В Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Основные признаки любого муниципального образования приведены на рис. 7.1[39].
Рис. 7.1. Признаки муниципального образования.
Таким образом, в Законе 1995 года четко даны правовые признаки муниципального образования: это любая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом какая конкретно территория, в каких административных границах может быть муниципальным образованием – не сказано. Этот недостаток устранен в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором уточнены территориальные основы и правовое положение муниципальных образований. Это сделано для более четкого распределения вопросов местного значения, объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями. Четко определены два типа муниципальных образований: муниципалитеты, которые создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных пунктов, и муниципальные районы.
Наличие обоих типов муниципальных образований признано необходимым для одновременного решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению, обеспечения его доступности, эффективности, решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.
Границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно – территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Это связано с тем, что целевое назначение муниципальных образований и административно – территориальных единиц различно. Деление на муниципальные образования предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Создание административно – территориальных единиц осуществляется в целях более эффективного осуществления полномочий государственной власти через свои территориальные органы.
Следовательно, в соответствии с законом к признакам муниципального образования можно отнести[40]:
- территориальность местного самоуправления в границах поселения или в иных, определенных законом, границах;
- реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление, т.е на решение всех вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность;
- наличие выборных органов местного самоуправления;
- реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;
- наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
- несвязанность территории муниципального образования с границами административно – территориальных единиц субъектов Российской Федерации.