Режим плавания

Для осуществления защиты судоходства в угрожаемый период и в военное время в зонах прикрытия флотов устанавливается особый режим плавания (ОРП).

Он предусматривает ограничение свободного плавания судов, введение системы рекомендованных маршрутов, путей, фарватеров, перевод средств навигационного обеспечения (СНО) на режим работы военного времени.

ОРП устанавливает районы производственной деятельности судов, рассредоточения и закрытие для плавания, направлен на защиту судоходства путем проведения организационных и технических мероприятий по регламентации судоходства, его контроля и регулирования со стороны ВМФ.

Особый режим плавания есть устанавливаемый военно-морским командованием порядок плавания и производственной деятельности гражданских судов в зонах прикрытия флотов в период перевода ВМФ и владельцев средств водного транспорта с мирного на военное положение и в военное время, а также в отдельных районах Мирового океана при возникновении вооруженных конфликтов и локальных войн.

Особый режим плавания в зонах прикрытия флотов устанавливается командующими флотами, а в УРМО - главнокомандующий ВМФ.

В зависимости от степеней военной угрозы судоходству в зонах прикрытия флотов предусматриваются четыре варианта особого режима плавания, которые, как правило, вводятся последовательно от четвертого до первого. В отдельных случаях могут вводится сразу последующие варианты, при этом выполняются все мероприятия, предусмотренные предшествующими вариантами.

Штабы флотов (объединений, соединений) с введением особого режима плавания осуществляют следующие основные мероприятия:

- ввод в действие разработанных документов по особому режиму плавания;

- применение сил и средств флота для защиты судоходства;

- регулирование входа (выхода) судов в порты (из портов) и на якорные стоянки;

- ограничение вплоть до полного запрещения плавания и производственной деятельности судов в отдельных районах зоны прикрытия;

- уточнение районов рассредоточения, производственной деятельности, рекомендованных маршрутов, курсов и фарватеров для гражданских судов;

- инструктаж капитанов судов перед выходом в море совместно с представителями судовладельца;

- перевод средств навигационного оборудования на специальный режим работы;

- оповещение судовладельцев о всех мероприятиях по особому режиму плавания, развертывание военно-лоцманской и конвойной служб;

- контроль за выполнением требований особого режима плавания владельцами средств водного транспорта и их подведомственными судами.

При этом служба ВОСО флота с введением боевой готовности повышенная ведет и анализирует судоходную обстановку, уточняет местонахождение судов, анализирует обеспеченность тоннажем воинских морских перевозок в соответствии с планами.

Владельцы средств водного транспорта на бассейнах с введением особого режима плавания осуществляют:

- управление плаванием и производственной деятельностью судов в соответствии с требованиями особого режима плавания;

- согласование с военно-морским командованием графиков выхода (входа) судов, маршрутов перехода и районов производственной деятельности;

- своевременное представление военно-морскому командованию заявок на выход (вход) и переход подведомственных судов;

- снабжение судов необходимыми документами для плавания в условиях возникновения военной угрозы судоходству и в военное время:

- дооборудование судов и подготовку экипажей к плаванию в составе конвоя, отряда (группы) и одиночно;

- контроль за соблюдением на подведомственных судах установленных режимов светомаскировки и работы радиоэлектронных средств и других мер скрытности;

- проведение в установленные сроки замеров параметров физических полей и размагничивания судов;

- ежедневную информацию взаимодействующих органов ВМФ о позициях подведомственных судов;

- совместно с представителями ВМФ или самостоятельно инструктаж капитанов судов перед выходом в море (капитаны судов смешанного «река-море» плавания получают инструктаж у представителей морского порта и ВМФ);

- выполнение других требований военно-морского командования по режиму плавания в конкретных условиях оперативной обстановки.

С введением особого режима плавания производственная деятельность владельцев средств водного транспорта приводится в соответствие с установленным вариантом режима плавания.

Особый режим плавания вводится специальными сигналами военно-морского командования по вариантам № 4-1. Варианты ОРП вводятся применительно к определенным степеням боевой готовности:

В целом, в зависимости от введенного варианта ОРП предусматривается выполнение следующих основных мероприятий:

- закрытие для плавания и производственной деятельности судов отдельных или обширных районов зоны прикрытия флота;

- регламентирование входа (выхода) судов в порты (из портов) и портопунктов (из портопунктов);

- плавание судов только рекомендованными военно-морским командованием маршрутами, курсами и фарватерами, или развертывание конвойной службы;

- осуществление производственной деятельности только в районах, назначенных военно-морским командованием;

- проведение мероприятий в судовладельческих организациях и на судах по повышению готовности средств борьбы за живучесть, размагничивающих устройств и защиты от оружия массового поражения;

- перевод части или всех средств навигационного оборудования на специальный режим работы;

- введение на судах в отдельных районах режима частичной или полной светомаскировки;

- переход судов и плавсредств в пределах внутренних и внешних рейдов с разрешения оперативно-дежурной службы ВМФ;

- обязательный инструктаж представителями ВМФ капитанов всех судов, выходящих в море, выдачу на суда специальных заданий на рейс и необходимых документов по связи и опознаванию;

- организацию встречи кораблями ВМФ судов, прибывающих по отзыву в зону прикрытия флота;

- плавание судов с включенными размагничивающими устройствами;

- рассредоточение судов по сигналу штаба флота;

- развертывание военно-лоцманской службы;

Указания по особому режиму плавания и другие необходимые сведения капитанам судов, находящихся в море, доводятся судовладельцами, а до капитанов судов, стоящих в российских портах, - на инструктажах, порядок проведения которых устанавливается штабом флота.

Капитаны судов, получившие указание от судовладельца на выход из порта, запрашивают разрешение на выход, отход от причала или съемку с якоря через диспетчерскую службу портов у оперативных дежурных соединений кораблей ОВР, соединений речных кораблей, дежурных пунктов рейдовой службы.

Изменение районов промысла, маршрутов, курсов, фарватеров производится в зависимости от складывающейся обстановки на театре только с разрешения штаба флота,

С возникновением минной опасности штабы флотов (объединений, соединений) информируют владельцев средств водного транспорта о минной обстановке.

Производственная деятельность судов в опасных от мин районах запрещается.

Эффективность выполнения мероприятий ОРП зависит от налаженного взаимодействия флота с ВСВТ: устойчивой связи взаимодействия, своевременного взаимного оповещения и информации об обстановке, надежного опознавания, а также от простоты удобства передачи и приема сигналов взаимодействия.

ОРП учитывают при организации воинских перевозок, и является основой защиты судоходства в зоне прикрытия флота. Он обязателен для выполнения всеми судовладельцами и капитанами судов.

Масштабы использования морского и речного транспорта в современной войне будут зависеть от наличия транспортного флота на бассейне, состояния и степени подготовленности портов и путей сообщения.

Поэтому особое значение имеет правильная оценка транспортной обстановки.

Основу транспортной обстановки составляют:

- анализ наличия судов по районам морей и океанов и оценка их возможностей по сосредоточению в зоны прикрытия флотов и порты стран укрытия в случае угрозы судоходству;

- оценка возможностей судов по выполнению воинских перевозок и специальных заданий ВМФ, передаче в состав флота и вооружению для самообороны;

- оценка состояния и возможностей портов и запасных морских перегрузочных районов (ЗМПР) по обеспечению воинских перевозок и базирования сил флота; оценка возможностей судостроительных и судоремонтных предприятий по переоборудованию, вооружению для самообороны, дооборудованию и ремонту гражданских судов, производству аварийно-боевого ремонта кораблей и судов ВМФ;

- оценка состояния органов управления и возможностей специальных военизированных формирований, формирований гражданской обороны и технического прикрытия морского и речного транспорта;

- оценка состояния и возможностей аэропортов, железнодорожных участков, автомобильных дорог и трубопроводов на побережье в границах бассейна.

В связи с тем, что суда постоянно изменяют свое местоположение, загрузку, вид работы, требуется непрерывно вести судоходную обстановку и производить ее анализ.

С возникновением военной угрозы судоходству промысловая и производственная деятельность судов будет осуществляться в условиях постоянной угрозы их захвата или уничтожения.

Основными объектами нападения будут крупнотоннажные суда с ценными грузами, танкеры, ледоколы (в первую очередь атомные), плавбазы, большие автономные траулеры, буровые суда.

Одна из задач ВМС противника - срыв морских перевозок, поэтому суда, занятые их выполнением в военное время будут подвергаться постоянному нападению.

Для обеспечения защиты судоходства в военное время на флоте развертывается конвойная служба.

Под конвойной службой понимается система командования и органов, планирующих и проводящих на морском театре мероприятия и действия, направленные на защиту судов в районах производственной деятельности и на переходе морем в конвоях группах, отрядах, следующих одиночно.

Организация конвойной службы включает:

- планирование обеспечения морских перевозок и производственной деятельности судов;

- подготовку командования, сил обеспечения и групп судов к плаванию;

- организация перехода сил обеспечения и группы судов морем и их обеспечения в районах производственной деятельности.

В конвойную службу организационно входят командование флота (флотилии, ВМБ), штаб флота (флотилии, ВМБ), отдел конвойной службы штаба флота, командование и штаб конвоя, командиры соединений, выделенных в состав сил охранения судов, командиры отрядов, групп, командиры кораблей и капитаны судов.

Руководство конвойной службой на флоте осуществляет начальник штаба флота.

Для непосредственного руководства конвойной службой на флоте на КП флота развертывается пункт управления конвойной службой и морскими воинскими перевозками.

Данный пункт управления предназначен для организации мероприятий по ОБПС, отмобилизованию СВТ, планированию воинских перевозок и взаимодействия по этим вопросам с ВСВТ.

На отделы (отделения) конвойной службы возлагаются:

- планирование переходов конвоев, групп транспортов и одиночных судов, следующих в охранении боевых кораблей, а также обеспечение производственной деятельности судов в части их защиты;

- организация сбора судов и сил их охранения в районе формирования конвоя;

- организация всех видов оперативного (боевого) и отдельных видов технического обеспечения конвоев, промысловых экспедиций, групп транспортов и одиночных судов, следующих в охранении боевых кораблей или работающих под прикрытием или в непосредственном охранении сил флота;

- организация формирования (расформирования) и управления конвоями, группами транспортов, одиночными судами;

- контроль за подготовкой к переходу и переходами конвоев, групп транспортов и одиночных судов морем;

- разработка инструкций капитанам судов, руководителям промысла и их военным помощникам;

- организация выхода и возвращения судов с промысла, управления судами на переходе морем и в районах производственной деятельности;

- контроль за обстановкой в районе производственной деятельность и на переходе;

- организация инструктажа руководителей промысла, капитанов судов и их военных помощников, осуществляющих производственную деятельность и переходы самостоятельно;

- разработке проектов приказов (боевых распоряжений) на формирование конвоев, охрану районов промысла (добычи нефти и газа);

- разработка исполнительных документов командиру конвоя;

- контроль за выполнением судами установленного режима плавания;

- организация оповещения взаимодействующих сил и средств о движении конвоев, отрядов и одиночных судов;

- контроль состояния физических полей судов;

- контроль за подготовкой судов к воинским перевозкам и их выполнением;

- выработка и доклад командованию предложений по совершенствованию защиты морских перевозок и производственной деятельности судов.

Конвои организуются для обеспечения непосредственного охранения судов на переходе морем. Они требуют заблаговременной подготовки сил и судов, всестороннего их обеспечения.

Офицеры органов ВОСО флота принимают участие в планировании и организации перехода конвоев морем, обеспечивают взаимодействие по данным вопросам командования с ВСВТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: