Топ «имя» как источник изобретения содержания. Является еще одним источником мыслей, развития темы — обращение к происхождению и(или) смыслу слова в названии темы или является одной из ее идей.
Разные речевые ситуации определяют для говорящего способ трактовки темы. Ритор должен учитывать возможности слушающих воспринять речь говорящего с учетом логического построения высказывания и эмоционально-образного обрамления мысли; характер аргументов, нужных для доказательства своих мыслей.
Например, предмет вашей речи такая составляющая деятельности юриста, как право. Говорить об этом:
а) с учениками младших классов при организации и проведении школьного мероприятия;
б) со своими однокурсниками — при проведении дис-
пута; на вечеринке во время застолья, произнося тост; при
других обстоятельствах;
в) с незнакомой аудиторией — во время обсуждения
насущных проблем жизнедеятельности учебного заведения;
во время дискуссии при обсуждении нравственных про-
блем; в беседе с клиентом, который пришел к вам на кон-
сультацию.
|
|
Мы убедились, что, обдумывая речь на этапе инвенции, ритор сначала выбирает определенную стратегию речевого поведения, при этом он исходит из особенностей слушателей, из обстоятельств речи. Но в любом случае ритор пользуется классической системой «общих мест».
Диспозиция, или расположение, представляет собой соединение выявленных и выделенных понятий и мыслей, отражающих суть темы речевого взаимодействия, в определенную последовательность или порядок. Диспозиция составляет и одну из трех главных частей риторики как дисциплины и искусства красноречия.
Порядок наших мыслительно-словесных актов осуществляется во времени и последовательно; выстраивается строго в ряд друг за другом, и поэтому речь линейна. В соответствие с таким строем мысли античный риторический канон предлагал шесть важнейших частей речи: 1) введение; 2) предложение, или тезис; 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение.
Современное требование риторики заметно отличается от классической традиции, но основные этапы — введение, развитие темы и заключение — остаются до сих пор неизменными, являясь главными частями речевого произведения. При этом, каждый из указанных этапов расположения частей речевого произведения необходимо по содержанию соотносить как с задачей речевого взаимодействия, так и с реакцией слушателей. Что касается правил расположения частей речевого произведения, то они вовсе не являются какой-то жесткой и тем более выдуманной учеными-риторами схемой. Главное, чтобы мысли в речи, не толпясь и не теснясь, не мешали друг другу, чтобы их расположение обеспечивало лучшее восприятия речи слушателями, чтобы установилась гармония в отношениях между ритором и адресатом речи.
|
|
Так что же представляют собой принципы и правила диспозиции и откуда они взялись? Эти правила заключают в себе те традиции речи, которые веками складывались в культуре речевого взаимодействия в разных странах и на разных языках и которые обеспечивали риторам достижение высоких результатов в убеждающем воздействии на оппонента. Некоторые из принципов и правил диспозиции сформировались и сохранились в отечественной речевой культуре, некоторые из них утеряны, некоторые в настоящее время не соблюдаются. Например, многие наши современники не способны сегодня разрешить такие«проблемы», как начало беседы в незнакомой компании; обращение к собравшейся аудитории; начало и завершение публичного выступления и т.п.
Известно, что существуют три функциональных типа текста (по способу изложения материала):описание; повествование; рассуждение. Каждый из которых имеет структуру расположения элементов текста.
Структура описания:
а) правильный выбор главной, характерной черты (свойства) или детали (части), которые характеризуют сущность предмета или делают его интересным. Сущность предмета — это такие его свойства и черты, которые отражают его качественность, определенность; то, что есть предмет на самом деле;
б) подбор точного сравнения (создания образа), основанного именно на этой главной черте, существенном признаке.
В текстах, например, официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета, его техническое и информационное описание. При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей – вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний
Структура повествования:
1. Завязка (начало повествования):
а) форма обращения к адресату, которым могут быть слушатели или читатели. Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем...(А.С.Пушкин);
в) общепринятая истина, высказанная в афористичной форме, например: «Друзья познаются в беде»;
г) место, время, действующее лицо (где? когда? кто?). Самый распространенный вариант начала: «Река была в полукилометре от хранилища. Гринька направился туда, к реке» (В.Шукшин).
2.Развитие темы (кульминация). Здесь можно: а) следовать натуральному, естественному порядку событий; б) начинать с некоторого чудного, значимого приключения; в) использовать порядок изложения по степени заинтересованности слушающих в предлагаемом им материале, продвигаясь к кульминации и завершению.
Развязка (конец повествования) содержит развязку истории. Оно должно быть построено так, чтобы у слушателей или читателей сформировались: а) определенная психологическая и мировоззренческая сопричастность к услышанному или прочитанному; б) соответствующий вывод из освоенного материала.
Например, жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы: «14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить «ВАЗ 21099» для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить».
Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий: сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т. п.
|
|
Ведущую роль в повествовании играют глагольные формы, обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные: Пугачев уехал; народ бросился за ним (А. Пушкин). Повествование как тип текста ориентирован на динамическое отражение явлений действительности, противоположен описанию.
Рассуждению в риторике всегда придавалось необычайно важное значение.
Искусство строить рассуждение необходимо практически во всех сферах человеческой деятельности. Что же касается государственных обвинителей, адвокатов, то владение ими структурой построения рассуждения, творческое включение в данный процесс версий и гипотез позволят им более эффективно достигать желаемого результата в судебных заседаниях, где всегда соприкасаются обвинение и защита, но оценивают это соприкосновение судьи и присяжные заседатели.
В практике красноречия, в риторике используется специальное обозначение речи-рассуждения — хрия (греч. hreia — упражнение, формирующее дисциплину речи и мысли). Выделяют три вида хрии:
—строгая (классическая);
—свободная;
—обратная.
В строгой хрии содержание речи располагается в восьми последовательных частях. Назовем их так, как они были названы М. В. Ломоносовым: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Рассмотрим построение хрии на примере высказывания «Тяжело в ученье — легко в бою».
1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии».
В выбранном нами примере изречение, вошедшее в пословицу, принадлежит А. В. Суворову, который много потрудился для создания сильной армии в России, не проиграл ни одного сражения и сказанное проверил собственным опытом.
|
|
2. Парафразис (греч. paraphrasis — описательный оборот, описание), т.е. «изъяснение темы через распространение».
В нашем примере мысль Суворова выражена образно. Он сравнивает, сопоставляет два процесса в жизни каждого человека и каждого специалиста. Тот, кто стремится к успеху, достижению высоких результатов в своей деятельности, обязан основную тяжесть будущего отношения к делу перенести на учение, превозмочь свое нежелание приобретать знания и умения, ибо он приобретет желанные выгоды и преимущества над другими.
3. Причина — в этой части речи предполагается «присовокупление достаточной для доказательства тезиса причины». Таких причин может указываться несколько, но они обязаны убедительно обосновывать исходный тезис.
В нашем случае достижение успеха в конкретном деле сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, для формирования специалиста требуется развитие навыков и умений, которые могут быть выработаны только в процессе учебы. Во-вторых, учение связано со многими мелочами, подробностями, большей частью неинтересными и не имеющими приложения в текущей повседневной жизни обучающегося. Наконец, обучающийся еще не понимает пользы от приобретаемых знаний и умений. Тот, кто сумеет превозмочь все эти трудности, тот убедится, что последствия учения доставят ему преимущества и выгоды перед другими. Он с определенным уважением к себе будет оценивать период учебы.
4. Противное — в этой части речи используется то, «что предложенному в теме противно». Другими словами, в данную часть речи включается высказывание, которое противоположно по смыслу тезису.
В нашем случае противоположным используемому тезису будет высказывание: «Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения активно и целеустремленно приобретать знания и умения, тот не смеет рассчитывать на преимущества в делах, достающиеся профессионалам в награду за труд в учении». Эта часть как бы продолжает слова: «Если нет, то...»
5. Подобие — в этой части речи используется высказывание, «которым изъясняется и подтверждается тема». Это значит, что оратор использует высказывание, которое обладает сходным свойством с обосновываемым тезисом, но которое усиливает позицию данного тезиса.
Например, очевидным подобием с исходным тезисом будет высказывание: «Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий он вкладывает в обработку своего поля. Чем лучше он подготовит почву для взращивания конкретной культуры, чем больше он будет ухаживать за созреванием этой культуры, тем лучше будет урожай и тем полнее будет радость земледельца».
6. Пример — в этой части речи приводится подтверждающий пример из исторической общественной практики.
Для рассматриваемого нами тезиса таким примером может быть следующий: «Петр I, предварительно сам прошел дорогу овладения мастерством кораблестроения, а потом успешно повел за собой своих подданных».
7. Свидетельство, которое предполагает использование в речи авторитетного мнения или выводов наук. Данная часть речи заполняется аргументами во всем их многообразии, а не только сухими ссылками на авторитет или научный вывод.
Так, наше высказывание реально можно аргументировать примерами из жизни видных русских юристов, одним из которых является А. Ф. Кони. Он утверждал, что по его личному опыту для того, чтобы быть успешным юристом, необходимо овладеть тремя компонентами профессии: а) нужно знать предмет своей деятельности; б) нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами; в) нужно не лгать.
8. Заключение — краткое «увещевательное» обобщение, используемое для обоснования исходного тезиса. В позиции заключения может употребляться цитата, афоризм, собственный вывод по тезису.
Для нашего тезиса заключением может служить показатель успешных военных баталий, осуществленных самим Суворовым: ни одного поражения в битвах с врагами.
В свободной хрии последовательность ее частей может меняться, а некоторые могут быть вообще опущены. Например, приступ может заменяться разъяснением темы, рассуждением по поводу ее формулировки. Вместо приступа можно начать с определения понятий, затем перейти к причине-доводу, подобию, использовать противное и перейти к заключению.
В обратной хрии мысль раскрывается и развивается от частей к целому (общему), от видов к роду. Данный вид хрии активно использовал Сократ. Его мудрость заключается в том, что не стоит не расположенную к вам аудиторию огорошивать категорическим высказыванием тезиса. Лучше подвести слушателей к этому тезису постепенно, предложив им убедительные доводы, которые могут заставить аудиторию прислушаться к ритору, а затем благосклонно принять тезис, который он защищает. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия для конкретного человека или общества.
Например, речь Козьмы Минина, призывавшего граждан отдать все во имя спасения Отечества, — образец обратной хрии.
Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!
Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.
Связь: Если падет Москва, падем и мы.
Тезис: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.
Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас, — рабство или свобода.
3.Элокуция (от лат. eloquor — высказывать, произносить речь, говорить), третий этап на пути движения от мысли к слову, представляет собой процесс превращения замысла речи, изобретенного и расположенного в определенном порядке ее содержания, в реальный текст. Это этап облечения мысли в слова, на нем совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает словесное выражение. Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний (смысловой, стилистический, даже звуковой). Он определяется задачей соотнесения речи с особенностями ситуации общения (но и, конечно, с индивидуальным вкусом говорящего). Здесь осуществляется и выбор ритма, общей структуры фразы, выбор тропов и фигур речи, специальных риторических приемов, тех «цветов красноречия», которые должны не только объяснить, доказать, но и восхитить слушателей, пробудить их чувства, вызвать у них эстетическое наслаждение от речи.
Подробно изобразительно-выразительные средства языка будут рассмотрены в соответствующем разделе пособия.
4. Следующий этап риторического канона –меморио.
Прежде чем говорить о специальных техниках, способствующих формированию навыков запоминания, отметим, что ведущую роль в формировании таких навыков играет развитие памяти. Неумение пользоваться памятью, неумение запоминать информацию и припоминать её. Память работает по своим законам, и применение их облегчает запоминание. Грамотное повторение информации, умение получить впечатление от запоминаемой информации, умение её извлечь из памяти, способно резко повысить эффективность запоминания. И умение запоминать - не дар свыше, а навык, которому можно научиться. Существуют специальные методики, позволяющие улучшить способность к запоминанию информации.