Педагогические условия формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

План ответа:

1. Сущность понятия «культура», «художественная культура».

2. Характеристика и структура музыкальной культуры.

3. Целостность педагогического процесса

4. Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе.

Литература:

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.,2007

2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.,1998.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,1968

Основное содержание ответа:

В этом вопросе основным является следующие понятие музыкальная культура – различные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы).

Кроме того, при ответе на вопрос вы должны сказать о том, что понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений. Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры.

Радынова О.П. рассматривает музыкальную культуру детей как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста) и выделяет два компонента музыкальной культуры: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Музыкальная культура ребенка включает: музыкальную деятельность (восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность); музыкально-эстетическое сознание (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, чувства; эстетическая оценка, вкус). Музыкально-эстетическое сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает ребенку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Целенаправленный педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей, которые направлены на развитие целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Педагогический процесс – комплекс педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопления опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Целостность образовательного процесса рассматривается Гогоберидзе А.Г., Деркунской В.А. как целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка; целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач; целостность жизнедеятельности ребенка; целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и воспитанников предполагает организацию взаимодействия как процесса со-действия (педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей): особые отношение педагога к ребенку; организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения (О.С.Газман).

В конце ответа необходимо подвести итоги, таким образом, процесс формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста – есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействия педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами. Ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит педагогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: