Занятия гимнастикой могут проводиться как в форме урока, так и в форме самостоятельных занятий. Педагог является организатором и руководителем тренировочной работы. В его обязанности входит правильная постановка задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока, квалифицированная помощь ученикам. Воспитание у них морально-волевых качеств. К достоинствам урочной формы занятий гимнастикой относится их коллективность. Находясь в среде своих сверстников, занимающиеся легче находят и исправляют свои ошибки и недостатки.
В зависимости от условий проведения и поставленных задач занятия могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. На практике чаще всего проводят учебно-тренировочные занятия. Несмотря на различия в содержании, организации и методах проведения, все занятия имеют общие принципы построения.
Подбор упражнений и методика их проведения в различных классах зависят от особенностей возраста занимающихся.
Младший школьный возраст (7—9 лет). Особенность детского организма в том, что в ходе роста и развития строение и функция всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако упражнения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушёнию правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте неустойчива. Укрепление мышц ног, особенно удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактики плоскостопия. Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник, Межпозвоночные диски эпифизы позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, кости таза срастаются в одну к 14-16 годам. Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см, а также длительное время выполнять упражнения стоя. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Детям 7—9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание через препятствие высотой до 1м, бросание и ловля мячей, метаниё в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения — перекаты, кувырки, стойки на лопатках (для 3-го класса). При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснять доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. 7 - 9-летние дети склонны к подражанию, поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется говорить «Делайте, как делаю я»
|
|
|
|
Изучаемые детьми упражнения должны быть простыми, понятными, доступными. Необходимо помнить, что дети быстро устают и также быстро после кратковременного отдыха снова способны к выполнению двигательных действий. Следовательно, упражнения не должны быть продолжительными. Их надо чередовать с короткими паузами для отдыха. У детей 7—9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10—13-летних, и часто удачное выполнение чередуется с неудачными. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемые упражнения повторять по 6—8 раз в каждом занятии, причем в относительно постоянных условиях (из одного и того же исходного положения, в одном и том же темпе), и по 2—3 раза в один подход. Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игр. Особенности мальчиков и девочек этого возраста выражены незначительно, поэтому различий в методике и содержании упражнений нет.
Средний школьный возраст (10—15 лет). В среднем школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшая работа по физическому воспитанию кому воспитанию и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества совершенствуются основные двигательные навыки. Мальчики до 12 лет и девочки до 11 лет по возрастной периодизации относятся ко второму детскому, а мальчики 13-14 лет и девочки 12-13 лет к подростковому возрасту.
Рост и развитие детей среднего школьного возраста происходят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (11—13 лет) в котором бурно протекают морфологические и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости. Общим для подростков является то, что масса тела у них всегда относительно меньше длины тела, а у быстро растущих это особенно ярко выражено. Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарат способствуют развитию быстроты движений. В подростковом возрасте нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора). Следует также развивать гибкость, учитывая, что тонические сопротивления - мышц растягиваются после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11-13 лет проходит значительно быстрее, чем у 8—9-летних, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями. Детям 10—11-летнего возраста также нужны краткие и лаконичные объяснения при разучивании упражнения. Однако они способны различать детали изучаемых упражнений, и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому показ и объяснение обязательны. Изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6—8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2-3 раза за один подход. Учебный материал дети должны усваивать небольшими частями начиная с самых простых и легких форм. Дети умеют оценивать действия в пространстве, во времени и по силе, при обучении ходьбе и бегу нужно научить детей ходить бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на разном расстоянии. Регулярное выполнение заданий дает возможность овладеть скоростью движений. Обучая метанию, нужно давать задания бросать мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса. Дети должны не только овладеть техникой лазанья, но и научиться определять скорость лазанья. Следует учитывать склонность девочек этого возраста к танцевальным движениям, которые должны использоваться для укрепления мышц ног, туловища, сердечнососудистой и дыхательной систем. Обучение двигательным действиям детей среднего школьного возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания, увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилии, нервных путей, кровеносных сосудов.
|
|
Старший школьный возраст (16-18 лет). Физическая работоспособность юношей и девушек значительно повышается и приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса: интенсивно растет мускулатура. Деятельность сердечно- сосудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих большей силы и ловкости.
|
|
Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют различия и проводятся отдельно. Юношам необходимо овладеть прикладными двигательными навыками. Они должны преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы силой и переворотом, перевороты в сторону и вперед.
В процессе занятий этими упражнениями нужно воспитывать силу, выносливость, быстроту, ловкость, настойчивость, трудолюбие, стремление к выполнению трудных упражнений.
Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии. Внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики.
Надо совершенствовать у девушек качества, как ловкость, быстрота, выносливость, метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, акробатические упражнения.