И перспективы его развития

Рыночные преобразования в России в последнее десятилетие ХХ в. и в начале ХХI в. резко активизировали внимание экономистов к предпринимательству, как к важному источнику общественного развития, и его проблемам. Причем возрождение российского предпринимательства в 80-е и 90-е годы XX в. происходило на фоне ряда общеэкономических проблем. В частности, это:

1. Диспропорция между высоким экономическим потенциа­лом реального сектора производства и относительно низкими фактическими объемами выпуска товаров и услуг.

2. Деформация воспроизводственного цикла и эрозия произ­водственного капитала.

3. Внешние заимствования и долговая зависимость.

4. Усиление структурно-производственной диспропорцио­нальности развития народного хозяйства в целом и, в особенно­сти, промышленности.

5. Низкая инновационная активность отечественных пред­приятий реального сектора (отраслей материального хозяйства) в освоении новых технологий, дос­тижений НТП и внедрении новой техники.

6. Эрозия системы взаимосвязей хозяйственных субъектов, «кризис взаимных ожиданий» и рост «теневой» составляющей в реальном секторе.

7. Низкая эффективность предприятий реального сектора, неконкурентоспособность выпускаемой российской продукции.

Учитывая данные проблемы, ряд которых по-прежнему существует в России, по мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в РФ должен быть использован подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития малого и среднего предпринимательства, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. При этом государство должно инициировать создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

Вообще, развитие предпринимательства в России происходило в определенной последовательности – периодизации. В частности, можно в обобщенном виде выделить пять этапов развития российского малого предпринимательства (МП).

Первый этап развития МП (1987-1989 гг.): происходит объединение в кооперативы представителей спекулятивного мелкого бизнеса, занимавшегося в ос­новном мелкооптовой и розничной торговлей. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за гра­ницы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы. Четвертая часть таких бизнесменов были связаны с уголовным миром, 22,5 % из них привлекались к уголовной ответствен­ности.

Однако именно кооперативы 1987-1989гг. стали прообразом современных российских МП. Число занятых в ко­оперативном секторе составляло: в 1987г. – 88 тыс.; в 1988г. – 152 тыс.; в 1989г. – более 5 млн человек. Были предусмотрены большие льготы всех видов, в том числе и за счет госбюдже­та, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппара­та, что позволяет охарактеризовать этот период как "золотой век" малого предпринимательства в России. В этот период осуществлялось до­статочно быстрое и относительно безболезненное первоначаль­ное накопление капитала.

Негативной стороной этого этапа бы­ло то, что уже тогда закладывались основы "второй экономики" путем перекачки ресурсов государственного сектора в сферу малого бизнеса, в том числе в теневую экономику и в полукриминальные пред­приятия псевдорыночного типа. При этом аккумулируемые в не­драх "второй экономики" средства надолго замораживались или даже навсегда уходили из сферы реального производственного накопления, направляемого на развитие промышленности и на­родного хозяйства.

Второй этап (1990-1991гг.)приходится на начало экономи­ческих реформ и характеризуется резким скачком в развитии ма­лого предпринимательства. В 1989-1990гг. в частный бизнес влились управленцы государственных производственных предпри­ятий и научно-исследовательских институтов (НИИ), из них 46% составляли сотрудники промыш­ленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% – ра­ботники министерств и ведомств, остальные — ра­ботники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ.

Этот этап – начало бума "учреди­тельства", когда создавались разнообразные карманные торго­вые структуры, банки, совместные предприятия и т.д. Оборот ка­питала в малых структурах увеличился в этот период на 1-2 по­рядка. Образова­ние МП в этот период можно рассматривать как один из спосо­бов воплощения народной мечты "о лучшей жизни".

Третий этап (1992-1993гг.) – начало его связано с введени­ем в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. В 1991-1992гг. армию бизнесме­нов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и прежде всего транспорта и строительства. Сумев "прихватизировать" за минимальную плату или бесплатно го­сударственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от дея­тельности в теневой экономике.

Этот этап может быть охарактеризо­ван как парадоксальный в развитии малого предпринимательст­ва. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и га­лопирующая инфляция, приведшая к обесценению сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, подорвали финансовую базу малого предприниматель­ства и привели к инвестиционному параличу. С другой стороны, именно эти годы характеризовались наиболее высокими темпами роста числа МП (более чем в 2 раза) и численности занятых в них. При этом бурный рост числа МП в непроизводственной сфе­ре сопровождался снижением темпов роста числа МП в произ­водственной сфере, что кардинально отличает третий этап от второго (где соотношение темпов было противоположным).

Вторая половина этого этапа развития предпринимательства в России, начавшегося в 1992 году, была характерна тем, что бизнесмены формировались в основном в результате массовой "шоковой" приватизации. Наряду с процессом фор­мирования крупных и средних бизнесменов происхо­дил процесс формирования малого бизнеса.

Четвертый этап (1994-1997гг.) – постприватизационный период развития МП, который характеризуется уменьшением темпов роста и образования новых МП. Основными причинами приостановки роста числа МП являются следующие: резкое снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности (торгово-посреднической деятельности и др.); невысокий уровень безработицы, который вопреки мрачным прогнозам колебался на уровне 2-3% активного трудоспособно­го населения; перерегистрация МП с учетом новых организационных форм, закрепленных в новом Гражданском кодексе РФ. В основ­ном это касается МП, имеющих форму товариществ, которые были очень распространенными видами МП.

Процесс пере­регистрации явился одновременно санацией малого предпринимательства, так как при этом ликвидируются либо не действую­щие, либо неэффективные МП (по данным Госкомстата РФ более 1/3 МП либо не приступали к хозяйствен­ной деятельности, либо приостановили ее; по ряду регионов эта цифра еще выше и достигает более 50%); преодоление в сознании людей мифа о безграничных финан­совых возможностях самостоятельной предпринимательской де­ятельности; появление тенденции концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого пред­принимательства.

Снижение темпов роста числа МП по-разному отразилось на различных отраслях народного хозяйст­ва. Впервые в период 1994-1997 гг. опережающими темпами увеличилось число МП в промышленности, строительстве и на транспорте (на 10 и 11% соответственно); в торговле и сфере об­щественного питания их число уменьшилось (–14%); в общей коммерческой деятельности, а также в науке и научном обслу­живании сокращение числа МП составило 30,8% и 9,7% соответ­ственно.

Таким образом, с одной стороны, развернувшиеся в этот период в России стагфляционные процессы (спад производ­ства, кризис неплатежей с продолжающейся инфляцией и т.д.), сдерживали образование сектора малого предпринимательства, а подчас и вели к ликвидации уже образовавшихся малых пред­приятий, в том числе и в жизненно важных для страны сферах ре­ализации новейших достижений научно-технического прогресса. В то же время это этап санации и "насыщения " неэффективными полукриминаль­ными МП, а также появления элементов цивилизованных отно­шений в малом бизнесе.

Пятый этап (1997г. и до настоящего времени) развития ма­лого предпринимательства можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предпри­ятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности, кото­рый имел место, несмотря на финансовый кризис 1998г., осуще­ствивший санацию малого предпринимательства, во время кото­рой были ликвидированы нежизнеспособные предприятия. Этот кризис существенно трансформировал условия их функциониро­вания и переориентировал малые предприятия на импортозамещение. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора, в то время как малые объекты других сфер народного хозяйства оказались в худшем положении.

В последнее время сделаны серьезные шаги в отношении развития сферы малого предпринимательства: создан Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, правительство осуществляет Федеральные программы государственной поддержки его. В частности, согласно Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, целью государственного регулирования малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития предпринимательского сектора, обеспечивающих:

1) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

2) повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Вместе с тем пока малое предпринимательство в экономике России занимает достаточно скромное место. Так, за рубежом нормой является доля малых предприятий в ВВП на уровне 50-70%. Например, в США в начале XXI столетия действовали 25 млн. малых и средних предприятий (в том числе 20 млн. – малых). Малые предприятия в США – главный двигатель экономического прогресса страны. На них приходится 2/3 создаваемых новых рабочих мест, более половины технических новшеств.

В Западной Европе МП дают 50% национального дохода (так, во Франции их один миллион и дают 2/3 ВВП). В Германии 3,3 млн. предприятий малого и среднего предпринимательства производит 57% ВВП, они дают работу 70% занятого населения и предоставляют 80% всех ученических мест. Мелкие и средние предприниматели в Германии – несущая опора немецкой экономики.

В странах с переходной экономикой – в Польше, Чехии, Венгрии, Словении и др. число малых предприятий в расчете на тысячу жителей в несколько раз больше, чем в России. Так, в конце 2003г. в стране было зарегистрировано 843 тыс. малых предприятий (что почти в 1,5 раза меньше, чем в 1997г.). Однако в 2007г. число малых предприятий в России превысило 1 млн., занятость на 1 предприятие выросла на 6,7 %.

Если численно охарактеризовать динамику развития предпринимательства в России (базируясь на исследовании двух основных показателей развития МП – количестве малых предприятий и численности занятых на них работников), то получим следующую картину.

Общая численность малых предприятий за период 1997-2000гг. выросла на 5,8%. Рост числа малых фирм произошел в промышленности (3,3%), на транспорте (20%), а также в торгов­ле и общественном питании (11,2%), здравоохранении (62,7%), сфере операций с недвижимостью (51,8%). Несколько снизилась численность малых предприятий в строительстве (–1,5%), одна­ко, как будет показано ниже, эффективность деятельности ма­лых строительных организаций выросла.

Динамика двух основных показателей развития малого предпринимательства после финансового кризиса 1998 года наглядно представлена на нижеследующих графиках (рис. 17.1, 17.2).

Рис. 17.1. Динамика количества малых предприятий в России

Анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества.

На рис. 17.2 представлен график численности занятых на малых предприятиях за 1999–2006 гг. Анализ позволяет выявить в динамике численности занятых на малых предприятиях закономерности, аналогичные динамике количества малых предприятий.

Рис. 17.2. Динамика численности занятых на малых предприятиях

Если же рассмотреть различия в состоянии сферы малого предпринимательства по субъектам Российской Федерации, то они базируются на классификации регионов по уровню развития малого предпринимательства.

Дифференциацию субъектов Федерации на группы в соответствии со степенью развития малых предприятий можно провести по следующим показателям (классификационным признакам):

- число МП на одну тысячу экономически активного населения;

- среднесписочная численность работников МП на одну тысячу экономически активного населения;

- производительность труда на МП (на одного занятого) с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности;

- среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности;

- поступления налогов в бюджет с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности.

Высоким уровнем развития предприятий малого бизнеса характеризуются г. Москва и г. Санкт-Петербург. Относительный высокий уровень развития МП отмечается в Московской области, в Краснодарском крае, в Свердловской области.

В Республике Коми, в Калининградской, Ростовской, Челябинской областях, в Республиках Татарстан и Башкортостан наблюдается средний уровень развития МП.

Особо низким уровнем развития МП отличаются такие регионы, как Республика Ингушетия, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Если сгруппировать наиболее существенные проблемы в развитии предпринимательства в регионах России, то можно выделить четыре блока проблем:

1. Административно-правовые:

а) несовершенство законодательства, его неустойчивость, слабая правовая защищенность предпринимательства, противоречивость нормативно-правовой базы;

б) административные барьеры на пути развития МП, организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

в) уход в теневой сектор субъектов МП и давление криминальных структур

2. Финансово-экономические:

а) неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

б) несовершенство системы налогообложения; налоговый пресс – многочисленные и в сумме непосильные официальные сборы и платежи;

в) развитие малого бизнеса преимущественно в сфере торговли и общественного питания;

г) высокая арендная плата и другие проблемы аренды;

д) ограничение доступа МП к производственным мощностям и имуществу;

е) нестабильность бюджетного финансирования программ поддержки МП;

ж) недоступность инвестиционных ресурсов, в т.ч. банковских кредитных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения;

з) недостаток стартового капитала на начальном этапе предпринимательской деятельности.

3. Организационные:

а) недостаточный уровень информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом: неполная информированность хозяйствующих субъектов, затруднения в получении консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг;

б) нехватка квалифицированных кадров и знаний у предпринимателей;

в) сеть объектов инфраструктуры недостаточна;

г) отсутствует эффективная система статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) усложненные учет и отчетность;

е) низкий уровень предпринимательской культуры;

ж) недостаточная подготовленность населения к работе в условиях рынка: как предпринимателей, так и работников структур поддержки МП

4. Социальные – отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.

Решение названных проблем обеспечит рост количества МП и приведет к расширению налогооблагаемой базы и росту собираемости налогов в экономике страны; повышению занятости, созданию новых рабочих мест, стабилизации рынка труда, понижению уровня потенциальных безработных в стране; увеличению объемов продукции, работ и услуг МП, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и товарами местного производства; снижению уровня социальной напряженности и повышению благосостояния населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: