1. Процесс подготовки данных к анализу: цели, этапы.
2. Процедура кодирования данных: сущность, задачи.
3. Преобразование данных в электронный вид. Создание файла данных в программе SPSS.
4. Этап «очищения данных»: сущность и методы.
5. Методы статистической корректировки данных.
Целью подготовки данных к анализу является улучшение качества собранных данных и, как следствие, улучшение качества результатов маркетингового исследования.
Процесс подготовки данных состоит из последующих 6 этапов:
Первый этап: проверка анкет.
Второй этап: предварительное редактирование анкет.
Третий этап: кодирование данных.
Четвертый этап: преобразование данных в электронный вид (создание файла данных).
Пятый этап: "очищение данных" (окончательное редактирование данных).
Шестой этап: статистическая корректировка данных.
После завершения всего процесса подготовки данных к анализу начинается анализ данных маркетингового исследования.
Рассмотрим данные этапы более подробно и последовательно.
|
|
Проверка анкет и предварительное редактирование
Этап проверки анкет начинается уже в ходе проведения полевых работ. Цель проверки - выявление ошибок, содержащихся в анкетах.
Различают следующие виды ошибок, которые должны быть выявлены в ходе предварительной проверки:
· не заполнена часть анкеты (и/или имеются пропуски отдельных вопросов);
· не соблюдена структура ответов (шаблон пропусков);
· дано несколько вариантов ответа на вопрос предполагающий только один вариант ответа;
· существуют доказательства того, что респондент не понял вопроса (пометки на полях и прочее);
· малая вариация вариантов ответов (например, отмечены все нейтральные ответы);
· неоднозначный ответ на открытый вопрос;
· анкета получена после истечении срока сдачи (для почтовых опросов);
· отдельные ответы нечитабельны;
· ответы даны респондентом, который не принадлежит генеральной совокупности.
На этапе проверки анкет все анкеты, содержащие вышеприведенные ошибки, бракуются. В дальнейшем отбракованные анкеты поступают на второй этап подготовки данных к анализу - этап редактирования данных.
Кроме проверки анкет на первом этапе подготовки данных к анализу идет подсчет анкет в соответствии с выборочным планом и проверка выполнения квот (в случае использования квотной выборки).
Отсеивание либо редакция анкет на данном этапе не осуществляются.