Вариант 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 17
0 12 24
Вариант 18
0 12 24
Вариант 19
0 12 24
Вариант 20
0 12 24
Приложение 3
Результаты обработки диспетчерского графика
Состояние эксплуатации | ti, ч | ||||
Борт № | Борт № | Борт № | Борт № | Борт № | |
К | |||||
Е | |||||
А | |||||
М | |||||
Г | |||||
ОБ | |||||
ТБ | |||||
У | |||||
ОП | |||||
ТПФ1 | |||||
ТПФ2 | |||||
ТПФ3 | |||||
ОР | |||||
Р | |||||
З | |||||
Дв | |||||
Ж | |||||
ЖР |
Располагаемый фонд времени парка самолетов (за сутки): Ф =
Налет часов парка tП∑ =
Приложение 4
ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ИСПРАВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА________
тип, номер
АТБ_________________________________УГА за ____________20… г.
месяц
Состояния эксплуатации | Условные обозначения | Пребывание самолета в различных состояниях эксплуатации по дням, в часах | Итого за месяц, час | |||
………… 31 | ||||||
Всего самолето-часов Всего исправных самолето-часов | Ф | |||||
И | ||||||
Время в рейсе | К | |||||
Обеспечение рейса | Е | |||||
Простои по метеоусловиям и запретам | М | |||||
В резерве | Г | |||||
Исправные - неиспользованные | А | |||||
Всего неисправных самолето-часов | Н | |||||
Устранение неисправностей при Ф-А | У | |||||
Ожидание обслуживания по Ф-Б | Об | |||||
Техобслуживание по Ф-Б | Тб | |||||
Ожидание периодического ТО | Оп | |||||
Периодические формы технического обслуживания | Тп | |||||
Смена двигателей | ||||||
Ночные и межсменные перерывы в ТО | Ш | |||||
Ожидание ремонта | Ор | |||||
В ремонте | Р | |||||
Отсутствие запасных частей | З | |||||
Отсутствие двигателей | Дв | |||||
Доработки по бюллетеням | Д | |||||
Рекламации промышленности | Ж | |||||
Рекламации ремзаводам ГА | Жр | |||||
Расследование происшествий | Л | |||||
Восстановление после происшествий | В | |||||
Ожидание списания | С | |||||
ПРОЦЕНТ ИСПРАВНОСТИ |
Итоговые данные за месяц: НАЛЕТ ЧАСОВ_________________________________
Количество посадок_________ КОЛИЧЕСТВО ВЫЛЕТОВ В РЕЙС________
Приложение 5
ТАБЕЛЬ УЧЕТА ИСПРАВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТОВ____________
тип
АТБ_____________________________УГА за _________________20… г.
месяц
Состояния эксплуатации | Условные обозначения | Пребывание самолета в различных состояниях эксплуатации самолетов (по бортовым номерам), час. | Итого за месяц, час. | ||
Всего самолето-часов | Ф | ||||
Всего исправных самолето-часов | И | ||||
Время в рейсе | К | ||||
Обеспечение рейса | Е | ||||
Простои по метеоусловиям и запретам | М | ||||
В резерве | Г | ||||
Исправные - неиспользованные | А | ||||
Всего неисправных самолето-часов | Н | ||||
Устранение неисправностей при Ф-А | У | ||||
Ожидание обслуживания по Ф-Б | Об | ||||
Техобслуживание по Ф-Б | Тб | ||||
Ожидание периодического ТО | Оп | ||||
Периодические формы технического обслуживания | Тп | ||||
Смена двигателей | |||||
Ночные и межсменные перерывы в ТО | Ш | ||||
Ожидание ремонта | Ор | ||||
В ремонте | Р | ||||
Отсутствие запасных частей | З | ||||
Отсутствие двигателей | Дв | ||||
Доработки по бюллетеням | Д | ||||
Рекламации промышленности | Ж | ||||
Рекламации ремзаводам ГА | Жр | ||||
Расследование происшествий | Л | ||||
Восстановление после происшествий | В | ||||
Ожидание списания | С | ||||
Процент исправности | |||||
Итоговые данные: НАЛЕТ ЧАСОВ________________
КОЛИЧЕСТВО ПОСАДОК___________ КОЛИЧЕСТВО РЕЙСОВ_____________
Практическое занятие №2 Обеспечение надежности в организациях по техническому обслуживанию.
1.Общие положения
1.1 Цель занятия:
¾ закрепление знаний по темам лекционных занятий;
¾ ознакомление с комплексом мероприятий по обеспечению надежности на этапе эксплуатации АТ;
1.2 Основные вопросы, подлежащие изучению в ходе практического занятия:
¾ направления работы эксплуатационных предприятий ГА по эксплуатационному обеспечению надежности;
¾ содержание анализа надежности и порядок его проведения.
2.Методические указания по теме
2.1 Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования. Надёжность, в соответствии с комплексной программой, закладывается в конструкцию авиационной техники при её проектировании, выдерживается в процессе производства и поддерживается на заданном уровне в эксплуатации. Любые виды ремонта также направлены на обеспечение безотказности и восстановление работоспособности ЛА.
Содержание работ по программе представлено на рис.1
Рис.1
Каждое из указанных направлений предусматривает большой объём работы, проведения инженерно-авиационной службой целого ряда мероприятий, в ряду которых:
— статистический, инженерный и технико-экономический анализ надежности АТ, находящейся в эксплуатации;
— разработка технических требований по надежности проектируемых изделий АТ и оценка соответствия надежности изделий, поступающих на эксплуатацию, техническим условиям;
— обоснование и предъявление требований к промышленности по совершенствованию АТ, оценка эффективности ее доработок;
— изучение влияния условий и особенностей эксплуатации на надежность АТ, разработка и осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного их воздействия на параметры конкретных изделий;
— предъявление производителям и поставщикам АТ рекламаций при ее несоответствии установленным требованиям (параметрам);
— подготовка обоснований по изменению ресурсов АТ и совершенствованию режимов ТЭ и технического обслуживания.
Рассмотрим некоторые из них, а именно - анализ надежности.
Организация и проведение работ по статистическому, инженерному и технико-экономическому анализу надежности АТ в организациях по ТО и Р, (а таковыми в гражданской авиации РБ являются авиационно-технические базы) возлагаются на подразделения и специалистов, определяемых руководящими документами предприятия. К примеру, в АТБ НАК «Белавиа» для осуществления указанных функций в составе отдела контроля и управления качеством (производственный аналог ОТК) предусмотрена группа надежности и рекламации и соответствующий инженер, которому на постоянной основе поручено проведение работ по сбору, учету, обработке и анализу информации по надежности АТ.
2.2 Анализ надежности авиационной техники
В авиапредприятиях проводится оперативный и периодический анализ надежности. Оперативный - по ежедневной и ежемесячной информации, периодический - по данным за квартал, полугодие и год. Обработка информации при оперативной оценке уровня надежности представляет собой, как правило, качественный анализ, а при периодической - количественный и качественный анализ надежности агрегатов, систем и ЛА в целом.
Качественный (инженерный) анализ надежности АТ имеет целью определение причин отказов, неисправностей и повреждений, степени их влияния на работоспособность изделий и систем, а также последствий, к которым они могут привести. Результатом анализа должны быть конкретные предложения и мероприятия по предупреждению отказов, неисправностей и повреждений авиационной техники. По результатам качественного анализа можно судить о возможности изменения периодичности ТО.
Количественный (статистический) анализ позволяет определить фактический уровень надежности по показателям, вычисляемым по математическим зависимостям. Для этого используется установленная нормативными документами номенклатура ее показателей, их фактические, нормативные и контрольные значения. При статистическом анализе надежности сравнивают фактические значения показателей надежности с нормативными или контрольными, определяя влияние эксплуатационных факторов на динамику технического состояния АТ и ее надежности.
В качестве показателей принимаются:
а). Для неремонтируемых изделий:
¾ вероятность безотказной работы P*(t) за время наработки t;
¾ плотность распределения наработки до отказа f*(t);
¾ интенсивность отказов λ*(t);
¾ средняя наработка до отказа T*ср o;
б). Для восстанавливаемых изделий:
¾ параметр потока отказов ω*(t);
¾ средняя наработка на отказ T* o;
¾ среднее число отказов (неисправностей) на 1000 часов налета K*1000
Фактические значения показателей надежности АТ определяют в соответствии с утвержденными Департаментом по авиации методиками, на основе учитываемой информации об отказах, неисправностях и повреждениях. Нормативные значения показателей надежности устанавливаются техническими требованиями на разработку АТ, их включают в ЭД и технические условия на поставку авиационной техники.
Контрольные значения показателей надежности задаются ДА по согласованию с организациями промышленности, включаются в ЭД и служат для определения тенденций и степени изменения надежности АТ в конкретных условиях эксплуатации.
Технико-экономический анализ надежности АТ имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам АТ, определение приемлемых условий приобретения и использования АТ и т. п.
Необходимость данного анализа и технология его проведения — определяются авиапредприятием.
Проведение анализа надежности АТ должно быть направлено:
— на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно;
— на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники;
— на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации АТ наземных технических средств;
— на определение экономических последствий недостатков АТ, связанных с надежностью;
— на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков АТ и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов АТ и вспомогательных технических средств.
Содержание периодического анализа включает в себя систематизированные материалы:
— о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях;
— о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа;
— о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями АТ;
— о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов;
— о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации;
— о выполнении требований, предъявленных поставщикам АТ, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов.
В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия. Примером таких мероприятий могут быть разовые осмотры, предложения по выполнению дополнительных работ при сезонном ТО, проведение занятий и тренажей с летным и ИТС и др.
При анализе надежности АТ в авиапредприятиях выполняют следующие работы:
— регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях;
— расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий;
— оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов;
— разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
Выявляемые отказы и неисправности АТ регистрируются в бортовых журналах (AFML-Air Flight And Maintenance Log), картах-нарядах (Chart-Order), ведомостях дефектов (Non-Routine Write-Ups), в других документах и носителях информации, /карточка учета неисправностей/ (см. приложение 1).
В типовом случае при анализе надежности используют:
— информацию о зарегистрированных неисправностях АТ;
— материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий;
— информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и дефектных ведомостей.
Для проведения расчетов используются различные информационно- управляющие системы на базе ПЭВМ с соответствующим программным обеспечением. К примеру, в АК «Белавиа» для этой цели используют систему ЭНАТ-3.
Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой АТ, их методика, объем и формы представления — определяются решениями Департамента по авиации, в который представляется информация о надежности АТ, необходимая для решения следующих задач в масштабах отрасли:
— оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;
— нормирование надежности АТ и оценка фактического ее состояния;
— проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности АТ, безопасности и регулярности полетов;
— предъявление требований к производителям АТ по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат;
— оценка эффективности доработок;
— разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности.
В авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники:
— первичную информацию о неисправностях АТ, зарегистрированную в соответствии с единым форматом;
— материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности;
— внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности АТ;
— бюллетени по доработкам и проверкам АТ, материалы по рекламационно-претензионной работе;
— директивные материалы и переписку по вопросам надежности АТ с различными организациями;
— официальную информацию по надежности, полученную от других организаций (акты по результатам расследования причин отказа, информационные бюллетени и пр.).