Основание для характеристики технологий | Особенности технологии обучения | |
классической | постклассической | |
Место и роль преподавателя в учебном процессе | Субъект, который определяет все аспекты процесса обучения | Субъект, который инициирует процесс обучения и побуждает превращение обучаемых в активных субъектов процесса обучения |
Место и роль обучаемых в учебном процессе | Восприятие и усвоение знаний, излагаемых преподавателем | Активное усвоение и генерирование знаний |
Тип преподаваемого знания | Детерминистское — описание закономерностей | Стохастическое — совокупность определенных тенденций и вероятностных описаний |
Тип информационной коммуникации | Генерируемый и управляемый преподавателем поток информации, который производит информационное воздействие | Многоканальная система, которая генерирует информацию между обучаемыми и преподавателем, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними |
Понимание сущности объекта знания | Сущность знания едина, хотя и многообразна в своих проявлениях; монизм в понимании сущности знания | Сущность знания плюралистична, неоднозначна и изначально многообразна; осмысливается по принципу дополнительности |
Способ управления процессом обучения | Тоталитарное или авторитарное управление | Демократическое (партисипативное) управление, которое предполагает развитое самоуправление, совместное согласование решений и делегирование полномочий |
Степень творчества | Творчество только у преподавателя, а обучаемый работает с уже готовым знанием | Творчество преподавателя становится все более разнообразным, а деятельность обучаемых приобретает ярко выраженный творческий характер |
Связь с практикой | Существует постоянная проблема дополнения процесса обучения специальной практической подготовкой | Практические умения и навыки формируются в процессе обучения |
Системность процесса обучения | Изложение и восприятие системы знаний происходит по частям | Предлагается изначально целостное представление и восприятие системы знаний |
Проблемность процесса обучения | В лучшем случае описание проблем или проблемных ситуаций | Обучение производится в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, что способствует формированию умений их выделения и преодоления |
Степень контроля за процессом обучения | Специальные механические (формальные) процедуры контроля | Органичное включение гибких форм контроля |
Результат обучения | Совокупность знаний | Совокупность знаний, а также необходимых умений и навыков с возможным доминированием каждой составляющей в совокупном результате |
Постклассическая технология обучения начинается там, где исчезают не преподаватель и обучаемый как основные фигуры учебного процесса, а жесткое закрепление ролей за ними. Они обретают значительно большую свободу действий, чем при классической технологии обучения. Обучаемый в этой системе превращается в важный образовательный субъект, активно включаясь в процесс обсуждения различных ситуаций, тем самым, привнося в общение с преподавателем знания, в том числе и авторские, т. е. добытые им самим. Ситуация общения в процессе такого обучения формирует весьма важный комплекс личностных качеств обучаемых – они становятся более самостоятельными, конкретными и мотивированными. Одним словом, происходят существенные изменения их ролевых функций, что видно из табл. 43.
Таблица 43