Все виды продуктивной деятельности позволяют ребенку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту исходя из своих возможностей, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания окружающей действительности и существенно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.
В педагогической практике уже имеется опыт использования изобразительной деятельности для развития речи и устранения речевых недостатков детей.
Без дополнительной нагрузки попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.
Совместная работа воспитателя и логопеда в этом направлении многократно усилится, если тематика продуктивной деятельности будет совпадать с общей речевой работой по лексико-тематическим циклам.
|
|
Предложенная в пособии тематика продуктивной деятельности составлена на весь учебный год на основании результатов обследования знаний, умений и навыков детей по разделам типовой программы воспитания и обучения в детском саду и распределена в соответствии с лексико-тематическими циклами.
Материал строится по принципу от простого к сложному и охватывает все виды занятий по изобразительной деятельности и конструированию: рисование, аппликация, лепка (предметная, декоративная, сюжетная, по замыслу); конструирование (коллективное, подгрупповое, парами, индивидуальное).
По мере развития сенсорно-двигательных способностей детей материал усложняется. Но на первом году обучения занятия, требующие довольно развитой аналитико-синтетической деятельности (например, рисование с натуры), планируются редко.
В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей детей, поступивших в речевую группу, возможен свой творческий подход к разработке тематики продуктивной деятельности. Но следует учесть главное: тематика должна быть доступна, понятна, эмоционально окрашена и по содержанию включена в лексико-тематические циклы.
Такой подход к продуктивной деятельности создает условия для осуществления тесной связи в работе воспитателя и логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей. Он позволяет решать как основные педагогические задачи (формирование технических навыков и умений, знаний о предметах и явлениях, об их свойствах и признаках и т.д.), так и обеспечивать коррекционную направленность всей работы (развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, совмещение продуктивной деятельности с речью).
|
|
В программно-методическом пособии предлагается включить тематику продуктивной деятельности в общую систему планирования совместной речевой работы воспитателя и учителя-логопеда по лексико-тематическим циклам. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся по подгруппам. Внутри каждой из них выделяются дети с относительно высоким уровнем владения техническими навыками — условное обозначение В, со средним уровнем — условное обозначение С, с низким уровнем — условное обозначение Н.
Осуществляя разноуровневый подход к детям на занятиях по продуктивной деятельности, педагог получает возможность учитывать потенциальные возможности каждого ребенка: кому-то необходим полный (иногда и поэтапный) показ последовательности создания изображения; кому-то требуется еще и дополнительный индивидуальный показ способов изображения; а кому-то достаточно частичного показа или показа жестом по контуру предмета (формообразующего движения). Кто-то из детей может выполнить работу по представлению (это требует развитого воображения), а кто-то выполнит ее только по образцу или с опорой на наглядность. Главное — каждому ребенку дать посильное задание, каждому помочь пережить чувство успеха, в каждого вселить уверенность в своих силах, каждого научить способам изображения (изготовления) того или иного предмета и уверенно использовать их при изображении (изготовлении) других, более сложных.
Включенность занятий по продуктивной деятельности в лексическую тематику позволяет в работе по той или иной теме опираться также и на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помогает достижению главной цели — преодолению общего недоразвития речи у детей.