№ п\п | Сельские поселения | Городские поселения |
1. | Правовой статус сельского поселения | Правовой статус городского поселения или городского округа |
2. | Инженерная инфраструктура частично децентрализована и поддерживается самими жителями | Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами |
3. | Преобладание сельскохозяйственных видов занятости | Преобладание несельскохозяйственных видов занятости |
4. | Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни | Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы |
5. | Характер застройки: преобладает низкоэтажная, малоквартирная | Характер застройки: преобладает многоэтажная, многоквартирная |
6. | Заключаемые сделки носят, как правило, личностный характер и характеризуются низким уровнем трансакционных издержек | Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и характеризуются высоким уровнем трансакционных издержек |
Предусматриваемая Федеральным законом 2003 года № 131 – ФЗ возможность объединения в границы одного муниципального образования нескольких населенных пунктов позволяет говорить о сложном муниципальном образовании, тогда как закрепление соответствующего статуса за одним из населенных пунктов является его простой разновидности.
|
|
Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 года в России было всего 2940 городских населенных пунктов.
В ходе реформы местного самоуправления статус городского округа получили еще 532 города и статус городского поселения – 2057 городов и поселков. Остальные поселки (в основном пригородные) входят в состав городских округов.
Число жителей населенного пункта для присвоения ему статуса города весьма условно и зависит от многих факторов. Обычно в России статус городов получают населенные пункты с числом жителей более 10 – 12 тыс. человек. Однако имеются города с численностью менее 10 и даже менее 5 тыс. человек. В то же время есть много поселков городского типа и даже сельских населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. человек.
Численность населения и территория. Использование данного критерия при определении типологии муниципальных образований подразумевает, что в основу проводимой систематизации должны быть положены показатели, характеризующие количество населения и величину территории, на которую распространяются полномочия органов местного самоуправления, то группировку муниципальных образований можно провести, используя следующую классификацию городов: малые (до 50 тыс. человек); средние (50 – 100 тыс. человек); большие (100 – 250 тыс. человек); крупные (250 тыс. – 1 млн. человек); крупнейшие (свыше 1 млн. человек).
|
|
В России преобладают малые города (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Средних городов в России 163 (около 15%). Лишь 167 городов имеют население свыше 100 тыс. жителей, в том числе 92 города с населением от 100 до 250 тыс. жителей, 42 – от 250 до 500 тыс. жителей, 20 – от 500 тыс. до 1 млн. жителей, и 13 городов – свыше 1 млн. жителей[43]. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тыс. жителей, начинает приобретать новые качества, иной вид, обрастать поселками – спутниками.
Еще одним основанием классификации городов является их функциональное назначение, определяющее структуру занятости, профиль производственной деятельности градообразующих предприятий и специализацию города в структуре общественного разделения труда. В этом смысле города можно разделить на монофункциональные (с преобладанием одной функциональной специализации) и многофункциональные.
Соотношение многофункциональных и монофункциональных городов имеет большое значение для развития системы местного самоуправления в стране. Концентрация системы жизнеобеспечения и занятости вокруг единственного в поселении градообразующего предприятия чрезвычайно суживает перспективы его развития, обрекает его на зависимость от деятельности предприятия.
В России по признаку функционального назначения можно выделить: административные центры территорий, промышленные города (с преобладанием предприятий обрабатывающей промышленности), ресурсодобывающие (с преобладанием предприятий добывающей промышленности), агропромышленные города (с преобладанием предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и снабжению сельского хозяйства техникой и другими ресурсами), транспортные узлы и порты (железнодорожные, морские, речные, смешанные). Своими особенностями отличаются курортные города, наукограды, закрытые административно – территориальные образования (ЗАТО).
Статус наукограда может быть присвоен муниципальному образованию, имеющему научно – производственный комплекс, численность работающих в котором составляет не менее 15% общей численности работающих, а объем научно – технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость соответствующих основных фондов составляет не менее 50% от основных фондов всех хозяйствующих субъектов, за исключением жилищно – коммунальной и социальной сферы. В правовом отношении наукоград является городским округом. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ на срок до 25 лет.
Порядок образования и управления закрытых административно – территориальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Вся территория ЗАТО, включая входящие в его состав населенные пункты, является территорией городского округа. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на выполнении оборонных заказов. Кроме того, можно выделить отдельные категории городских поселений по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т.д.
Формы организации хозяйственной жизни на территории муниципального образования. Данный критерий выступает как комплексный показатель, поскольку в нем отражаются все стороны жизни муниципального образования. Так, экономическая организация обязательно имеет территориальные границы экономических интересов населения и хозяйственных структур. От нее напрямую зависят демографическая ситуация и профессиональная ориентация населения. И, наконец, немаловажно то, что создание оптимальных условий для деятельности хозяйственных структур – одна из главных задач местной власти, поскольку эффективность их деятельности обеспечивает поступление средств в бюджет.
|
|
Хозяйственная жизнь на территории муниципального образования определяет также и многие аспекты его правового статуса, его роль и участие в планировании развития данной территории. Экономическая организация в значительной степени обуславливает характер и специфику решения социальных вопросов. Таким образом, именно система организации экономической жизни является наиболее комплексным основанием для проведения систематизации муниципальных образований с целью определения объема полномочий местного самоуправления, хотя, безусловно, этот критерий должен рассматриваться совместно с другими.
Единство инфраструктуры муниципального хозяйства. На протяжении многих десятилетий в Российской Федерации происходило постоянное укрупнение и перевод объектов инженерной, социальной и другой инфраструктуры в центры районов. В результате сложилась ситуация, когда органы власти на местах не всегда имеют возможность организовать деятельность по своим предметам ведения. В большей степени это свойственно сельским поселениям, однако есть примеры, когда инфраструктура одного города полностью зависима от другого. Это привело к необходимости выделения в Федеральном законе от 2003 года муниципальных образований двух уровней – муниципалитетов и округов.