Модели экономического роста

В настоящее время можно выделить три основных направления моделирования экономического роста. Во-первых, это кейнсианские модели экономического роста, во-вторых, неоклассические модели и, в-третьих, так называемые историко-социологические модели.

Кейнсианские модели основаны на главенствующей роли спроса в обеспечении макроэкономического равновесия. Решающий элемент спроса – инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль. В модели Е. Домара инвестиции – фактор создания не только дохода, но и новых мощностей. Динамическая сбалансированность спроса и предложения, по Домару, определяется динамикой капитальных вложений, которые образуют новые мощности и новые доходы. Следовательно, задача сводится к определению объема и динамики инвестиций. Домар предложил для решения систему из трех уравнений: уравнение предложения, уравнение спроса, уравнение спроса и предложения совместно. В основе модели Е. Харрода лежит теория акселератора, и, следовательно, она определяет норму сбалансированного роста доходов, с которой связаны капитальные вложения. Модель Харрода позволяет на базе теории акселератора исследовать инвестиционные решения предпринимателей.

Неоклассические модели экономического роста учитывают не один, а два производственных фактора, и предполагают их взаимозаменяемость. Рост ВНП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов.

Среди аналитических инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции. В конце 20-х гг. экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб (оба – из США) обработали три временных ряда характеристик американской обрабатывающей промышленности за 1899-1922 гг., рассмотрев рост основного капитала, количество отработанных часов и объем производства. За выделенный период основной капитал вырос в 4 раза, капиталовооруженность в 2,7, число отработанных часов — в 1,61, а физический объём производства — в 2,4 раза. Исходя из того, что производственная функция должна быть линейной и гомогенной, они предложили следующую эмпирическую формулу:

у = 1,01 Lα Кβ, (30)

где у – объем производства; L – затраты труда; К – затраты капитала; α и β – степенные коэффициенты. Дальнейшие расчеты дали значения: α = 3/4; β = ¼. Эта функция приемлема лишь для экстенсивного экономического роста.

Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения, возникает проблема выбора оптимальной нормы сбережения. Оптимальная норма накопления, соответствующая «золотому правилу» Э. Фелпса, обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

В 1960 г. американский экономист У. Ростоу (р. 1916), создатель теории стадий экономического роста обосновывал, что переход от одной из них и другой обусловлен наличием роста производства и потребления населения.

В частности, он сформулировал и проанализировал пять стадий экономического роста, к которым в своих последующих исследованиях дополнительно прибавил еще одну, характерную для современного и особенно будущего западного общества.

Он выделил в исторической последовательности следующие стадии:

1. Традиционное общество, в котором население в основном занято сельскохозяйственным производством.

2. «Переходное общество», связанная с ростом стадии производства, торговли и транспорта.

3. Взлет – небольшой промежуток в развитии конкретного общества, когда происходит заметное увеличение роста промышленного производства и производства продуктов на душу населения. Это стадия сдвига и перехода к индустриальному развитию.

4. Движение к зрелости. По У.Ростоу, это длительный этап в экономическом развитии, характеризующийся наращиванием технического прогресса, ростом больших городов, повышением доли квалифицированного труда. Это и "есть "индустриальное общество".

5. Эпоха высокого массового потребления, движения от приоритета производства в экономике к наращиванию спроса и потребления.

6. И, наконец, стадия поиска «качества жизни», когда на первый план выдвигается не просто потребление и потребительский спрос, а духовное, нравственное, культурное, интеллектуальное развитие самого человека. На этой стадии ведущим сектором экономики становится сфера услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: