Методика производственного обучения учащихся учреждений начального профессионального образования в условиях промышленных предприятий

Перевод учащихся на обучение в условиях производства - чрезвычайно важный этап профессиональной подготовки; он является как бы преддверием самостоятельной работы квалифицированного рабочего.

Для успешного производственного обучения учащихся на предприятиях в училищах проводится их предварительная производственная и теоретическая подготовка в соответствии с учебными программами. Кроме того, учащихся необходимо ознакомить с противопожарными мероприятиями, правилами безопасности и охраны труда на производстве.

При выборе рабочих мест мастер производственного обучения следит за тем, чтобы они были расположены по возможности в одном цехе и компактно, чтобы оборудование, на котором предстоит трудиться учащимся, было современным, работы разнообразными и по специальности с постепенным нарастанием их сложности. Технологический процесс на участках и рабочих местах должен отвечать современному уровню технологии производства, а объем и фронт работы - обеспечивать полную загрузку всех учащихся. На рабочих местах учащимся должны быть обеспечены безопасные условия труда.

Наиболее распространенные формы организации учебной работы: обучение групп на выделенных предприятием или организацией самостоятельных учебных участках; обучение ученическими бригадами на производственных участках; обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих; обучение учащихся на индивидуальных рабочих местах.

Обучение групп на самостоятельных учебных участках при однородности выполняемых учащимися заданий создает наиболее благоприятные условия для систематического прохождения учебных программ и дает мастеру возможность в условиях предприятия наиболее эффективно использовать урок как форму организации производственного обучения. Поэтому когда условия труда на предприятиях позволяют, целесообразно использовать эту форму обучения.

Обучение ученическими бригадами на производственных участках проводится в том случае, если невозможно организовать совместное обучение учащихся группы она одном производственном участке. Мастер разбивает учебную группу на бригады, и каждая бригада выполняет самостоятельное учебно-производственное задание. Работают учащиеся под непосредственным руководством мастера производственного обучения. При выполнении особо сложных и ответственных работ к бригадам учащихся прикрепляются высококвалифицированные рабочие.

Бригадная форма работы - наиболее результативная. Бригаде учащихся дается определенный производственный план, чем создаются предпосылки для воспитания у них чувства ответственности за свою работу, за работу производственного участка, на котором трудится бригада. При комплектовании бригад мастеру необходимо принимать во внимание подготовку, физическое развитие, индивидуальные особенности каждого учащегося.

Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих организуется тогда, когда по производственным условиям невозможно или нецелесообразно обучать ученическими бригадами, например при подготовке рабочих, связанных с обслуживанием сложных агрегатов и машин (машинисты электровозов, угольных комбайнов, врубовых машин), аппаратчиков химических производств, подручных сталеваров горновых доменных печей и т.д. При такой форме обучения от мастера требуется постоянное руководство группой, систематическая связь с рабочими бригад, в которых обучаются учащиеся.

Число учащихся, направляемых в бригады квалифицированных рабочих, определяется реальными производственными возможностями предприятия, но при обязательном соблюдении условия - все учащиеся должны выполнить запланированные работы и приобрести знания, навыки и умения в соответствии с требованиями программы производственного обучения. При обучении учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих мастер училища особенно тщательно контролирует деятельность учащихся, проверяет выполняемые ими работы, следит за тем, чтобы учащиеся использовались, только по назначению, чтобы работы выдавались в намеченной последовательности и не нарушались дидактические принципы доступности и посильности обучения.

Обучение учащихся на индивидуальных рабочих местах проводится в тех случаях, когда их закрепляют для обслуживания отдельных машин-, станков, механизмов, аппаратов и т.д. При этой форме обучения мастер регулярно наблюдает за работой учащихся, организует инструктирование и оказывает необходимую помощь.

Во время производственного обучения учащихся на предприятии основным в учебной работе мастера остаются вводный, текущий и заключительный инструктажи, однако чаще всего не группы в целом, а бригады, звена или отдельных учащихся.

Мастерам производственного обучения помогают высококвалифицированные рабочие – наставники, бригадиры, мастера участков, а также другие инженерно-технические работники. Они инструктируют и обучают прикрепленных к ним учащихся.

Участие передовых рабочих предприятия в инструктаже учащихся имеет не только важное учебно-производственное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся реально ощущают свою связь с предприятием, заботу коллектива о росте их профессионального мастерства.

В учебных мастерских многих училищ нет условий для ознакомления учащихся с современным оборудованием, высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, новыми технологическими процессами и методами труда передовиков и новаторов производства. Такие возможности значительно расширяются в период обучения учащихся на производстве.

Изучение учащимися новой техники и технологии может проводиться под руководством мастера производственного обучения с помощью инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих непосредственно на рабочих местах и в школах передовых методов труда.

На многих, особенно крупных, предприятиях, в строительных организациях создаются курсы и школы для, а также передовых методов труда. Учеба в этих школах проходит в основном у станков и машин современных конструкций, путем практического освоения передовых технологических процессов, работы с новыми материалами под руководством квалифицированных инструкторов.

Наиболее эффективно изучение учащимися новой техники и технологии в школах по изучению рабочими новых технологических процессов, оборудования и материалов. Благодаря обучению в них учащиеся, освоив новое, передовое в производстве, достигают высоких показателей в работе.

Посещение занятий в таких школах особенно необходимо для учащихся тогда, когда изучается новое оборудование, на котором они будут работать и которого нет в учебных мастерских училища, когда демонстрируются приемы работы высокопроизводительными инструментами и наиболее рациональные приемы, внедряемые на рабочих местах, предоставленных учащимся.

Перед каждым занятием в школе мастер производственного обучения должен разъяснить учащимся основную его цель, указать, на что следует обратить особое внимание (устройство отдельных узлов станка, характеристика производительности оборудования, особенность новых технологических процессов или материалов, отличительные черты приемов труда новаторов и т. п.). После занятия мастеру необходимо провести беседу с учащимися, разъяснить сущность изученного ими, ответить на вопросы, организовать упражнения в управлении и наладке нового оборудования, использовании высокопроизводительных инструментов и приспособлений, овладении приемами труда новаторов.

Для закрепления знаний об устройстве, наладке и эксплуатации изученного оборудования и навыков использования инструментов, приспособлений, приемов работы по новой технологии необходимо систематически проводить упражнения, тренировать учащихся, добиваясь, чтобы их навыки стали стабильными, не требующими повышенного внимания и напряженности.

Изучение опыта работы передовиков производства

Обучение учащихся передовым методам работы можно проводить путем изучения их непосредственно на рабочем месте квалифицированного рабочего.

Материалы, характеризующие эффективность труда передовиков и новаторов производства, можно получить в отделе организации труда или в техническом отделе предприятия, а также путем личных наблюдений мастера училища и бесед с рабочим.

Способы труда передовых рабочих надо разъяснять очень доходчиво. Рекомендуется сопоставлять эффективность старых и новых технологических процессов. Для этой цели полезен метод так называемого сравнительного показа.

Длительность наблюдения зависит от сложности производственного процесса и времени, необходимого для выполнения определенного цикла работы.

После наблюдений следует провести беседу, во время которой учащиеся должны подробно обосновать изучаемые ими способы работы. Убедившись, что учащиеся поняли и запомнили все, что наблюдали, мастер предлагает им в своей работе применять эти приемы, приспособления, инструменты.

Передовые мастера воспитывают у учащихся способность к рационализаторской деятельности. Так, например, учащимся дается технологическая карта применяемого процесса и предлагается внести в нее изменения, учитывая опыт передовых рабочих. Время на выполнение задания отводится с таким расчетом, чтобы учащиеся могли посоветоваться с товарищами и получить консультацию у специалистов предприятия. Мастер рекомендует учащимся при выполнении задания провести самостоятельные наблюдения за деятельностью наиболее квалифицированных рабочих и ознакомиться с технической литературой по данному вопросу. Предложенные учащимися усовершенствования обсуждаются на занятиях группы с участием технолога цеха или участка. Мастер поручает двум-трем учащимся, чьи предложения признаны лучшими, подготовиться к работе, а в случае необходимости и поупражняться в технике выполнения некоторых приемов. Затем эти учащиеся показывают всей группе, как выполняется работа с применением нововведений. Результаты работы (качество, выполнение норм, облегчение труда) снова коллективно обсуждаются учащимися. Вносятся необходимые поправки, и лучший вариант технологического процесса принимается в качестве основного. Затем всем учащимся группы предлагается выполнить работу по новому способу.

Применение таких заданий в производственном обучении способствует развитию у учащихся умения работать самостоятельно, формированию творческой инициативы и стремления к рационализаторству, пробуждает интерес к технической литературе, желание совершенствовать свои знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: