Наиболее распространенными формами существования внутримашинных информационных ресурсов являются:
- файлы;
- базы данных;
- хранилища данных;
- базы знаний.
Рис 4.5. Формы представления внутримашинных структурированных информационных ресурсов.
Исторически первой среди перечисленных форм появилась файловая организация данных, ориентированная на обработку с помощью языков программирования под управлением какой-либо операционной системы. Файл – это последовательное отображение однородных управленческих документов на машинном носителе в виде записей. Запись отражает один документ, либо его строку, если документ многострочный. Запись состоит из полей, в которых находятся реквизиты документа (коды поставщиков, даты, суммы и т.д.).
Для обработки файл должен характеризоваться структурой, то есть:
- именем для его поиска;
- количеством полей в записи;
- последовательностью фиксации полей в записи;
- типом записи (постоянная или переменная длина записи);
- типом поля (символьное или числовое);
|
|
- длиной поля (количество разрядов);
- ключом доступа;
Ключи доступа могут быть первичными и вторичными. Они используются для поиска нужных записей. Ключ называется первичным, если с его помощью отыскивается одна запись и вторичным, если больше одной.
Для обращения каждый файл должен иметь имя (не более 8 символов) и расширение, уточняющее его назначение: EXE, COM – программные файлы, готовые к использованию, DBF – файлы базы данных, DOC, TXT – текстовые файлы и т.д. По содержанию выделяют: файлы данных и программные файлы.
Однако файловая система обладает рядом серьезных недостатков, первый из которых - это чрезмерная избыточность данных, являющаяся причиной возрастания затрат на их корректировку, а второй - это высокая зависимость прикладных программ от изменения структуры файлов.
Вслед за файлами появились базы данных, которые в определенной степени снижали остроту перечисленных недостатков. Главная особенность баз данных, существенно отличающая их от баз файловой системы, состоит в их ориентации на интерактивный режим работы с ними конечного пользователя (бухгалтера, финансиста, менеджера и т.д.). Понятие «персональный компьютер» появилось, во многом благодаря базам данных.
Широкое применение баз данных не профессионалами-программистами стало возможным благодаря специально созданному программному комплексу – системам управления базами данных (СУБД). Появление СУБД избавило пользователей от знания значительного объема тонкостей, связанных с решением экономических задач.
Дальнейшее развитие баз данных привело к появлению хранилищ данных, назначение которых отлично от баз данных. Если последние предназначены для оперативного отражения ежедневных производственно-хозяйственных, финансовых и других операций предприятия, то хранилища данных необходимы для долговременного хранения данных в специально создаваемых многомерных информационных кубах. Информационные кубы предназначены исключительно для аналитической обработки данных и формирования решений. Сегодня хранилища данных становятся неотъемлемой частью средств, необходимых для принятия корпоративных и других решений.
|
|
Знания также как и данные являются информационным ресурсом и хранятся в компьютере в соответствии с разработанной моделью. В результате получают базу знаний. Работа с базами знаний – это одно из направлений искусственного интеллекта, целью которого является разработка инструментальных средств, позволяющих решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными.
Существуют различные модели представления знаний, среди которых наиболее популярными являются:
- продукционные модели (деревья вывода);
- семантические сети (ассоциативные сети),
- деревья целей;
- нечеткие множества.
Так как любая модель, и в том числе модель представления знаний, формальна, поэтому могут создаваться программные средства для их обработки. Знания, как и прочие формы представления информации, устаревают или становятся ненужными, поэтому должна быть система управления ими. Система управления знаниями (СУЗ) это совокупность программных средств, обеспечивающих поиск, ввод, обработку, использование и корректировку знаний.