где? когда? кто?). Самый распространенный вариант начала: «Река была в полукилометре от хранилища. Гринька направился туда, к реке» (В.Шукшин).

2.Развитие темы (кульминация). Здесь можно: а) следовать натураль­ному, естественному порядку событий; б) начинать с неко­торого чудного, значимого приключения; в) использовать порядок изложения по степени заинтересованности слуша­ющих в предлагаемом им материале, продвигаясь к кульми­нации и завершению.

Развязка (конец повествования) содержит развязку истории. Оно должно быть построено так, чтобы у слушате­лей или читателей сформировались: а) определенная пси­хологическая и мировоззренческая сопричастность к услы­шанному или прочитанному; б) соответствующий вывод из освоенного материала.

Например, жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы: «14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить «ВАЗ 21099» для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить».

Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий: сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т. п.

Ведущую роль в повествовании играют глагольные формы, обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные: Пугачев уехал; народ бросился за ним (А. Пушкин). Повествование как тип текста ориентирован на динамическое отражение явлений действительности, противоположен описанию.

Рассуждению в риторике всегда прида­валось необычайно важное значение.

Искусство стро­ить рассуждение необходимо практически во всех сферах человеческой деятельности. Что же касается государствен­ных обвинителей, адвокатов, то владение ими структурой построения рассуждения, творческое включение в данный процесс версий и гипотез позволят им более эффективно достигать желаемого результата в судебных заседаниях, где всегда соприкасаются обвинение и защита, но оценивают это соприкосновение судьи и присяжные заседатели.

В практике красноречия, в риторике используется спе­циальное обозначение речи-рассуждения — хрия (греч. hreia — упражнение, формирующее дисциплину речи и мысли). Выделяют три вида хрии:

—строгая (классическая);

—свободная;

—обратная.

В строгой хрии содержание речи располагается в восьми последовательных частях. Назовем их так, как они были названы М. В. Ломоносовым: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Рассмотрим построение хрии на примере высказывания «Тяжело в ученье — легко в бою».

1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии».

В выбранном нами примере изречение, вошедшее в посло­вицу, принадлежит А. В. Суворову, который много потрудился для создания сильной армии в России, не проиграл ни одного сражения и сказанное проверил собственным опытом.

2. Парафразис (греч. paraphrasis — описательный оборот, описание), т.е. «изъяснение темы через распространение».

В нашем примере мысль Суворова выражена образно. Он сравнивает, сопоставляет два процесса в жизни каждого чело­века и каждого специалиста. Тот, кто стремится к успеху, достижению высоких результатов в своей деятельности, обя­зан основную тяжесть будущего отношения к делу перенести на учение, превозмочь свое нежелание приобретать знания и умения, ибо он приобретет желанные выгоды и преимуще­ства над другими.

3. Причина — в этой части речи предполагается «присовокупление достаточной для доказательства тезиса причины». Таких причин может указываться несколько, но они обязаны убедительно обосновывать исходный тезис.

В нашем случае достижение успеха в конкретном деле сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, для фор­мирования специалиста требуется развитие навыков и уме­ний, которые могут быть выработаны только в процессе учебы. Во-вторых, учение связано со многими мелочами, под­робностями, большей частью неинтересными и не имеющими приложения в текущей повседневной жизни обучающегося. Наконец, обучающийся еще не понимает пользы от приобре­таемых знаний и умений. Тот, кто сумеет превозмочь все эти трудности, тот убедится, что последствия учения доставят ему преимущества и выгоды перед другими. Он с определенным уважением к себе будет оценивать период учебы.

4. Противное — в этой части речи используется то, «что предложенному в теме противно». Другими словами, в данную часть речи включается высказывание, которое противоположно по смыслу тезису.

В нашем случае противоположным используемому тезису будет высказывание: «Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения активно и целеустремленно приоб­ретать знания и умения, тот не смеет рассчитывать на преиму­щества в делах, достающиеся профессионалам в награду за труд в учении». Эта часть как бы продолжает слова: «Если нет, то...»

5. Подобие — в этой части речи используется высказывание, «которым изъясняется и подтверждается тема». Это значит, что оратор использует высказывание, которое обладает сходным свойством с обосновываемым тезисом, но которое усиливает позицию данного тезиса.

Например, очевидным подобием с исходным тезисом будет высказывание: «Посмотрите на земледельца: сколько упор­ного труда и усилий он вкладывает в обработку своего поля. Чем лучше он подготовит почву для взращивания конкретной культуры, чем больше он будет ухаживать за созреванием этой культуры, тем лучше будет урожай и тем полнее будет радость земледельца».

6. Пример — в этой части речи приводится подтверждающий пример из исторической общественной практики.

Для рассматриваемого нами тезиса таким примером может быть следующий: «Петр I, предварительно сам прошел дорогу овладения мастерством кораблестроения, а потом успешно повел за собой своих подданных».

7. Свидетельство, которое предполагает использование в речи авторитетного мнения или выводов наук. Данная часть речи заполняется аргументами во всем их многообразии, а не только сухими ссылками на авторитет или научный вывод.

Так, наше высказывание реально можно аргументировать примерами из жизни видных русских юристов, одним из кото­рых является А. Ф. Кони. Он утверждал, что по его личному опыту для того, чтобы быть успешным юристом, необходимо овладеть тремя компонентами профессии: а) нужно знать предмет своей деятельности; б) нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобраз­ными оборотами; в) нужно не лгать.

8. Заключение — краткое «увещевательное» обобщение, используемое для обоснования исходного тезиса. В позиции заключения может употребляться цитата, афоризм, собственный вывод по тезису.

Для нашего тезиса заключением может служить показатель успешных военных баталий, осуществленных самим Суворо­вым: ни одного поражения в битвах с врагами.

В свободной хрии последовательность ее частей может меняться, а некоторые могут быть вообще опущены. Например, приступ может заменяться разъяснением темы, рассуждением по поводу ее формулировки. Вместо при­ступа можно начать с определения понятий, затем перей­ти к причине-доводу, подобию, использовать противное и перейти к заключению.

В обратной хрии мысль раскрывается и развивается от частей к целому (общему), от видов к роду. Данный вид хрии активно использовал Сократ. Его мудрость заключа­ется в том, что не стоит не расположенную к вам аудиторию огорошивать категорическим высказыванием тезиса. Лучше подвести слушателей к этому тезису постепенно, пред­ложив им убедительные доводы, которые могут заставить аудиторию прислушаться к ритору, а затем благосклонно принять тезис, который он защищает. Так строится боль­шинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия для конкретного человека или общества.

Например, речь Козьмы Минина, призывавшего граждан отдать все во имя спасения Отечества, — образец обратной хрии.

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!

Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.

Связь: Если падет Москва, падем и мы.

Тезис: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и иску­пим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.

Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас, — раб­ство или свобода.

3.Элокуция (от лат. eloquor — высказывать, произносить речь, говорить), третий этап на пути движения от мысли к слову, представляет собой процесс превращения замысла речи, изобретенного и расположенного в определенном порядке ее содержания, в реальный текст. Это этап облече­ния мысли в слова, на нем совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает сло­весное выражение. Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний (смысловой, стилистический, даже звуковой). Он определяется задачей соотнесения речи с особенно­стями ситуации общения (но и, конечно, с индивидуаль­ным вкусом говорящего). Здесь осуществляется и выбор ритма, общей структуры фразы, выбор тропов и фигур речи, специальных риторических приемов, тех «цветов красноре­чия», которые должны не только объяснить, доказать, но и восхитить слушателей, пробудить их чувства, вызвать у них эстетическое наслаждение от речи.

Подробно изобразительно-выразительные средства языка будут рассмотрены в соответствующем разделе пособия.

4. Следующий этап риторического канона –меморио.

Прежде чем говорить о специальных техниках, способствующих формированию навыков запоминания, отметим, что ведущую роль в формировании таких навыков играет развитие памяти. Неумение пользоваться памятью, неумение запоминать информацию и припоминать её. Память работает по своим законам, и применение их облегчает запоминание. Грамотное повторение информации, умение получить впечатление от запоминаемой информации, умение её извлечь из памяти, способно резко повысить эффективность запоминания. И умение запоминать - не дар свыше, а навык, которому можно научиться. Существуют специальные методики, позволяющие улучшить способность к запоминанию информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: