Цели: активизировать в речи детей названия частей тела, закрепить навык словоизменения — практического употребления существительных в род. П; ед. ч.; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику.
Оборудование: конверт с разборной куклой-голышкой из картона у каждого ребенка; образец разборной куклы большего размера у логопеда.
Описание игры: предварительно из каждого конверта убирается одна из частей тела разборной куклы. Логопед, привлекая внимание детей, складывает куклу-голышку на фланелеграфе, называя все крупные части тела. Затем предлагает детям сделать то же самое, вынув свой набор из конвертов. Кто первый сложит — получает флажок.
В процессе складывания дети обнаруживают отсутствие одной части. Логопед спрашивает: «Чего у тебя нет?» Ребенок должен дать правильный ответ: «У меня нет ноги (руки, головы)».
Усложнения:
— Складывание на скорость (использовать песочные часы, счет).
— Наличие лишней части тела.
— Изменить вопрос: «Что тебе дать?» Отвечая на вопрос, дети используют существительные в вин. п. ед. числа (ногу, руку, голову).
|
|
«Дорисуй куклу», или «Забывчивый художник»
Цели: активизировать предметный словарь по теме, закрепить навык словоизменения — практического употребления существительных в род. п. ед. ч.; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и мелкую моторику.
Описание игры: каждому ребенку дается контур куклы-голышки с недорисованной частью тела и карандаш. Логопед объявляет задание: дорисовать куклу и ответить на вопросы: «Что забыл нарисовать художник?», «Чего нет у куклы?», «Чего не было у куклы?», «Что ты дорисовал?»
Усложнения:
— Заштриховать куклу-голышку.
— Дорисовать другие мелкие части тела.
— «Одеть» куклу (нарисовать ей одежду).
Большие ноги
Цели: иллюстрировать движениями содержание декламируемого текста; развивать чувство ритма, умение переключаться с одного движения на другое; осознать разницу в протипоставлении «большие — маленькие», «ноги — ножки».
Описание игры: дети стайкой вместе с воспитателем ритмично вышагивают, высоко поднимая ноги» по воображаемой дороге.
Большие ноги Темп замедленный.
Шли по дороге:
Топ, топ, топ..
Маленькие ножки Дети бегут мелкими, семенящими
Бежали по дорожке: шажками. Темп убыстренный.
Топ, топ, топ, топ...
Аист
Цель: закрепить понятия «правая» — «левая нога», сочетание речи с движениями.
Оборудование: шапочка аиста.
Описание игры: один ребенок изображает аиста, ему надевают шапочку аиста. Все дети стайкой вместе с воспитателем вешают на локоток воображаемую корзиночку, идут в лес, собирают ягоды. Вдруг воспитатель сообщает, что они заблудились в лесу, потеряли дорогу, и предлагает обратиться к аисту:
|
|
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Все дети выполняют соответствующие движения, в конце благодарят аиста. |
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой!