Исходные данные для анализа

№ п/п Субъекты анализа Основные направления анализа
  Собственники Финансовые результаты фирмы, устойчивость положения фирмы, размер дивидендов по привилегированным акциям, направления использования прибыли
  Администрация и персонал Все аспекты деятельности фирмы, в первую очередь, эффективность финансово-хозяйственной деятельности
  Заимодавцы Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность имущества
  Поставщики Финансовое состояние и платежеспособность
  Покупатели Качество товара, условия производства и хранения, условия поставки, финансовое состояние
  Конкуренты Особенности технологического процесса, трудоемкость, качественные характеристики продукции, рыночная устойчивость фирмы, деловая и инвестиционная активность
  Налоговые органы Финансовые результаты, объекты налогообложения, платежеспособность

Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Например, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией фирмы.

Кредиторам необходимо определить целесообразность продления срока возврата кредита.

Только администрация и персонал фирмы могут провести глубокий анализ, который базируется на внутренней конфиденциальности информации, создаваемой управленческим и бухгалтерским учетом.

5.3. Виды экономического анализа

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам:

- по субъектам экономического анализа;

- времени проведения;

- направлениям исследования;

- содержанию и уровню организации.

По субъектам различают внутренний и внешний экономический анализ. Внутренний анализ проводится внутренними субъектами анализа, он осуществляется для целей управления фирмой, для повышения рентабельности производственной и финансовой деятельности. Это анализ всех сторон деятельности при максимальном использовании всех имеющихся источников информации.

Внешний анализ осуществляется внешними субъектами анализа с конкретными целями, поставленными каждым субъектом.

По времени проведения различают экономический анализ, осуществляемый:

1) после совершения хозяйственных и финансовых операций (итоговый, последующий, ретроспективный). В этом случае используется информация, содержащаяся в отчетности, как наиболее достоверная для подготовки пояснительных записок, собраний акционеров и т. д.

2) до совершения хозяйственных и финансовых операций (предварительный, перспективный, прогнозный и т. д.) Прогнозная информация, как правило, менее точна, но позволяет принимать управленческие решения по инвестиционным проектам;

3) в момент совершения операции – оперативный анализ. Он позволяет принимать управленческие решения на ходу, замечать назревающие затруднения и предотвращать их.

По направлениям исследования различают производственный анализ и финансовый анализ.

По содержанию и уровню организации различают комплексный анализ (анализ всех сторон деятельности предприятия) и тематический (анализ по отдельным вопросам).

Деление экономического анализа на виды является в значительной мере условным. Например, для прогнозных решений используются результаты ретроспективного и оперативного анализа. Все виды анализа способствуют повышению эффективности, научности управления, выработке и принятию правильных, обдуманных, оптимальных управленческих решений.

Существуют также качественные и количественные методы анализа.

Основная цель управленческого анализа – способствовать повышению эффективности производственной и финансовой деятельности фирмы и поддержанию ее конкурентоспособности. Управленческий анализ включает в себя внутренний производственный и внутренний финансовый анализ.

5.4. Система комплексного экономического анализа

Успешное проведение аналитической работы зависит от уровня ее организации.

Внутренняя аналитическая работа в фирме должна быть организована как цельная и продуманная система. Она должна охватывать воедино анализ производственный и финансовый, ретроспективный, оперативный и перспективный, комплексный и тематический, а также использовать результаты внешнего анализа других фирм-конкурентов, поставщиков, покупателей, заемщиков и т. д.

Аналитическая работа, как правило, охватывает следующие этапы:

1. Определение целевой установки и объекта анализа.

2. Общее ознакомление с объектом и разработка предварительного плана (определяются источники информации, выбирается методика анализа).

3. Подбор информации, предварительная проверка ее достоверности и качества.

4. Изучение информации, применение конкретной методики анализа, выполнение расчетов.

5. Подведение итогов: интерпретация результатов анализа (составление заключения, графиков, таблиц, диаграмм).

6. Разработка практических рекомендаций – экономических, технических, организационных, направленных на мобилизацию внутренних резервов, на ликвидацию выявленных недостатков, на предотвращение их в дальнейшем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: