Предложение товара и его характеристики: закон, функция, график, факторы динамики

Под предложением понимаются количество товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже на рынке по каждой цене в определенный период времени. Различают индивидуальное и рыночное предложение товара. Если индивидуальное предложение товара формируется отдельным (одним) производителем, то рыночное – совокупностью всех производителей и продавцов, действующих в данный момент времени на рынке.

Предложение (SS) зависит от ряда факторов, ключевым из которых является цена товара. Раскроем связь между предложением и ценой товара Х на условном примере, используя данные таблицы 2.

Таблица 2.

Шкала предложения товара Х

Цена за единицу товара Х, руб. Объем предложения (количество товара, которое предлагают производители) тыс. шт.
   
   
   
   
   
   
   

На основе шкалы предложения товара Х посмотрим график (рис. 6), где по горизонтальной оси отложим количество товара Х (Q), а по вертикальной оси – цену за единицу товара Х (Р).

 
 

Анализ шкалы предложения товара Х (таблица 2) и графика предложения товара Х (рис. 6) свидетельствует о прямой (положительной) связи между ценой и объемом предложения. Эта прямая зависимость выражается законом предложения, который гласит, если цена товара растет (при прочих равных условиях), то объем предложения увеличивается и наоборот.

В формализованном виде связь между объемом предложения и ценой товара можно выразить как QS=f (P), где

QS – объем предложения;

Р – цена за единицу товара.

Данный способ выражения функции предложения называется аналитический. Применяя его, следует руководствоваться правилом: если при подстановке в формулу некоторого варианта цены итоговое значение будет отрицательным, то объем предложения принимается равным нулю. Цена, начиная со значения которой, объем предложения равен нулю, называется минимальной ценой предложения. Кроме аналитического для выражения функции предложения используются также табличный и графический способы.

Ценой предложения принято считать минимальную цену, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

В микроэкономической теории принято различать понятия “объем предложения” и “предложение”, “движение по кривой предложения” и “движение кривой предложения”.

Объем предложения (QS) выражается точкой на графике предложения и его изменение происходит при движении по кривой предложения (SS) от точки к точке под влиянием цены товара (рис. 7).

S

P В

 
 


А

S Q

Рис.7 Изменение объёма предложения под влиянием цены товара

Предложение товара выражается графиком (S0 S0) и его изменение происходит под влиянием факторов, не связанных с ценой данного товара. Под влиянием неценовых факторов предложение может увеличится (график предложения из положения S0 S0 переместится вправо вниз в положение S1 S1) или уменьшится (график спроса из положения S0 S0 переместится в положение S2 S2 (рис. 8).

 
 

К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:

1. Цены на ресурсы.

2. Технология производства.

3. Налоги и дотации.

4. Цены на другие товары и услуги.

5. Конкуренция.

Ключевым среди отмеченных факторов является введение государством акцизного налога (Т), величина которого будет включена в издержки производства. После введения налога график предложения переместится влево вверх на величину Т, а функция предложения примет вид p = f (Qd) + Т. Если первоначальная функция предложения выражалась в виде p = 3Q + 15 при минимальных издержках производства в 15 ден. ед., то после введения акциза в объеме 5 ден. ед., функция предложения приняла вид p = 3Q + 20 (рис. 9).

P S2
 
 


S1


S

P0+T T

P0 S

Q

Рис. 9 Изменение предложения в связи с введением акциза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: