Исследования, инновации и патенты. Научные основы анализа инновационной деятельности 6 страница

В 70 - 80-е гг. научно-технический потенциал России развивался экстенсивно, т. е. при количественном росте наблюдалось снижение качественного уровня. В условиях общего кризиса в 90-е гг. резко сокращаются количественные показатели. Снижение качественного уровня научно-технического потенциала выразилась в сокращении числа созданных образцов новой техники, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации. Эта негативная тенденция наметилась еще в 1981 — 1986 гг. (на 35%), однако в 1991 г. произошло их уменьшение на 23 % по сравнению с 1990 г. Продолжилось снижение доли образцов новой техники, отвечающих мировому уровню. В 1987 г. этот показатель составил 9,5 %, в 1990 г.- 3,9 %. Доля расходов на НИОКР в ВВП (0,75—1,23 %) в 90-е гг. соответствует уровню 50-х гг., а абсолютная величина близка к уровню начала 60-х гг., что сопоставимо с уровнем Египта и Португалии, тогда как в конце 80-х гг. доля расходов на НИОКР соответствовала уровню США, Японии, Германии (от 2,5 до 3,1% ВВП).

Единственным контролируемым государством показателем является доля бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в общих расходах федерального бюджета. По Закону РФ о науке и государственной научно-технической политике этот показатель должен быть не меньше 4%. Однако его реальная величина с 1991 г. не превышала 2,5%, причем лимиты бюджетных обязательств по данному показателю регулярно сокращались.

Резко сократились расходы на науку, их доля в национальном доходе уменьшилась с 3,6% в 1990 г. до 0,73% в 1996 г.; тогда как она составляет: в Японии — 3,0%, Германии - 2,8%, США-2,75%, Франции -2,4%. В ведущих промышленно развитых странах доля государства в этих объемах составляет около 1% ВВП или 33% общего финансирования, что составляет пороговое значение, ниже которого происходит развал научно-технического потенциала. Из-за инновационной пассивности предприятий содержание науки практически полностью в России осуществляется за счет федерального бюджета[62].

Доля расходов на фундаментальные исследования во внутренних текущих затратах на науку в СССР составляла около 10%. В настоящее время она поддерживается на уровне 12—6 %.

Спад производства в отраслях национальной экономики, ориентация на сектора, отличающиеся низкой наукоемкостью, привели к резкому падению спроса на научную продукцию, проектно-изыскательские работы и на инновационную деятельность. С учетом сжатия объемов ВВП реальные расходы на НИОКР снизились с 1990 г. к 1998 г. в 15 - 18 раз, что привело к прекращению долговременных фундаментальных исследований и разработок, а из малого числа появившихся технических новинок основная доля — это повторение ранее сделанного, а поэтому неконкурентоспособного на мировом и внутреннем рынках[63].

Оплата труда научных работников остается низкой; в то время как в 1990 г. заработная плата занятых в науке была на 12,5% выше, чем в среднем по стране, в настоящее время она на 25 - 40 % ниже (в зависимости от уровня цен в разных регионах). Престиж научного труда резко упал. В системе подготовки кадров для научно-технической деятельности произошли изменения. Если в дореформенной России в НИИ обучалось около 40% аспирантов, то в настоящее время — до 20%. В то же время с 1990 г. резко возросла доля обучающихся с отрывом от производства (в НИИ с 40 до 60%, в вузах — с 63 до 70%). Продолжается ускоренная ротация научных кадров из сферы науки и научного обслуживания в другие отрасли. Ежегодно по контрактам на работу за границу выезжает 10 - 15 тыс. ученых высшей и высокой квалификации.

В условиях осуществления экономических реформ, направленных на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка системы мероприятий для сохранения научно-технического потенциала с учетом его структурной перестройки и расширения рыночных механизмов формирования и развития. Сохранению и развитию научно-технического потенциала будут способствовать государственные (федеральные и региональные) и негосударственные (в том числе зарубежные) фонды поддержки; коммерциализация прикладной науки; деятельность негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании; проведение совместных исследований с учреждениями ведущих научных центров за рубежом и иностранными предприятиями; конверсия оборонной промышленности; коммерциализация научно-информационной деятельности.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить формирование необходимых для НИОКР объемов финансовых и других видов ресурсов и направить их посредством государственных долго- и краткосрочных программ на приоритетные направления научно-технического прогресса.

Программы научно-технического и социально-экономического развития должны разрабатываться Правительством РФ совместно с регионами и реализовываться и финансироваться под контролем Минэкономики РФ из федерального бюджета в соответствии с инвестиционной политикой. Целесообразно избежать множества программ, которых сейчас насчитывается свыше 300, но, ни одна из них не финансируется в достаточном объеме и не дает никаких завершенных результатов.

Степень реализации научно-технических программ зависит от уровня эффективности использования финансовых ресурсов, что во многом определяется сбалансированностью и пропорциональным соотношением их объема с величиной и структурой прочих составляющих научно-технического потенциала. Структура и характеристики (фондоемкий и трудоемкий вариант развития, экстенсивное или интенсивное использование) научно-технического потенциала предопределяются целями социально-экономического развития страны. Поскольку до настоящего времени задачи социально-экономического развития не были четко сформулированы, финансовые ресурсы в науке и научном обслуживании использовались исходя из сложившихся традиций прежних лет.

Хотя подавляющая часть финансовых ресурсов на НИОКР является государственными ассигнациями, прослеживается тенденция увеличения объема финансовых ресурсов за счет собственных средств промышленных фирм, высших учебных заведений, иностранных компаний, частных некоммерческих организаций. Следует создавать условия для участия в финансировании НИОКР частных сбережений населения и кредитных ресурсов. Так, государство может стимулировать долгосрочное кредитование научно-технической и инновационной деятельности через систему дотаций ставок процента по долгосрочным кредитам с увеличением доплат в зависимости и значимости проектов.

Для сохранения научно-технического потенциала страны даже при сокращении ВВП необходимо обеспечивать прирост ассигнований на приоритетные направления НИОКР, продолжая финансирование направлений, не относящихся к приоритетным, примерно на постоянном уровне.

В условиях острого экономического кризиса максимально возможный спрос на достижения науки и техники должен поддерживаться государством, в том числе за счет оборонных заказов. Очевидно, в течение 7 - 10 лет государство должно выделять ассигнования не только фундаментальной, но и отраслевой науке. Практика показала, что перевод отраслевой науки на самофинансирование привел (в условиях отсутствия спроса на наукоемкую продукцию) к сокращению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.

Однако сохранение и развитие научно-технического потенциала России связано как с восстановлением экономического роста, обеспечивающего спрос на наукоемкую продукцию, так и с формированием инновационного потенциала, представленного предприятиями, доводящими результаты научно-технической деятельности до их практического использования, а также организациями, обслуживающими рынок инновационных услуг.

8.5. Методологические вопросы определения инновационного потенциала национальной экономики

Вопросы инновационного развития относятся к ведущим направлениям современной экономической науки Центральной проблемой экономического роста и обеспечения достойного места национальной экономикой Российской Федерации в мировом экономическом сообществе, является эффективное использование отечественного инновационного потенциала. Инновационный потенциал страны имеет важное значение для обоснования государственной инновационной политики, комплекса научно-технических и инновационных программ, деятельности создаваемых адекватных рыночным условиям хозяйствования инновационных структур и институтов, призванных обеспечить прохождение научных идеей от их зарождения до практического применения в производственной сфере.

«Потенциал (лат. potentia — сила) в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть использованными, приведенными в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи, возможности какой-либо социальной системы в определенной области»[64].

Как отмечал Аристотель, потенция, как возможность появления новых определенностей, коренится в самой реальной действительности. Движение как неотъемлемое свойство материи выступает в виде перехода от одной ее формы (состояния) к другой, от потенции к осуществлению (энтелехии), от потенции бытия к бытию осуществленному. Потенциал характеризует способность движения переводить материю из реально имеющегося в новое состояние, поскольку материя (действительность) есть единство актуального и потенциального бытия. Сама действительность с фактической (явственной) стороны реализуется в конкретных формах реальной действительности, которые со смысловой стороны коренятся в действительности как потенции. Именно в качестве потенциальности материя обретает сущность, которая предстает как способность к изменениям, заложенная в самой материи (реальной действительности). При этом сами изменения могут корениться как в самой оформленной (конкретной) претерпевающей вещи, так и вызываться другими сторонними для нее вещами. Потенция рассматривается Аристотелем, как начало изменения вещи, как способность движения и возможность осмысления этого движения. Каждая вещь содержит следующие потенции — переход в иное состояние и сохранение своего состояния неизменным[65].

Современное экономическое знание заимствовало «потенциал» из физики, где оно определяет количество энергии, которую накопила система и которую она способна реализовать в работе. В науковедении сохраняют значимость взгляды Г. М. Доброва на научный потенциал, который выделил группы конкретных показателей научного потенциала (обеспеченность кадрами, материально-техническая и информационная обеспеченность, оптимальная организация научной системы). Научный потенциал — это единство качественной (научные ресурсы) и количественной определенности (уровень развития науки), мера единства действительного, т. е. достигнутого наукой, и возможного, т. е. достижимого при условии полного использования качественного и количественного параметров науки[66].

Определение научного потенциала Г. М. Добровым обогащалось за счет включения новых структурных элементов (например, накопленные знания и др.), а также представлениями о необходимости соотнесения достигнутого уровня потенциала науки страны с мировым уровнем. Ведущие отечественные ученые, рассматривают основу потенциала хозяйствующего субъекта как «системное единство средств и предметов труда, самих работников и отношений между ними, их навыков, мотивов и стимулов, сложившихся за многие годы трудовых традиций»[67].

Понятие «инновационный потенциал» стало концептуальным отражением феномена инновационной деятельности, оно развертывалось и уточнялось в ходе методологических, теоретических и эмпирических исследований и получило развитие с начала 80-х годов.

В последнее время это понятие находит все большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных аспектов этой дефиниции. Сравнительно недавно понятие «инновационный потенциал» стало вводиться в число понятий экономической науки как экономическая категория. Однако в научных работах оно употребляется, как правило, операционально при решении других научно-познавательных задач.

Во многих исследованиях авторы концентрируют свои усилия на исследовании отдельных сторон инновационного потенциала, поэтому в литературе представлены его специфические определения, слабо соотносящиеся между собой. В экономической литературе понятие инновационный потенциал зачастую отождествляют с понятиями научного, интеллектуального, творческого и научно-технического потенциалов.

В настоящее время нет единого представления, какая экономическая сфера фиксируется в данном понятии. Анализ экономических аспектов понятия «инновационный потенциал» выявляет широкий спектр подходов к ее изучению. К рассмотрению сущности инновационного потенциала следует подходить как к экономической категории, являющейся иерархически организованной системой понятий, находящихся в различной степени приближения к сущности потенциала. При этом в рассматриваемом понятии раскрывается не совокупность родоположенных категорий, а логически вытекающих, т. е. субординированных и координированных друг относительно друга в зависимости от экономических отношений, которые они отражают, что и характеризует многоуровневую сущность инновационного потенциала.

Экономические отношения по поводу формирования ресурсной базы инновационного потенциала, создания продукции инновационной деятельности и формирования ее конечных результатов непосредственно в производственной сфере характеризуют соответственно ресурсный потенциал инновационной деятельности, сам инновационный процесс (второй уровень) и материальное производство (третий уровень экономических отношений).

Вышеизложенный подход наиболее адекватно отражает выполнение инновационной деятельностью посреднической функции. Состояние инновационного потенциала любой страны можно правильно оценить лишь в том случае, если инновационная деятельность рассматривается в неразрывном единстве с научно-технической и с производственной деятельностью, т. е. наука, инновации и производство — это единая органическая система. Превращение этих трех видов деятельности в целостную систему «наука — инновация — производство» есть следствие и условие развертывания научно-технической революции. Потенциал каждого из звеньев этой системы способен достигнуть максимальной эффективности не сам по себе, а лишь в тесном взаимодействии с другими, что в рамках этой системы наука функционирует как непосредственная сила.

Раскроем подробнее экономическое содержание понятий, образующих комплексную экономическую категорию «инновационный потенциал». Экономическое понятие хозяйственных ресурсов инновационной деятельности выражает полезность как родовой признак ресурсов, потребительную стоимость ресурса — как общественную форму полезности, ресурсный потенциал как единство потребительной и меновой стоимости ресурсов.

Так, в целом ряде литературных источников инновационный потенциал трактуется как «совокупность ресурсов» — условно назовем это ресурсным подходом. Однако сведение рассматриваемого понятия к «набору - ресурсов» оправдано лишь в том случае, если достигнуто понимание природы и границ инновационного потенциала, поскольку инновационный потенциал не сводим к ресурсам полностью уже потому, что в разных условиях использования равные хозяйственные ресурсы не являются гарантией одинаковых экономических результатов. Следует вместе с тем отметить, что определение инновационного потенциала через совокупность ресурсов, целесообразно как начальная стадия эмпирического обобщения.

Инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов.

По нашему мнению, плодотворна точка зрения Миско К. М. на потенциал не как на достигнутую перспективную возможность, а как реализованную и нереализованную[68]. Он использует понятие ресурсного потенциала как совокупную величину реализованных и нереализованных возможностей использования ресурсов в процессе удовлетворения общественных потребностей, и делает вывод, что наращивание потенциала лежит не в плоскости увеличения его объемных характеристик, а в глубоком структурно-компонентном анализе ресурсов. Автор ориентирует на поиск потенции в сфере научно-технического и социального прогресса в оптимальном сочетании условий и ресурсов хозяйственной деятельности.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала зависит от возможностей использования каждого единичного хозяйственного ресурса в инновационном процессе. Интенсификация инновационной деятельности позволяет повысить эффективность использования ресурсной составляющей, а, следовательно, и инновационный потенциал в целом.

Основным принципом выделения ресурсных элементов инновационного потенциала является их функциональная роль в инновационном процессе. Помимо кадровой, технико-технологической, информационной, организационной составляющих инновационного потенциала немаловажное значение в условиях рыночной экономики имеют финансовые ресурсы, обеспечивающие условия реализации остальных элементов и выполняющие роль их количественной оценки.

Финансовые ресурсы инновационного потенциала выполняют функции:

— обеспечения поступлений финансовых средств для выполнения инновационных процессов;

— реализации необходимой эластичности поступлений финансовых ресурсов в соответствии с протеканием этапов инновационного процесса;

— воздействия на осуществление инновационных процессов:

— создания стимулов и условий для разработки инноваций;

— воздействия на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития самой инновационной сферы;

— способствования эффективному формированию расходов на инновации.

Материально-технические ресурсы играют важнейшую роль в процессе формирования инновационного потенциала. Они являются его вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, влияют на масштабы и темпы инновационной деятельности. Материально-технические ресурсы создаются в отраслях, изготавливающих средства производства. Эти отрасли должны иметь высокий технологический уровень, (как используемых технологий, так и выпускаемой продукции). Инновационный потенциал, в свою очередь, воздействует на отрасли, обеспечивающие его материально-техническими ресурсами. Это относится, прежде всего, к наукоемким отраслям, использующим высокие технологии, которые сами нуждаются при создании и применении новой техники в предложении новых технологических решений.

Формирование инновационного потенциала затруднено наличными возможностями получения материальных ресурсов. Поэтому он должен быть ориентирован на создание нематериалоемких новшеств, позволяющих максимально комплексно использовать имеющуюся в национальной экономики сырьевую базу, новые виды материалов, утилизацию отходов в соответствии с экологическими требованиями, предъявляемые обществом к производителям.

Возможности применения новаций в большой степени зависят от энергоресурсов, имеющих стойкую тенденцию к сокращению и удорожанию. Это выдвигает на первый план проблемы рационализации потребления энергии в самих инновационных процессах и создания энергосберегающих технологий, а также разработки новых источников энергообеспечения.

Среди факторов технического характера важную роль играет стандартизация, позволяющая ускорить освоение новшеств и обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке. Стандартизация необходима, в первую очередь, в проектах для отраслей, производящих средства производства, где невозможно изготовление всей номенклатура составляющих элементов непосредственным производителем конечного продукта. В отраслях, обслуживающих личное потребление, стандартизация может оказывать негативное влияние, так как снижает возможности обновления ассортимента выпускаемой продукции.

Поступление новых знаний в форме информации в инновационную сферу осуществляется из научных центров, предприятий, высшей школы, специальных изданий.

Следовательно, инновационный потенциал, включает ресурсный потенциал как собственную часть, в свою очередь, являющуюся родовым понятием относительно конкретных хозяйственных ресурсов, применяемых в инновационной деятельности и определяющих направленность и возможности этой деятельности. Ресурс как понятие уже включает в себя возможности его использования в определенной социально-экономической форме.

Нужно принимать во внимание не только материальный аспект ресурса, но и учитывать, что ресурсы вовлекаются в хозяйственный оборот в условиях определенных общественных отношений. Ресурсы это «совокупность возможностей... развития общественного производства»[69]. Наличная совокупность ресурсов инновационного потенциала определяет возможности будущего его развития. Ресурсы, которые могут быть переработаны в инновационном процессе, обеспечивают получение инновационного продукта. Однако сами конечные результаты такой деятельности в определенном смысле становятся исходным ресурсом следующего или даже нового инновационного процесса. Поэтому они (конечные результаты) также могут быть рассмотрены в качестве его ресурсов.

Ресурс инновационной деятельности становится фактором, на использование которого в рамках инновационного цикла, определяющего длительность создания и диффузии инновационного продукта, распространяются следующие ограничения:

— объем потребности в нем сопоставим с его наличным объемом, имеющимся в природе и обществе (в запасе);

— интенсивность использования данного фактора зависит от объема его запасов и от затрат на привлечение фактора в инновационный процесс.

Экономическая сторона инновационного потенциала связана с деятельностью и взаимоотношениями образующих его агентов по поводу ограниченных ресурсов, вовлеченных в инновационный процесс. Сопоставление с масштабом потребности в нем переводит данный фактор в категорию экономического ресурса. Подобная ограниченность порождает проблему собственности на ресурсы инновационной деятельности, поскольку отношения собственности можно определить как «фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам»[70]. В инновационной деятельности осознание ограниченности какого-либо фактора, влечет за собой выработку юридических норм использования ресурсов и его источника (с персонализацией субъекта собственности), юридическую кодификацию отношений собственников и использования ресурсов. Таким образом, необходимым признаком ресурсов инновационного потенциала становится правовая регламентация их использования.

В инновационном потенциале взаимодействие целей и ресурсов имеет сложную взаимосвязь. Объем и структура наличных и прогнозируемых ресурсов определяют количественные параметры инновационного потенциала и предметное содержание инновационной деятельности. Последняя, задает направление мобилизации и развитию ресурсов. Следовательно, цели и ресурсы инновационного потенциала образуют неразрывное единство информационных и вещественных факторов его развития. Непосредственное совмещение целей и ресурсов осуществляется в ходе реализации инновационных потенциалов проектов социально-экономических субъектов.

В процессе накопления и использования инновационного потенциала отдельных субъектов и национальной экономики ресурсы выполняют две основные функции:

• являются материально-вещественной и информационной базой достижения целей плана инновационной деятельности,

• являются объектом управления, на развитие которого направлена одна из целей инновационной деятельности.

Сознательное и целенаправленное управление развитием инновационного потенциала общественного производства в современных условиях предполагает учет следующих основных особенностей:

— усложнение содержания, структуры и динамики ресурсной базы инновационного развития экономических субъектов;

— расширение вариантов использования ресурсов для достижения целей инновационной деятельности;

— повышение роли вероятностных факторов, связанных с определением направления использования ресурсов, инновационного потенциала;

— усиление функций государства по мобилизации и эффективному использованию инновационных ресурсов;

— возрастающее значение интенсификации использования инновационных ресурсов и достижений научно-технического прогресса для обеспечения устойчивого экономического роста.

Данная позиция совпадает с методологическим подходом Т. С. Хачатурова, определявшего ресурс как «производительную силу (способность), имеющуюся в наличии (кинетическую) и возможную к использованию (потенциальную)»[71]. Потенциал — это скрытая возможность использования производительной силы ресурса, он «содержится» в самом «наличном ресурсе».

В литературе по проблемам потенциала большое внимание отводится состоянию социально-экономической среды, общественных предпосылок, выражающих своеобразие социально-экономического пространства, создаваемое различными формами использования ресурсов экономическими субъектами, и объединенных в более общее понятие — общественные отношения. Через систему этих отношений реализуются полезные свойства ресурсов, осуществляется воздействие внешних факторов на величину потенциала.

Скорость прохождения инноваций по стадиям единого цикла «наука-инновация-производство» в промышленно развитой стране в современную эпоху в значительной степени определяется господствующим в ней экономическим строем.

Экономические отношения в зависимости от своего соответствия или несоответствия характеру производительных сил могут или ускорить, или тормозить их развитие, в том числе и науки как непосредственно производительной силы. От меры способности экономических отношений воздействовать на производительные силы зависит состояние науки, инноваций и производства.

Использование социально-культурных ресурсов инновационной деятельности, поступающих из нехозяйственных общественных сфер (идеология, мораль, этническая, правовая, политическая, религиозная сферы), отражающихся, в том числе в культурных установках и ориентациях, нормах поведения, ценностях субъектов инновационного процесса, предопределяет качественную разницу в способах организации инновационной деятельности в различных национальных экономиках. Эти же ресурсы, рассматриваемые как изначальное условие любой хозяйственной деятельности, выступают факторами, предопределяющими разные варианты и, следовательно, разную эффективность национальных способов организации инновационной деятельности в условиях разных социально-экономических систем.

Однако потенциал нельзя рассматривать только как простую совокупность ресурсов и возможностей их использования. При организации производства ресурсы не могут находиться в состоянии простой совокупности как их набор. Использование ресурсов всегда целеориентированно, ресурсы должны быть определенным образом организованы для реализации потребностей общества и хозяйствующих субъектов.

Следовательно, ресурсный потенциал должен рассматриваться как иерархическая система организации хозяйственных ресурсов. Необходимость характеризовать ресурсный потенциал не только стороны наличия ресурсов, но и со стороны их целевого предназначения появляется в связи с рассмотрением его как части более общего понятия «инновационный потенциал», взаимосвязанного с более сложной общественно-экономической системой развивающихся рыночных отношении. Реализация инновационного потенциала в рыночной среде зависит не столько от материально-вещественной части ресурсов, сколько от социально-экономических форм их использования в процессе определения целей субъектов, участвующих в инновационном процессе.

Ресурсный потенциал как составляющая инновационного потенциала — это совокупность ресурсов, используемых в определенных социально-экономических формах для производства инновационной продукции, удовлетворяющей общественные потребности. Ресурсный потенциал проявляется как упорядоченная система ресурсов в натурально-стоимостном выражении, используемых для создания материально-технической базы инновационной сферы.

Представление об инновационном потенциале только как совокупности ресурсов не учитывает целевую характеристику этой категории, проявляющуюся в потоках инновационной продукции, для создания которой и предназначены потоки хозяйственных ресурсов.

Осознание недостаточности ресурсного подхода стало толчком к поиску новых дефиниций инновационного потенциала. Одной из них является определение его через анализ «выхода» инновационной деятельности. Этот подход принято считать результативным. Его плодотворно использовали в своих трудах Л. С. Бляхман[72], Ф. Л. Мерсон[73], Э. М. Торф[74]. Другие авторы (А. Г. Краюхин[75]и Р. Е. Лещинер[76]) комбинируют ресурсный и результативный подходы, не всегда подкрепляя свои выводы соответствующим методологическим инструментарием. В данном случае инновационный потенциал — это совокупность инновационных ресурсов, предоставляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере.

К инновационному потенциалу также относится понятие, характеризующее внутреннюю возможность самой инновационной сферы осуществлять целенаправленную деятельность по привлечению конкретных хозяйственных ресурсов, по их рациональной переработке для формирования инновационного продукта. Анализ внутренней составляющей инновационного потенциала предполагает использование структурно-институционального и функционального подходов.

Структурно-институциональный подход вычленяет структуру инновационной деятельности с точки зрения системы институциональных субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, а также экономические связи с внешними для нее сферами — наукой и производством.

Функциональный подход выявляет временные закономерности инновационного процесса — производство инновационного продукта, его обмен, распределение, потребление и возобновление цикла инновационного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: