Обращения граждан являются одной из важнейших форм их участия в местном самоуправлении, осуществлении «обратной связи» с населением на принимаемые решения органов муниципального управления на территории муниципального образования.
Эта форма выступает как составной элемент прав и свобод человека и гражданина, закрепленной в Конституции Российской Федерации.
В статье 51 Конституции указано: «Граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок»[56]. Как отмечает А.И. Радченко «в обращениях граждан выражают личные и общественные потребности и интересы. Они выступают средством осуществления предоставленных гражданам Конституцией прав, сигналом о нарушении этих прав»[57].
Правовой основой организации работы с обращениями граждан в муниципальных образованиях является Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ, законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления, уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты, регламентирующие работу с обращениями граждан.
|
|
В федеральном законе «О порядке обращения граждан Российской Федерации» определен общий порядок подачи обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам; порядок рассмотрения обращений граждан и принятия по ним необходимых решений; организация личного приема граждан; контроль за соблюдением порядка обращения граждан.
В законе содержится исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению, к которым относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности; обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения; обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан; повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.
Закон устанавливает четыре основных срока при работе с обращениями граждан на различных этапах:
- 3 дня – в течение которых обращение должно быть зарегистрировано после его поступления в государственный орган или орган местного самоуправления (ч.2 ст.8);
|
|
- 7 дней, после регистрации, - в течение которых обращение должно быть переадресовано по компетенции (ч.3 ст.8);
- 30 дней, со дня регистрации, - в течение которых обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ (ч.1 ст.12);
- До 30 дней – максимальный срок, на который в исключительных случаях может быть продлено рассмотрение обращения с уведомлением об этом автора обращения (ч.2 ст.12).
Впервые в отечественной практике Федеральным законом установлен правовой статус за обращениями, которые граждане направляют по информационным системам общего пользования.
Такие обращения подлежат рассмотрению в общем порядке, установленном законом. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
В субъектах Российской Федерации принимаются свои законодательные акты, регулирующие работу с обращениями граждан.
В Челябинской области работу с обращениями граждан регулирует Закон Челябинской области «О порядке и сроках обращения граждан в государственные органы Челябинской области и органы местного самоуправления» от 24.11.2005г. №426-ЗО.
В законе конкретизируется порядок рассмотрения устных обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, вводятся дополнительные виды обращений граждан, такие как коллективные обращения и письменные обращения, принятые на публичных мероприятиях, и порядок направления ответов, а также обязывает органы государственного и муниципального управления принимать собственные правовые акты, устанавливающие порядок обращения граждан.
На уровне муниципальных образований вопросы реализации права граждан на обращения в органы местного самоуправления закреплены в Уставах муниципальных образований. Например, в Уставе города Челябинска к функциям органов городского самоуправления в реализации прав граждан отнесена работа с обращениями граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке и в сроки, установленные законодательством[58]. Обращения граждан являются формой непосредственного участия населения города в управлении городскими делами:
1. Каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы городского самоуправления и к их должностным лицам.
2. Обращения рассматриваются в порядке, установленном законодательством, правовыми актами городской Думы в срок не более одного месяца. На обращения граждан дается ясный ответ по существу вопроса.
Органы местного самоуправления принимают свои распорядительные документы, касающиеся работы с обращениями граждан, которые не должны противоречить федеральному и региональному законодательству. В городе Челябинске действует постановление Главы города от 31.03.2000г №390-п «О порядке рассмотрения обращений граждан в администрации г.Челябинска». Данное постановление определяет порядок работы с обращениями граждан в администрации г.Челябинска.
В соответствии с действующим законодательством под обращениями граждан понимают изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращения граждан имеют различные формы в зависимости от числа обратившихся, от содержания обращения, от способа подачи обращения (рис. 14.1)[59].
Рис.14.1 Формы обращений граждан к депутатам, должностным лицам и в органы местного самоуправления
Предложение – обращение конкретного характера, направленное на совершенствование законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитие общественных отношений, улучшение социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
|
|
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закрепляется право граждан обращаться в суд на решения государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Законодательством устанавливается, что обжалованию подлежат действия (решения), государственных и местных органов власти в результате которых:
- нарушены права и свободы граждан;
- созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Данный закон также устанавливает альтернативный порядок обжалования, в соответствии с которым гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, либо непосредственно в судебные органы.