Класс | Название этапа | Главный целевой ориентир | Название ключевого дела | Форма проведения дела |
5-й класс | Домик моего Я | Оказание помощи детям в осознании неповторимости своего Я | Домик моего Я | Творческая мастерская |
Кто, кто в теремочке живет? | Самопрезентация | |||
Моя родословная | Галерея | |||
Чем богаты, тем и рады | Рекламная кампания | |||
6-й класс | Парк успехов и достижений | Содействие детям в проявлении их индивидуальности | Фонтан идей | Проектная мастерская |
О, вы, которых ожидает … | Бенефис | |||
Волшебная скамейка | Час размышлений | |||
Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом | Вечер – портрет | |||
7-й класс | Фитнес–центр гармонии духа и тела | Создание условий для внешнего и внутреннего самосовершенствования учащихся | Мой дневник | Мастерская |
Моя высота | Путешествие по карте индивидуального развития | |||
Здоровей-ка! | Акция | |||
За чашкой чая! | Чайная церемония | |||
8-й класс | Трамвай желаний | Развитие у учащихся умений и навыков в деятельности по самопознанию, самоопределению и самостроительству | Перекресток моих дорог | Вернисаж творческих работ |
Дороги, которые мы выбираем | Час размышлений | |||
Остановка по требованию | Интернет-кафе | |||
Музей моего Я | Экскурсия | |||
9-й класс | Мост моего выбора | Формирование способности у подростков к совершению адекватного выбора профессии | Мост моего выбора | Защита проектов |
Мир профессий | Ярмарка профессий | |||
Профи | Сюжетно-ролевая игра | |||
Звездный фейерверк | Шоу |
Рассмотрим целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты каждого этапа участия школьников подросткового возраста в комплексной форме «Стройград».
В пятом классе основные усилия педагога направлены на то, чтобы содействовать осознанию детьми не только своей неповторимости, но и своеобразия окружающих их людей. Самопрезентация «Кто, кто в теремочке живет?», рекламная кампания «Чем богаты, тем и рады», галерея «Моя родословная» позволяют реализовать поставленные цели. Итоги совместной деятельности находят свое отражение в пространстве классного помещения в виде квартала «Домиков моего Я», родословных семей учащихся.
В шестом классе внимание уделяется самоутверждению ребенка в различных видах деятельности. В арсенале классного руководителя появляются формы, приемы и методы, позволяющие детям наиболее полно продемонстрировать свою уникальность, оценить достоинства свои и одноклассников: час размышлений «Волшебная скамейка», бенефис юного дарования, вечер-портрет «Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом». В течение учебного года шестиклассники заполняют именными страничками «Энциклопедию наших достижений», а в конце года представляют ее своим родителям.
Возрастной период учащихся седьмого и восьмого классов характеризуется изменением самооценки, стремлением к самопознанию, физическому и духовному саморазвитию. Совместная и индивидуальная деятельность в рамках формы строится таким образом, чтобы у учеников была возможность задуматься о важнейших вопросах человеческого бытия, о своем физическом и психологическом здоровье, обсудить волнующие проблемы со своими сверстниками. Методы, способы и приемы педагогического взаимодействия (чайная церемония, акция, путешествие по карте индивидуального развития, час размышлений) акцентируют внимание подростка не только на внешнем самосовершенствовании, но и на познании своего внутреннего Я. Результаты самопознания и саморазвития находят свое отражение в личных дневниках учащихся.
На организационные формы и содержание воспитательного взаимодействия с учащимися девятого класса оказывает влияние профессиональное самоопределение подростков. Перед классным руководителем стоит задача помочь девятиклассникам определиться с выбором профиля обучения, стать успешными и самореализоваться во взрослой жизни. Девятый класс представляет собой своеобразный «мостик», по которому ученики переходят из среднего звена в старшую школу. Такие классные дела, как ярмарка профессий, сюжетно-ролевая игра «Профи», защита проектов «Мост моего выбора», позволяют создать для учащихся ситуацию выбора, в ходе которой девятиклассники могут адекватно оценить свои возможности, провести самоанализ уровня развития своих компетенций.
В конце девятого класса проходит заключительное дело «Звездный фейерверк», в ходе которого подводятся итоги пятилетней совместной и индивидуальной деятельности, демонстрируются коллективные и личные достижения и успехи участников комплексной формы.