Территориальная организация - один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих противоположно действующих факторов и по-разному решался на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990) и Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации (1991) определяя территориальные основы местного самоуправления, исходили из сложившегося на тот момент административно - территориального деления: сельсовет, поселок, сельский район, город, район в городе и др. При этом самоуправление нижнего уровня административно подчинялось самоуправлению верхнего уровня.
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ местное самоуправление обособилось от административно – территориального устройства.
|
|
Согласно Федеральному закону 1995г., порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ определялся законодательством субъектов РФ с учетом мнения населения. Субъекты РФ были обязаны своими законами гарантировать учет мнения населения при изменении границ муниципальных образований. Однако в законе не были определены конкретные формы учета мнения населения при установлении и изменении территории и границ муниципальных образований.
Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц субъекта РФ. Логика такого подхода состоит в том, что целевое назначение муниципальных образований и административно-территориальных единиц различно:
§ деление территории субъекта РФ на муниципальные образования осуществляется в целях создания условий для решения вопросов местного значения, деление на административно-территориальные единицы предназначено для возможности более эффективного решения вопросов государственного значения;
§ на территориях муниципальных образований размешаются органы местного самоуправления, на территориях административно-территориальных единиц — территориальные подразделения (структуры) органов государственной власти: Загсы; военкоматы, суды, органы прокуратуры, налоговые и другие органы;
§ административно-территориальная единица может не быть муниципальным образованием, например, административный район внутри крупного города;
|
|
§ муниципальное образование (как правило, сельское поселение) может не быть административно-территориальной единицей и не иметь на своей территории органон государственной власти.
Исходя из требований федерального закона, субъекты РФ по-разному подошли к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления. При этом были использованы следующие подходы:
Поселенческий подход, основанный на приоритете приближения органов местного самоуправления к населению. Муниципальными образованиями при данном подходе являются все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения.
Экономический подход исходит из того, что критерием для создания муниципального образования должен быть уровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и административные районы.
Третий подход состоит в создании двухуровневой системы муниципальных образований, в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и административных районах, на которые делится территория данного субъекта РФ. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня.
На основе изложенных подходов в разных субъектах РФ сложились три основные модели территориальной организации местного самоуправления.
1. Территориальная, или районная, модель. Административный район с расположенными на его территории городами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскими поселениями является единым муниципальным образованием. В городах районного значения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района создаются территориальные администрации, подчиненные администрации района. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятками. Эта модель проще других в управлении и была принята в большинстве субъектов РФ.
Однако она лишала низовые территориальные единицы (в том числе города районного значения и крупные поселки) муниципальной собственности, бюджетных и выборных органов местного самоуправления.
2. Поселенческая, или волостная, модель. Муниципальными образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и рабочие поселки. В административных районах создаются местные органы государственной власти, а местное самоуправление отсутствует. Главной особенностью этой модели - наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти: центральной и районной. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ измеряется сотнями.
3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются и административные районы, и поселения внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов.
В ряде субъектов РФ сосуществовало несколько моделей одновременно. Муниципальным образованием могли быть и город, и город вместе с окружающим районом, и административный район, и поселения внутри района[31].
По данным Государственного комитета РФ по статистике на 1.09.2002 года в Российской Федерации действовало 11482 муниципальных образований, из которых 1511 являлись районами, 571 - город, 254 – городские районы, 450 – поселков, 8426 – сельские округа, 270 – сельские населенные пункты[32].
Таким образом, с начала принятия ФЗ № 154 в России количество муниципальных образований сократилось с 1994 года (29291 единица) в 2,5 раза.
|
|
Сложившаяся в последнее десятилетие неопределенность территориальной организации местного самоуправления, удаленность органов местного самоуправления от населения стали одним из существенных оснований принятия нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
В новом законе уточнены принципы территориальной организации местного самоуправления, установлена обязательность формирования муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в городских и сельских поселениях и в муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем соответствующих полномочий.
2. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования:
При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции[33]:
1. Приближение местной власти к населению и, как следствие, уменьшение размера территории муниципального образования. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:
• принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации (эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения);
• принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти;
• принцип транспортной (пешеходной) доступности органов местного самоуправления для граждан в течение рабочего дня (может не применяться на территориях с низкой плотностью).
2. Противоположная тенденция — укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуры.
|
|
Другие авторы в дополнение к указанным выше принципам, определяющим тенденции изменения размеров территории муниципального образования, считают, что при установлении оптимальной территории должны быть соблюдены следующие принципы[34]:
• принцип баланса субъекта и объекта управления — прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования на ней органов власти и перспективы ее развития, полномочия местного самоуправления и возможности их осуществления в рамках предполагаемых границ;
принцип минимизации уровня исполнения полномочий — полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги, т.е. с максимальной эффективностью;
принцип учета целей и предметов ведения, которые выделены для органов местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации. Именно в этом принципе реализуется тот потенциал, который имеется у органов местного самоуправления благодаря знанию местных условий и подконтрольности населению.
К основным критериям влияющих на выбор оптимальной территории муниципального образования следует отнести следующие:
1. Демографический - рассматривает численность населения как основной признак муниципального образования, отображающий целесообразность формирования органов власти в зависимости от числа лиц, заинтересованных в получении услуг от этой власти.
2. Экономический - позволяет определить способность территорий в собственном самовоспроизводстве. И поэтому основными признаками этой способности являются:
- наличие собственных источников формирования доходной части местного бюджета этой территории;
- готовность местных предприятий производить качественную и востребованную в других регионах продукцию;
3. Пространственный – направлен на установление границы между муниципальными образованиями с учетом пешей и транспортной доступности органов местного самоуправления для жителей его центральной части относительно периферии. Пространственный критерий является наиболее чувствительным к показателю плотности населения, имеющему важное значение при определении границы муниципального образования.
4. Географический - делает возможным установление границ, между муниципальными образованиями исходя из свойств рельефа местности, где эти образования локализованы. Так, присутствие русла реки, не связанного общим мостом, может служить основанием для разделения находящихся по обоим берегам населенных пунктов на два самостоятельных поселения.
5. Политический – направлен на обоснование выбора в муниципальном образовании той или иной избирательной системы.
Нередко разграничение поселений обусловлено разными типами формирования местной власти, к которой прибегает население этих территорий: в одном случае глава муниципального образования выбирается депутатами из состава представительного органа, в другом – путем всенародного голосования на муниципальных выборах.
Использование указанных принципов позволит государственным органам субъектов РФ осуществлять взаимоувязанную с федеральным законодательством политику по организации на своей территории сети местных сообществ с формированием единого правового поля для всех субъектов РФ. Поэтому решающую роль в определении границ и установления статуса муниципального образования должен получить экономический критерий как наиболее значимый в сложившихся в России условиях.