В. Энергетическая промышленность

В настоящее время в условиях внедрения рыночных отношений произошли кардинальные изменения между руководителем предприятия (собственником) и работником в вопросах безопасности труда. Принятый закон Украины «Об охране труда» определяет принцип полной ответственности собственника за создание безопасных и безвредных условий труда, полного возмещения ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве или от профессиональных заболеваний, приоритета жизни работника перед результатами труда (раздел 3).

В процессе подготовки специалиста невозможно познакомить его со всей информацией по вопросам охраны труда, так же, как невозможно в полном объёме изложить её в учебном пособии в рамках утверждённой программы. Новая информация об охране труда накапливается быстро, что вызывает необходимость следить, начиная со стадии проектирования, за изложением вопросов охраны труда, как в переиздаваемых правилах, инструкциях, так и в периодических изданиях, касающихся вопросов охраны труда в энергетике.

Работа по охране труда на электростанциях, подстанциях, в цехах, мастерских возложена на соответствующих руководителей. Все эти лица несут персональную ответственность за обучение рабочих безопасным приёмам обслуживания и ремонта оборудования, их исправное состояние, безопасное состояние рабочих мест, своевременное испытание электрооборудования, инструментов, инвентаря и др.

Директора, главные инженеры, начальники цехов, участков, дежурные инженеры, начальники смен, диспетчеры предприятия и района сети обязаны выполнять предписания по безопасности лично и контролировать их выполнение подчинённым персоналом.

С целью улучшения работы, направленной на предупреждение несчастных случаев и аварий на производстве, во всех звеньях производственного механизма организованы службы охраны труда, структура и численность которых зависит от численности работающих.

Система управления охраной труда (СУОТ) является органической составной частью общей системы управления деятельностью производства. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом.

Управление охраной труда осуществляют руководители цехов, участков и служб. Ответственным за организацию и функционирование СУОТ являются руководители энергопредприятий по выработке, распределению и потреблению электроэнергии и их подразделений. Основную организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией ведет служба охраны труда, непосредственно подчиняющаяся руководителю предприятия.

Задачи охраны труда решаются на каждой ступени управления и передаются в виде управляющего воздействия от руководителя предприятия к бригадам (рис. 4.В1). Действия исполнителей контролируются по линии администрации и службами охраны труда, а по линии общественного контроля – профсоюзами.

В комплексе задач СУОТ рассматривают три основные направления:

1. нормативно-техническая документация (НТД) – совершенствование норм и правил, инструкций, внедрение ССБТ, разработка стандартов предприятий;

2. условия труда – совершенствование безопасности средств производства и технологических процессов, санитарно-гигиенических условий; обеспечение средствами индивидуальной защиты создание оптимальных режимов труда и отдыха и т.д.;

3.

 
 

кадры – обучение работающих, пропаганда охраны труда, воспитание кадров и укрепление дисциплины, организация лечебно-профилактического обслуживания, предоставление работающим льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда.

           
   
 
     
 
 

Рисунок 4.В1. Организация административного и общественного контроля охраны труда

Задачи СУОТ решаются через основные функции управления, в результате чего формируется управляющее воздействие на объект управления – охрану труда (рис. 4.В2).

Учет и анализ позволяют определить уровень охраны труда и эффективность функционирования СУОТ. Состояние ОТ как объекта управления характеризуется: наличием оптимальных условий труда, уровнем производственного травматизма, количеством аварий, наличием нарушений правил ОТ, эффективностью внедрения планируемых мероприятий.

 
 

Рисунок 4.В2. Система управления охраной труда

Количественная оценка состояния охраны труда производится по коэффициентам безопасности, частоты и тяжести травматизма и другим показателям (раздел 4.А1.). Анализу подвергаются материалы о несчастных случаях и профзаболеваниях, предписания органов государственного надзора и профсоюзного контроля. Результаты анализа и оценка поступающей информации направляются на разработку и принятие решений руководителями всех уровней. По итогам учета и анализа вырабатываются исходные данные для планирования и регулирования.

Организация обеспечивается чёткой регламентацией обязанностей и прав всех должностных лиц.

Контроль позволяет установить отклонения от требований охраны труда. Существует три вида контроля – государственный, ведомственный и общественный. Контроль предусматривает анализ причин нарушений и разработку мероприятий по их устранению.

Регулирование направлено на устранение причин отклонения от требований охраны труда, выявленных в результате контроля, учёта и анализа. Регулирование предусматривает стимулирование, т.е. моральное или материальное поощрение за соблюдение требований охраны труда, или меры общественного или административного воздействия к нарушителям этих требований.

Экономические потери в связи с неудовлетворительным состоянием охраны труда складываются из экономических потерь от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и воздействия неблагоприятной производственной обстановки. Изучение структуры экономических потерь позволяет направить денежные и материальные ресурсы на выполнение тех мероприятий, которые обеспечивают снижение травматизма и заболеваемости и устранение различных опасных и вредных производственных факторов.

Мероприятия по охране труда должны осуществляться и в случае высоких экономических затрат. Поэтому оценка мероприятий по улучшению условий труда, уменьшению травматизма и профзаболеваний осуществляется комплексно по социальной и экономической эффективности. Под экономической эффективностью понимается размер экономических выгод, связанных с внедрением мероприятий по охране труда. Социальная эффективность мероприятий определяет степень улучшения производственной обстановки. Она связана с психофизиологическими аспектами труда, экономической заинтересованностью трудящихся, повышением общественной значимости труда и производственной активности.

Работа с персоналом предусматривает подготовку новых кадров, повышение квалификации, проверку знаний правил технической эксплуатации (ПТЭ) и правил техники безопасности (ПТБ), производственных и должностных инструкций, проведение Дня техники безопасности, изучение и внедрение передовых методов труда, периодические медицинские осмотры и др.

Важную роль в профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний играет пропаганда охраны труда. Длительное время пытались добиться снижения травматизма и заболеваний путём усовершенствования технологических процессов, машин, инструмента, создания предохранительных устройств под лозунгом «От техники безопасности – к безопасной технике». Но этот путь не принёс желаемых результатов. Оказалось, что основными причинами несчастных случаев являются организационные и субъективные, в частности невнимание, неловкость работающих, отсутствие предвидения неблагоприятных последствий своего поведения. При этом человеческий фактор признаётся причиной от 65 до 85% несчастных случаев.

Создать безопасные и здоровые условия труда на производстве возможно только при строгой дисциплине работающих, при точном выполнении требований и инструкций по безопасности труда и промышленной санитарии, иначе самые совершенные техника и технология не смогут обеспечить безопасную обстановку на предприятии. Поэтому систематическая целенаправленная пропаганда правил и достижений ОТ среди работающих является одним из важных способов предотвращения травматизма и профзаболеваний.

Одной из гарантий осуществления на практике социально-экономических прав граждан является проведение контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. Выполнение законов и положений об охране труда на предприятиях контролируется как государственным надзором со стороны государственного департамента по надзору за охраной труда, так и общественным контролем за соблюдением законодательства об охране труда. Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране труда осуществляется органами прокуратуры.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность обслуживания электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется государственными инспекторами Госнадзорохрантруда и специалистами службы охраны труда Минэнерго и объединений предприятий, образованных по отраслевому принципу, осуществляющих ведомственный контроль за функционированием системы управления и состоянием охраны труда, реализацией комплексных мер, отраслевых соглашений по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных по вопросам охраны труда и профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.

Для оказания практической помощи непосредственно на предприятиях (энергетики), их прав и функциональных обязанностей, разработано ДНАОП 0.00-4.11.93 «Типовое положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда» (приказ №135 Госнадзорохрантруда от 28.12.1993). и ДНАОП 0.00-4.09.93 «Типовое положение комиссии по вопросам охраны труда предприятий».

Персонал предприятий всех потребителей и производителей электроэнергии независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на средства производства должны руководствоваться в своей работе государственными нормативными актами об охране труда, утверждёнными Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда: ДНАОП 0.00-1.21-98 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», ДНАОП 1.1.10-1.01-97 «Правила безопасной эксплуатации электроустановок», а также «Правила устройства электроустановок. Шестое издание переработанное и дополненное» М., Энергоатомиздат, 1985г.; «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» М., Энергоатомиздат, 1989г.; ГОСТ Р50571.3-94 (МЭК 364-4-41-92) «Требования по обеспечению безопасности. Защита от поражения электрическим током»; «Правила охраны электрических сетей», утверждено постановлением Кабмина Украины от 4.03.97г. №209; СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» М., Энергоатомиздат, 1985г.; ГКД 34.12.102-95 «Обучение, инструктаж и проверка знаний работников предприятий, учреждений и организаций Минэнерго Украины по вопросам охраны труда и эксплуатации оборудования», утверждено Минэнерго Украины 8.09.95г.

Начальники цехов определяют, какие разделы из этих правил должен знать соответствующий работник, и составляют производственные инструкции и инструкции по технике безопасности по каждому виду опасных работ и для каждого рабочего места.

Инструкция должна содержать описание и методику безопасного выполнения работы, обязанности и правила поведения работающего, порядок организации рабочего места, средства личной защиты и гигиены, правила первой помощи пострадавшим и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: