Давно признаны несостоятельными примитивно-механистические подходы к моделированию психики человека. И этот отказ был обусловлен накоплением различными науками значительного количества опытных данных, которые позволяют увидеть в устройстве человека исключительную сложность и многогранность. Одним из примеров такого примитивного подхода была теория Фрейда, сводившая все многообразие психических проявлений к одному инстинкту, более приличествующему какому-нибудь моллюску, нежели существу разумному. Сегодня любому образованному человеку становится ясно, что эффективные методы работы с психикой должны учитывать сложность и многосторонность человеческой природы, сочетание в ней биологических, физиологических, поведенческих, информационных и культурных факторов. Никто не будет спорить, что человек – это мыслящая машина, но это сложная, многогранная машина. И ее внутреннее устройство нельзя описать примитивными схемами.
Вот некоторые их факторов определяющих развитие ума человека:
|
|
Геном, экзогеном, структура белков
Особенности эмбрионального и постэмбрионального развития
Перенесенные заболевания и травмы
Образ жизни
Режим питания
Режим дня
Физические упражнения
Экология окружающей среды
Употребление лекарственных препаратов и стимуляторов
Образование
Профессия
Хобби
Круг общения
Пристрастие к интеллектуальным играм
Интенсивность жизни
Все эти факторы оказывают свое действие на ум человека. Поэтому тот, кто пожелает внести изменения в нынешнее состояние своего ума, должен будет считаться со всеми ними как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом. Программа развития ума должна быть как маршрут, проложенный опытным лоцманом в проливе полном рифов, водоворотов и прочих опасностей – она должна брать в расчет все эти факторы, и с максимальной полнотой обращать их в свою пользу.
Рассмотрение психики человека как мыслительной машины дает возможность рассматривать ее эффективность при помощи известных методов для анализа такого рода объектов. Эффективность отдельных мыслительных операций, а также их комбинаций может быть оценена в разрезе таких показателей как скорость, точность, стабильность, широта охвата, гибкость, и т.д. С учетом пластичности нервной системы, и ее способности к тренировке можно устанавливать целевые значения для этих параметров и путем упражнения добиваться их достижения. Разумеется, в тех пределах, которые устанавливает исходные биологические и поведенческие особенности данного индивидуума.
Например, можно поставить цель научиться перемножать два трехзначных числа за секунду либо же научиться надолго запоминать черты лица собеседника. В первом случае важна скорость, во втором – длительность удержания образа.
|
|
Важным моментом является наличие в психике человека осознаваемых и не осознаваемых процессов. Обычно осознаваемые процессы отличаются большим числом степеней свободы и большей гибкостью, чем бессознательные. При этом, бессознательные процессы являются более автоматичными, более быстрыми и способны работать с большими объемами информации. Оба типа процессов можно, в некоторых случаях, заставить идти в нужном для себя русле.
Основными феноменами ума, с которыми будет вестись работа в этой книге, являются:
· образное воображение и оперирование образами
· комбинационное мышление и оперирование символами
· совместная работа различных разделов мозга
· память
· внимание
· внутренняя речь
Образное мышление может проводиться в любой из сенсорных модальностей человека – зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, болевой, хемоцептивной.
Идеалом развития ума должна быть активность всех потенциальных возможностей сознания. То есть когда все разделы мозга могут работать на 100% от того, что в них заложено. Человек, обладающий сознанием такого типа, потенциально способен к любой деятельности. Он способен и к рисованию, и к математике, и к музыке, и к литературе. Способен эффективно общаться, вести дела, и быть лидером. Примером такой личности являлся великий Леонардо да Винчи. Все нормальные способности человека развиты у него были в полной степени. Для достижения такого развития можно обойтись без прямого вмешательства в бессознательное – раджа йоги, а обойтись более простыми методами хатха и карма йог, которые тоже кстати влияют на неосознаваемые процессы – но по своему, и влияние это не прямое.
Редко случается так, что совместная деятельность вышеуказанных факторов приводит к появлению столь великого ума как Леонардо. Но путем рачительного обращения с тем, что по статистике достается на нашу с Вами долю, уважаемый читатель, можно достичь немало. Известно немало случаев, когда путем настойчивых упражнений и правильного образа жизни характеристики ума практикующего существенно улучшалось. Так что имейте веру и настойчивость практиковать это – и весьма вероятно, что и Вас ждет успех.
Следующая система действий, на мой взгляд, повышает функциональность ума человека:
1. Правильный образ жизни
a. Правильное питание
b. Правильный режим работы и отдыха
c. Регулярные оздоровительные процедуры
d. Регулярные физические упражнения
2. Занятия развивающей интеллект социальной активностью
3. Специализированные ментальные упражнения