Функции социального управления

Управление необходимо рассматривать как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций[24].

Французский ученый Анри Файоль (1841 – 1925), которого иногда в зарубежной литературе называют отцом менеджмента, считал, что процесс управления включает пять исходных функций. По его словам, "управлять, означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать"[25]. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор зарубежной и отечественной литературы позволяет выявить следующие функции – учет, планирование, прогнозирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, организация исполнения и т.д.

Достижения современной отечественной науки управления позволяют подразделить функции управления на следующие группы: общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Общие функции управления присущи всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные (основные) функции управления оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов работ в этих сферах. Специальные функции нередко именуются основными, поскольку через эти функции непосредственно реализуются цели и задачи субъектов управления; обеспечивающие функции управления обслуживают процесс реализации общих и специальных функций[26].

Общими функциями управления являются: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль. Остановимся на них более подробно.

Учет - систематический сбор, регистрация и накопление информации о состоянии социальной системы управления и внешней среды. Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о процессе функционирования системы в ходе выполнения задач, направленных на реализацию ее целевой функции. Поскольку процесс социального управления носит по сути своей информационный характер, то важность данной функции очевидна. Правильность реализации учета во многом определяет эффективность других функций управления.

Анализ - функция познавательно-программирующего характера. В ходе анализа осуществляется исследование и обработка накопленной в процессе учета информации с целью ее глубокого изучения и всесторонней оценки. Анализу подвергается информация, отражающая социальные процессы, происходящие в системе управления и во внешней среде, их причинно-следственные связи, факторы, влияющие на эффективность управления.

Прогнозирование – научное (т.е. основанное на анализе фактов и доказательств, причин­но-следственных связей, закономерностей) определение вероятных путей и результатов предстоящего развития явлений и процессов, оценку показателей, характеризующих эти явления и процессы, для более или менее отдаленного будущего. Прогнозирование является частью более общего понятия предвидения, которое объединяет все разновидности способов получения информации о будущем: научное, основанное на знании закономерностей развития природы, общества, мышления; интуитивное - на предчувствиях человека; обыденное – на так называемом житейском опыте, приметах и т.п.; религиозное про­рочество - на вере в сверхъестественные силы, суевериях.

Иногда в литературе встречается сопутствующее понятие "предсказание", которое заменяет термин "прогнозирование". Однако их следует различать между собой по степени достоверности оценок будущего. Если прогноз - это вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта в будущем, то предсказание представляет собой достоверное суждение о его будущем. Формула прогнозирования - "вероятно, будет", предсказания - "будет"[27].

Результаты данного вида деятельности являются своеобразной "отправной точкой" для выработки последующих управленческих решений, реализующих компенсирующие воздействия на дестабилизирующие отклонения от целевой функции системы, обусловленные влиянием внешней среды.

Планирование – это функция управления, предполагающая определение целей, формулировку и согласование задач на предстоящий период, выбор путей, расчет сил и средств для их (целей) достижения. Планирование – сложный научный и организационный процесс, закладывающий основы будущей работы с учетом разнообразных факторов развития как самой системы, так и условий ее деятельности. Результатом реализации данного функции являются установочные управленческие решения типа программ, планов и т.д.

Организация – сознательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований[28]. Согласно определению, данному в Толковом словаре русского языка, под организацией понимается: ”1. Организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина; 2. Общественное объединение или государственное учреждение”[29]. Рассматриваемая нами организация не институциирована, а выступает в качестве процесса, поэтому использование приведенных толкований, применительно к данному случаю невозможно, поскольку последние не отражают действия. В этой связи уместно упомянуть замечание, сделанное О.С. Виханским и А.И. Наумовым относительно этого понятия: “Если бы в русском языке существовало слово “организование”, тогда как раз именно оно и отражало бы смысл слова “организация””[30]. При таком рассмотрении “организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих”[31]. Применительно к системе органов внутренних дел под организационной деятельностью аппарата управления понимается комплекс мер, “осуществляемых в рамках выполнения управленческих задач и направленных на обеспечение необходимой эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности подчиненных органов, служб и подразделений”[32].

Мотивация [33] - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей (в том числе и целей, ради которых создана и существует система). К сожалению, в литературе посвященной управлению в ОВД, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания данной функции. Представляется, что отсутствие функции мотивации в управленческом цикле не позволяет эффективно использовать человеческий фактор.

За тысячи лет до того, как возникла наука управления, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения поставленных перед ними задач. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Исследования в области психологии продемонстрировали несостоятельность такого подхода, поскольку мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

Выделяют две группы потребностей: первичные и вторичные.

Первая группа потребностей по своей сути носит физиологический характер. К ним можно отнести потребности в пище, воде, сне и т.п.

Вторая группа потребностей по своей природе психологическая. Это потребности в успехе, уважении, власти и т.п. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поэтому, поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Регулирование – как разновидность управленческой деятельности, направлено на непосредственное внесение в деятельность системы изменений, носящих компенсационный, стабилизирующий характер в отношении деструктивных, дестабилизирующих отклонений, обусловленных воздействием внешней среды. В этой связи регулирование непосредственно связано с оперативным управлением.

Контроль - завершающая управленческий цикл функция. Контроль включает в себя выявление и анализ фактического состояния дел, их сопоставление с намеченными целя­ми, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устране­нию вскрытых недостатков и их причин. Одновременно контролем выявляется качество и эффективность управленческих воздействий. Он вооружает субъекта управления но­выми знаниями, дающими возможность выработать новую, более совер­шенную стратегию и конкретную команду управления, скорректировать действующее управленческое решение[34].

Специальные (основные) функции социального управления обуславливаются соответствующей сферой управления[35]. Так в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 1996 г[36]. Министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации реализует следующие функции:

- определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

- осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;

- организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;

- осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями …и др.

Обеспечивающие функции управления носят вспомогательный характер. Но эти функции не менее важны, чем общие и специальные, поскольку их реализация позволяет системе управления устойчиво и стабильно функционировать. К обеспечивающим функциям относятся: кадровая, учебная, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизводственная и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: