Если попытаться кратко суммировать основные положения изложенного в учебном пособии материала, то они будут звучать примерно так: основная задача в области сервиса в информационной сфере − максимально облегчить работу пользователя информации, т. е. предоставить ему ее оперативно, максимально полно и в возможно более удобной форме.
Каждому понятно, что уровень функционирования того или иного сервиса в информационной сфере определяется системой информационных ресурсов и развитием телекоммуникаций. Значимость сервиса в информационной сфере особенно возрастает в условиях рыночной экономики.
Ранее сервис в информационной сфере обеспечивался преимущественно усилиями библиотечно-библиографических учреждений. Ими были выработаны принципы и методы доведения информации до потребителей. По целому ряду причин к середине прошлого столетия в сервисе в информационной сфере сложилась кризисная ситуация, выразившаяся прежде всего в том, что существующий сервис в информационной сфере не устраивал ни пользователей, ни специалистов сервиса [22].
|
|
Именно необходимость в комплексном, многостороннем и целенаправленном информационном обслуживании пользователей вызвала к жизни использование сервисов Интернет и телекоммуникаций.
Активное развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии потребителям. Практически каждое уважающее себя предприятие сейчас имеет свой web-сервер, а предприятия, специализирующиеся в области электронной торговли, и торговые Интернет-системы..
Web-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить две основные: создание имиджа предприятия и максимальная разгрузка справочной службы компании путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о фирме, предлагаемых товарах, услугах и цепах.
Торговые Интернет-системы объединили в одно целое Интернет-магазин, магазин и систему логистики.
В конце прошлого века в сервисе в информационной сфере широкое применение нашли различные предметно-ориентированные пакеты прикладных программ и автоматизированные информационные системы.
Хотя информационные системы являются обычным программным продуктом, они имеют ряд существенных отличий от стандартных прикладных программ и систем.
В зависимости от предметной области информационные системы различаются своими функциями, архитектурой, реализацией и сервисом. Общим у этих систем является то, что они предназначены для сбора, хранения и обработки информации, ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области применения вычислительной техники. Клиентские приложения предметно-ориентированных систем обладают простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет конечному пользователю все необходимые для работы функции, нужную информацию. К широко применяемым предметно-ориентированным информационным системам относятся: бухгалтерские и банковские, системам электронных платежей, информационные системы на рынке ценных бумаг, автоматизированные системы страхования, системы в индустрии гостеприимства и туризма, информационные системы управления на предприятиях туризма и информационные системы кадровых агентств.
|
|
Внедрение сервиса в информационной сфере отвечает современным тенденциям социально-экономического развития общества и позволит полноценно осуществлять деятельность, направленную на достижение потребительской удовлетворенности качеством предоставляемых информационных продуктов и услуг. Подобная перестройка возможна только при условии, что руководство и персонал разделяют ценности организационной культуры, в основе которых лежит приоритет пользователей [22].
Теория и практика сервиса в информационной сфере в нашей стране только начинает развиваться, и еще многое предстоит усовершенствовать. Дальнейшей разработки потребуют проблемы, связанные с измерением удовлетворенности пользователей качеством обслуживания, процессным подходом к информационному обслуживанию, разработкой стандартов обслуживания, выявлением и формированием потребительских ожиданий, изучением потребительских свойств информационных продуктов и услуг и ряд других [22].