№ п/п | Субъекты анализа | Основные направления анализа |
Собственники | Финансовые результаты фирмы, устойчивость положения фирмы, размер дивидендов по привилегированным акциям, направления использования прибыли | |
Администрация и персонал | Все аспекты деятельности фирмы, в первую очередь, эффективность финансово-хозяйственной деятельности | |
Заимодавцы | Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность имущества | |
Поставщики | Финансовое состояние и платежеспособность | |
Покупатели | Качество товара, условия производства и хранения, условия поставки, финансовое состояние | |
Конкуренты | Особенности технологического процесса, трудоемкость, качественные характеристики продукции, рыночная устойчивость фирмы, деловая и инвестиционная активность | |
Налоговые органы | Финансовые результаты, объекты налогообложения, платежеспособность |
Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Например, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией фирмы.
Кредиторам необходимо определить целесообразность продления срока возврата кредита.
Только администрация и персонал фирмы могут провести глубокий анализ, который базируется на внутренней конфиденциальности информации, создаваемой управленческим и бухгалтерским учетом.
5.3. Виды экономического анализа
Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам:
- по субъектам экономического анализа;
- времени проведения;
- направлениям исследования;
- содержанию и уровню организации.
По субъектам различают внутренний и внешний экономический анализ. Внутренний анализ проводится внутренними субъектами анализа, он осуществляется для целей управления фирмой, для повышения рентабельности производственной и финансовой деятельности. Это анализ всех сторон деятельности при максимальном использовании всех имеющихся источников информации.
Внешний анализ осуществляется внешними субъектами анализа с конкретными целями, поставленными каждым субъектом.
По времени проведения различают экономический анализ, осуществляемый:
1) после совершения хозяйственных и финансовых операций (итоговый, последующий, ретроспективный). В этом случае используется информация, содержащаяся в отчетности, как наиболее достоверная для подготовки пояснительных записок, собраний акционеров и т. д.
2) до совершения хозяйственных и финансовых операций (предварительный, перспективный, прогнозный и т. д.) Прогнозная информация, как правило, менее точна, но позволяет принимать управленческие решения по инвестиционным проектам;
3) в момент совершения операции – оперативный анализ. Он позволяет принимать управленческие решения на ходу, замечать назревающие затруднения и предотвращать их.
По направлениям исследования различают производственный анализ и финансовый анализ.
По содержанию и уровню организации различают комплексный анализ (анализ всех сторон деятельности предприятия) и тематический (анализ по отдельным вопросам).
Деление экономического анализа на виды является в значительной мере условным. Например, для прогнозных решений используются результаты ретроспективного и оперативного анализа. Все виды анализа способствуют повышению эффективности, научности управления, выработке и принятию правильных, обдуманных, оптимальных управленческих решений.
Существуют также качественные и количественные методы анализа.
Основная цель управленческого анализа – способствовать повышению эффективности производственной и финансовой деятельности фирмы и поддержанию ее конкурентоспособности. Управленческий анализ включает в себя внутренний производственный и внутренний финансовый анализ.
5.4. Система комплексного экономического анализа
Успешное проведение аналитической работы зависит от уровня ее организации.
Внутренняя аналитическая работа в фирме должна быть организована как цельная и продуманная система. Она должна охватывать воедино анализ производственный и финансовый, ретроспективный, оперативный и перспективный, комплексный и тематический, а также использовать результаты внешнего анализа других фирм-конкурентов, поставщиков, покупателей, заемщиков и т. д.
Аналитическая работа, как правило, охватывает следующие этапы:
1. Определение целевой установки и объекта анализа.
2. Общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана (определяются источники информации, выбирается методика анализа).
3. Подбор информации, предварительная проверка ее достоверности и качества.
4. Изучение информации, применение конкретной методики анализа, выполнение расчетов.
5. Подведение итогов: интерпретация результатов анализа (составление заключения, графиков, таблиц, диаграмм).
6. Разработка практических рекомендаций – экономических, технических, организационных, направленных на мобилизацию внутренних резервов, на ликвидацию выявленных недостатков, на предотвращение их в дальнейшем.