Автоматизированные системы управления, функционирующие в рамках информационных технологий локомотивного хозяйства, должны собирать и хранить данные об объектах управления (ОУ) и ИО предметной области в согласованном составе, описании, форматах представляемых данных и необходимых объемах для управления их состоянием. Под ОУ понимаются аппаратные и технические средства или их комплексы. Разработка и согласование форматов и описаний предоставляемых данных, порождаемых АСУ, осуществляются на этапе их проектирования. АСУ работают на программно-технической базе, осуществляющей обмен данными в рамках КИВС.
В ходе проектирования или развития автоматизированные системы должны выйти на уровень, удовлетворяющий требованиям, предполагаемым к изложению в техническом задании (Т3) на автоматизированную систему управления локомотивным хозяйством (АСУТР). Для обеспечения информационного взаимодействия в рамках единого информационного пространства ОАО «РЖД», системы должны опираться на единую нормативно-распорядительную базу (инструкции, положения, указания и т.п.) ОАО «РЖД» и Департамента, основной перечень которой приводится в ТЗ на АСУТР.
Все структурные элементы АСУТР должны взаимодействовать с системой баз данных управления инфраструктурой железнодорожного транспорта (СБД-И). Для этого их информационные ресурсы должны опираться на:
- единую нормативно-справочную информацию (НСИ) в требуемом для АСУТР составе, которая формируется как основной фрагмент СБД-И (СБД-Ц);
- общую структуру объектов инфраструктуры локомотивного хозяйства (СБД-Т), которая также является фрагментом СБД-И;
- общие для всех уровней АСУТР правила работы с данными.
Для работы в рамках единого информационного пространства в АСУ должно быть обеспечено взаимодействие со следующими базовыми составляющими:
- системой баз данных по управлению инфраструктурой железнодорожного транспорта (СБД-И), которая создается с использованием современных систем управления базами данных (СУБД);
- геоинформационной системы (ГИС) железнодорожного транспорта (ГИСЖТ), которая создается как современная ГИС с использованием электронных карт (ЭК) отрасли;
- рядом средств общесистемного программного обеспечения;
- системы централизованного ведения НСИ;
- системы синхронизации данных с использованием механизма репликации;
- системы построения многоуровневых запросов.
Автоматизированные системы локомотивного хозяйства должны обеспечивать информационную прозрачность создаваемого единого информационного пространства и их технологическую совместимость между собой.
В интересах локомотивного хозяйства, информационное пространство с использованием АСУТР призвано обеспечить функционирование не только определенных выше классов автоматизированных систем локомотивного хозяйства, но и позволить создавать автоматизированные системы для информационного обеспечения управленческой деятельности отрасли. Для этого создаются базовые информационные технологии:
- централизованное ведение НСИ всех уровней управления;
- территориально- распределенная система реляционных баз данных, в перспективе – «хранилище данных»;
- геоинформационные технологии ведения электронных карт ж.д. транспорта;
- применение возможностей Internet/Intranet;
- информационно-поисковые средства, обеспечивающий многоуровневый поиск данных в информационном пространстве;
- Case – технологии проектирования и разработки приложений.
На их основе в интересах ЦТ и ОАО «РЖД» в целом, во взаимодействии с АСУТР обеспечивается создание следующих информационных технологий:
- ведение сетевой отчетности Департамента;
- комплексный анализ информации (в т.ч. и с маршрутов машинистов) в ЦТ;
- автоматизированная система обеспечения принятия управленческих решений;
- другие задачи уровня ОАО «РЖД» и ЦТ.
В АСУТР должна быть обеспечена возможность взаимодействия с другими Комплексами, определенных Концепцией информатизации ж.д. транспорта.
Особое внимание обращается на вопросы защиты информатизации. Реализация проводится в рамках Системы обеспечения информационной безопасности (создается по отдельному ЧТ3). Система защиты информации создается с целью предотвращения несанкционированной выдачи команд управления, исключения несанкционированного доступа к хранимой и обрабатываемой информации, а также к техническим и программным средствам, участвующим в обработке, обмене и хранении информации, при этом: защита информации должна обеспечиваться совокупностью организационных, технико-программных, инженерных и криптографических средств и мер защиты в соответствии с действующими нормативными и организационно-распорядительными документами.
В зависимости от выставленных требований в системе обеспечения информационной безопасности целесообразно использовать годовые средства, имеющие соответствующие предписания и сертификаты.
Реализация вопросов защиты информации должна приводиться в рамках Системы обеспечения информационной безопасности (создается по отдельному ЧТ3). Система защиты информации создается с целью предотвращения несанкционированного доступа к хранимой и обрабатываемой информации, а также к техническим и программным средствам, участвующим в обработке и хранении информации.
Защита информации должна обеспечиваться совокупностью организационных, технико-программных, инженерных и криптографических средств и мер защиты в соответствии с действующими нормативными и организационно-распорядительными документами и реализоваться в рамках отраслевой системы защиты информации (СЗИ).
СЗИ должна представлять собой комплекс аппаратных, программных и криптографических средств, распределенных по всем структурным элементам информационно-справочной системы.
СЗИ должна быть простой в эксплуатации, не затруднять работу должностных лиц и обеспечивать гарантированную защиту информации от потенциальных нарушителей во всех режимах функционирования данной системы, защиту программ и данных от несанкционированных действий оператора и вирусов.
В качестве базовых механизмов доступа пользователей к информационным ресурсам следует принять следующее:
1) доступ после ввода своей учетной записи и пароля с любого компьютера;
2) доступ с компьютеров, имеющих определенные физические адреса.
Выбор и реализация необходимых средств и мер защиты должны подготавливаться с учетом категории объекта на основе концепций защиты, действующих в ОАО «РЖД».
Функционирование системы обеспечения информационной безопасности не должно вызывать существенного снижения вероятностно-временных характеристик функционирования элементов ИОММ-АСУТР.
В зависимости от выполненных требований в системе обеспечения информационной безопасности целесообразно использовать готовые средства, имеющие соответствующие предписания и сертификаты.
Контрольные вопросы
1. Какова цель создания системы АСУТР?
2. Что относится к объектам инфраструктуры локомотивного хозяйства?
3. Перечислить основные уровни управления локомотивным хозяйством и задачи, решаемые на каждом из уровней управления?
4. Перечислить функции системы АСУТР?
5. Какие подсистемы входят в систему АСУТР?
6. Для чего предназначена подсистема СУЛБ и каковы ее функции?
7. Для чего предназначена подсистема ДИСЛОК и каковы ее функции?
8. Для чего предназначена АС ИОММ и каковы ее функции?
9. Цель создания автоматизированной базы данных тягового подвижного состава?
10. Перечислить основные средства и технические требования к системе АСУТР?