Активный процесс образования политических партий в конце 80-х – начале 90-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой его политической монополии, стал второй попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка, как известно, была сделана в начале XX века.
В современный период в России идет формирование и становление многопартийности как основы всей политической системы. В России до настоящего времени вообще не было практики правового регулирования деятельности политических партий. Трудно считать высочайший указ от 4 марта 1906 года «О временных правилах, об обществах и союзах», в котором отсутствовал не только термин «партия», но и «организация», законодательным документом, осуществляющим правовое регулирование организации и деятельности политических партий. Данный указ имел, скорее, «заявительно-запретительный» характер, чем регулирующий.
В условиях советской модели общества и однопартийной системы и речи не могло быть о государственном правовом регулировании деятельности РКП(б)-ВКП(б)-КПСС. В Конституциях 1918 и 1924 гг. не было какого-либо положения, определявшего и закреплявшего роль партии в политической системе общества. В Конституции СССР 1936 г. в статье 124 упоминается возможность трудящихся вступать в партию наряду с другими общественными организациями, и только в Конституции 1977 г. появилась статья 6, в которой закреплялась роль КПСС как ядра политической системы, руководящей и направляющей силы общества. Положение достаточно бессодержательное, декларативное, так как в этой статье не давалось ни определения понятия политической партии как общественно-политического института, ни ее функций.
|
|
Практика деятельности политических партий в России тоже была ограничена. Легально партии получили право на существование после Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного строя», которым провозглашалось в России введение политических свобод. Но с 1918 г. после левоэсеровского мятежа и вплоть до начала 90-х годов в стране действовала только одна партия. В начале 90-х годов начала формироваться многопартийность, однако правовой базы их деятельности не было. В 2001 году Государственной Думой был принят Закон «О политических партиях».
Не случайно, мы очень подробно остановились на правовой основе деятельности партий. После принятия данного закона Минюстом РФ на начало 2004 года было зарегистрировано 48 партий, а в начале 90-х годов XX века их число колебалось около цифры 260, только коммунистических партий насчитывалось 23. А с конца 80-х годов XX века на политической арене заявили о себе более 5 тысяч партий и движений, на местном и региональном уровне – еще несколько тысяч околополитических формирований, но по тем или другим причинам не получивших регистрации. Закон «О политических партиях», по сути, должен был преодолеть «безбрежную» многопартийность, когда к выборам допускались сотни партий, в выборах участвовали десятки партий, а в Государственную Думу проходили единицы.
|
|
С другой стороны, если на начальном этапе становления партийной системы в Российской Федерации большинству вновь созданных партий были присущи такие особенности, как аморфность организационных структур, многочисленность, элитарный характер членства и поиск своей социальной базы, то начало XX века характеризуется большей идеологической оформленностью партийного поля, активной коалиционной политикой в период избирательных кампаний. Ряд партий сумели за этот период сформировать свои ряды организационно и имеют уже свой электорат. Однако в развитии партийной системы в России имеются и свои проблемы. Изначально и в Конституции, в других законодательных актах, да и в законе «О политических партиях» роль самих партий в управлении государством сведена к функциям представительства. Партии могут только опосредовано влиять на формирование правительства (на уровне центра), и на формирование исполнительной власти (на уровни регионов). Не меняют ситуации и принятые Государственной Думой поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных, исполнительных органов власти субъектов РФ» и в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Выборы Государственной Думы по пропорциональной системе и назначение глав исполнительной власти субъектов Федерации законодательными собраниями не по представлению президента повышают роли партий в самой возможности формировать эффективное правительство в центре и на местах, опирающееся на парламентское партийное большинство.
Поэтому, если оценивать происходящее не сточки зрения внешней формы, которая действительно изменилась весьма значительно, а стремясь проникать в самую суть событий политической жизни, приходится констатировать, что партийная система в России еще находится в эмбриональном состоянии. Избранных по спискам различных политических «партий» депутатов Государственной Думы и прежних советских депутатов роднит то, что те и другие, хотя и по-разному, служат лишь внешним прикрытием (ширмой) власти, которая организована на партийной системе. Видимо, значительный импульс в дальнейшем развитии партийной системы может дать всемерное развитие институтов и структур гражданского общества. Укрепляя вертикаль власти, через свертывание системы выборов глав субъектов всенародным голосованием, представляется принципиально важным, чтобы президент был, тем не менее, дистанцирован от стихии борьбы экономических, социальных, партийных, корпоративных и иных интересов, выступал в качестве верховного арбитра. Целесообразно избрание президента страны только на непартийной основе. Тогда чаша административного ресурса не может быть использована, ибо на непартийной основе будут согласовываться и главы неисполнительной власти сверху донизу. Прерогативой партийной деятельности останется Государственная Дума и законодательные структуры власти субъектов Федерации и представительная власть местного самоуправления.
В последнее время проявляются симптомы формирования политических партий на базе чиновников государственного аппарата и муниципальных служащих. В большей степени это относится к партии «Единая Россия». Если учесть количество таких чиновников (более 2-х миллионов), то можно оценить ресурс такой партии.
|
|
Многочисленность государственного аппарата для данной модели государства, которая складывается в РФ, - явление не новое. Во многих странах Европы это можно было наблюдать уже в конце XIX в. Причем наиболее многочисленным и высокооплачиваемым он был в среднем звене. Это были клерки управленческого, полицейского, судебного аппарата, всякого рода контролирующих структур, склонные, как правило, к коррупции. Об этом свидетельствует не только наш отечественный, но и зарубежный опыт. Среднее звено государственного аппарата играло большую роль в повседневной жизни человека.
Однако, со временем, именно на Западе аппарат власти среднего звена дистанцировался от партийной деятельности.
«Партии власти» - это чисто российское явление, означающее поддержку властных структур одной конкретной партии. В 1993 году такой партией была «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 г. – «Наш дом – Россия» во главе с В. Черномырдиным, 1999 года – «Единство», ставшее затем «Единой Россией».
С точки зрения С.Н. Пшизовой современные партии России мало похожи на западные образцы партий. «Они не являются массовыми. В большинстве их численность ограничивается количеством, необходимым по закону для регистрации. Да и это число нередко является бумажной мистификацией. И нет никаких признаков нарастания их численности с течением времени» (5, 32).
Ожидать быстрого формирования так называемого «среднего класса» не приходится. А вот постепенная самоорганизация средних и мелких предпринимателей пока что на уровне конференций, совещаний, собраний, может сыграть роль протопартийных объединений, тем более что среднее и мелкое предпринимательство поддерживается государством, в результате этот слой населения может создать достаточно многочисленную социальную базу для образования политической партии, выражающей его интересы.
Самым слабым социальным звеном с точки зрения политической самоорганизации остаются низшие слои общества, которым труднее всего осознать свой новый социальный статус, четко определиться со своими социальными интересами и способами борьбы за их реализацию. Причем «низам» труднее всего будет с решением организационных проблем, так как в соответствии с Законом «О политических партиях» структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку и не допускается их создание в органах государственной власти, местного самоуправления, в вооруженных силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях, то есть теряется эффект организующей роли производственного коллектива. «Низы» являются, как правило, питательной средой для партий левой ориентации, однако, похоже, что с точки зрения организационной, развития и деятельности они столкнутся с наибольшими трудностями.
|
|
Видимо, потребуется еще какой-то период, когда сформируется эффективная, сбалансированная партийная система, с устойчивыми механизмами сдержек и противовесов, с развитой оппозицией, которая станет мощным гарантом и одновременно стимулятором устойчивого прогресса.
Решающее значение для становления политических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия в выборах. Современная партийная система выдержала четыре избирательные кампании, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак, после периодов зарождения про-топартий (1987-1989), распада КПСС и формирования политических партий (1990-1991), становления партийной системы (1991-1993) партийная система современной России в 1993 г. вступила в период функционирования, который ознаменовался участием партий в выборах и естественной (то есть в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы. На этом этапе российские политические партии пять раз проходили испытания выборами в Думу (1993, 1995, 1999, 2003) и четырежды (1996, 2000, 2004, 2008) вы6орами президента. Выборы 2002 г. проходили в обстановке высокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийных коалиций.
1. Пропрезидентского блока в составе партий: «Яблоко», ПРЕС (Партия российского единства и согласия), «Выбор России», РДДР (Российское движение демократических реформ), поддерживавшего курс реформ Президента Б. Ельцина.
2. Блока конструктивной оппозиции, состоявшего из Гражданского союза и ДПР (Демократической партии России), служившего опорой вице-президенту А. Руцкому.
3. Контрпрезидентского блока, состоявшего из КПРФ и АПР, находившегося в непримиримой оппозиции правительственной политике.
Среди политических партий победительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая 22,92 % голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, преодолев 5%-й барьер, прошли следующие партии - «Выбор России» (15,51 %), КПРФ (12,4%), «Женщины России» (8,13 %), АПР (7,99 %), «Яблоко» (7,86 %), ПРЕС (6,73 %), ДПР (5,52%).
Эти партии и силы и составили первый формат партийной системы России в 1993-1995 гг.
Выборы в декабре 1995 г. проходили в обстановке продолжавшегося жесткого противостояния центристских и левых сил. Партии и избирательные объединения, избравшие промежуточную политическую позицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такие как «Держава» (лидер А. Руцкой), Партия Святослава Федорова, Блок Ивана Рыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5%-й барьер.
Партии реформаторской ориентации набрали в общей сложности 21,63 % голосов («Наш дом Россия» - 10,13 %, «Яблоко» - 6,89 %).
Не прошли в Думу партии ПРЕС и «Выбор России», которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.
Коммунисты пожали плоды выгодности своего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3 % голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другая антиреформаторская партия - АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.
Из правых партий 5%-й барьер преодолела лишь ЛДПР (11,18 % голосов). Кроме того, уже в Думе были организованы несколько депутатских групп.
Новый, второй формат системы парламентских партий, как видим, приобрел следующую структуру:
- левые силы: фракция КПРФ (138 депутатских мест), депутатская группа «Народовластие» (38), Аграрная депутатская группа (35). Итого: 211 мест;
- Центристские силы: фракция НДР (65 мест), фракция «Яблоко» (46), депутатская группа «Российские регионы» (43). Итого: 154 места;
- правые силы: фракция ЛДПР - 51 место;
- независимые депутаты - 34 места.
Следующий, третий формат партийной системы современной России образовался после очередных думских выборов 1999 г. Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ - 24,29 % голосов, «Единство» - 23,32 %, «Отечество вся Россия» (ОВР) - 13,33 %, «Союз правых сил» (СПС) - 8,52 %, Блок Жириновского (ЛДПР) - 5,98..%, «Яблоко» - 5,93 %.
Система парламентских партий приобрела следующий вид:
- левые силы: фракция КПРФ (лидер Г. Зюганов) - 85 депутатов, Агропромышленная депутатская группа (Н. Харитонов) - 42;
- центристские силы: фракция «Единство» (В. Пехтин) - 83 депутата, фракция ОВР (Е. Примаков) - 46, фракция СПС (Б. Немцов) -.33, фракция «Яблоко» (Г. Явлинский) - 19, депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов), (Q. Морозов) - 45, депутатская группа «Народный депутат» (Г. Райков) - 60;
- правые силы: фракция ЛДПР (В. Жириновский) - 14 депутатов.
Четвертый формат второй партийной системы России оформился после думских выборов 2003 г., которые дали, следующие результаты: партия «Единая Россия» - 37,57 % голосов, КПРФ - 12,61 %,
ЛДПР - 11,45 %, «Родина» - 9,02 %. Система парламентских партий после этого приобрела следующий вид:
- левые силы: фракция КПРФ (Г.Зюганов) - 47 мест; фракция «Родина» претерпела раскол на фракцию «Родина» Д. Рогоз на - 33 места и фракций «Родина» С. Бабурина - 9 мест;
- центристские силы, наоборот, объединились в одну фракцию «Единство» (Б. Грызлов, В. Володин, О. Морозов), насчитывающую 303 депутата;
- правые силы: фракция ЛДПР (Жириновский) - 35 мест.
Итоги выборов 2007 года представлены в таблице 3. Следует отметить, что выборы проводились только по пропорциональной системе.
Таблица 3