Формы и методы контроля

Формы и методы контроля многооб­разны. Применение тех или иных из них зависит от целей и задач контроля, условий его проведения и проверяемых объектов. Методы управления неразрывно связаны с целями и принципами управления и выступают в качестве способов их реализации. Они но­сят избирательный характер, т.е. их можно выбирать, заменять один другим с точки зрения наибольшей эффективности. Метод характеризует способ практического осу­ществления контрольной функции. Формы же контроля представляют со­бой разнообразные внешние стороны его проявления. Метод выражает содержание деятельности, а форма является способом выражения данного содержания.

Исходя из организационных особенностей воздействия, можно выделить два основных метода контроля - метод ведения и метод слежения [233].

Метод ведения заключается в осуществлении жесткого контроля за исполнителями и предполагает постоянное внесение поправок в их деятельность. Он широко применяется на низших уровнях управления. Например, метод ведения широко применяют руководители горрайорга­нов в процессе осуществления ежедневного контроля за работой сво­их подчиненных.

Данный метод реализуется в форме непосредственного непрерыв­ного ознакомления с работой сотрудников. Этот метод применим и в тех случаях, когда руководитель не уверен в достаточной квалифи­кации или добросовестности исполнителей, а также в тех случаях, когда в связи со сложностью решаемой задачи он непосредственно управляет работой исполнителей. Метод ведения имеет недостаток, заключающийся в сковывании инициативы исполнителей.

Метод слежения заключается в том, что сформулировав и пос­тавив конкретные задачи перед исполнителями, всесторонне обеспе­чив их деятельность, руководитель предоставляет им достаточную са­мостоятельность, сосредоточивая основное внимание на контроле за функционированием системы в целом и достижением общей цели. Дан­ный метод широко применяется на практике в органах внутренних дел. Во-первых, это связано с тем, что сталкиваясь с различными ситуа­циями, сотрудники органов внутренних дел вынуждены лично прини­мать решения и пока они действуют в рамках нормативных предписа­ний сковывание их инициативы является нежелательным. Во-вторых, в условиях отдаленности контролируемых объектов приме­нение иного метода контроля затруднено.

Методы контроля реализуются в различных формах. К основным формам контроля в органах внутренних дел относятся:

- комплексные инспекторские проверки органов, служб и под­разделений внутренних дел;

- контрольные проверки хода выполнения предложений, сделан­ных в процессе комплексного инспектирования;

- сквозные проверки отраслевых управлений и отделов;

- целевые (предметные) проверки;

- заслушивание отчетов руководителей органов, служб и под­разделений внутренних дел о проделанной работе и ее результатах;

- оперативно-зональный контроль за работой органов внутренних дел.

Комплексное инспектирование - это особая форма контроля, представляющая собой фактическое изучение (обследование) непосредственно на месте всех направлений деятельности проверяемого органа с целью ее общей оценки, выявления и устранения недостатков, их причин и изыскание резервов повышения эффективности функ­ционирования органа внутренних дел.

Отличительной чертой комплексного инспектирования является то, что проверке подверга­ются все линии и участки работы не изолированно, а в их взаимос­вязи и взаимообусловленности. Основу оценки составляет обобщенный результат деятельности взаимодействующих служб, а главным ее ито­гом становится фактическое состояние организаторской и оператив­но-служебной работы, а также служебно-боевой подготовки, отражаю­щее положительные стороны деятельности, упущения и недостатки, причины их проявления и последствия, а также пути устранения все­го, что мешает нормальной работе органа внутренних дел в целом или каждого сотруд­ника в отдельности.

Инспектирование организуется организаци­онно-инспекторскими подразделениями МВД, УВД горрайлинорганов внутренних дел при активном участии отраслевых служб и под­разделений. Оно осуществляется специально создаваемыми ин­спекторскими комиссиями по Программе инспектирования, которая разрабатывается организационно-инспекторскими подразделения­ми с участием заинтересованных служб и утверждается руководи­телем, принявшим решение на проведение инспектирования. В со­став комиссии, кроме сотрудников организационно-инспекторских аппаратов и отраслевых служб, могут входить сотрудники образова­тельных, научно-исследовательских учреждений МВД России. Програм­ма, содержащая задачи инспектирования и основные направления оперативно-служебной деятельности, подлежащие проверке, на­правляется в инспектируемый орган за 10 дней до начала послед­ней. Однако, в некоторых случаях инспектирование может быть осуществлено без предварительного уведомления проверяемого органа и направления Программы. Инспекторские проверки позво­ляют тщательно и полно изучить положение дел на местах, объек­тивно оценить деятельность органа, выявить причины и условия не­достатков в работе, разработать меры по их устранению, оказать практическую и методическую помощь в организации оперативно-служебной деятельности, внедрении научных разработок и положи­тельного опыта. Инспекторские проверки МВД, УВД проводятся, как правило, один раз в пять лет; горрайлинорганов - один раз в три го­да, а в случаях резкого осложнения оперативной обстановки, чрез­вычайных происшествий и т.п. - и с иной периодичностью.

В целях ознакомления с ходом устранения выявленных при инс­пектировании недостатков проводятся контрольные проверки. Они организуются штабными подразделениями МВД, УВД по решению руководителя, назначившего инспектирование, как пра­вило, через год после его завершения. От комплексного инспектирования они отличаются меньшим чис­лом членов бригады и более краткими сроками их прове­дения. Как правило, контрольные проверки осуществляются сотрудни­ками которые участвовали в инспектировании. По резуль­татам контрольной проверки составляется справка, в которой кратко формулируется вывод об отношении руководителей и сотрудников к устранению имевшихся ра­нее недостатков, эффективности проведенных мероприятий, их влия­нии на конечные результаты деятельности контролируемых органов внутренних дел. В случае позитивного изме­нения обстановки в органе плановая контрольная проверка может не проводиться, а применяются другие формы контроля (например, изучение отчетности, докладных записок и т.п.).

Сквозные проверки отраслевых подразделений и служб проводятся в целях вскрытия недостатков в их организаторской деятельности и причин, их по­рождающих.

Сквозной такая форма контроля называется потому, что ему подвергаются структурные звенья МВД, УВД (штаб, криминальная милиция, милиция общественной безопасности и др.) и принимаемые ими меры управлен­ческого воздействия, а также горрайорганы и их подразделения с точки зрения эффективности влияния аппарата МВД, УВД на положение дел на местах и поиска внутренних резервов усиления такого влия­ния. Выявляются при этом недостатки и в деятельности горрайорга­нов. Эти недостатки могут выступать в качестве следствия или при­чин провалов в работе. Они также подлежат изучению с целью после­дующего устранения.

Приоритетность проблем определяется МВД, УВД. С помощью сквозного изучения могут быть решены многие комплексные проблемы совершенствования деятельности МВД, УВД: планирования, контроля, аналитической работы; внутреннего перераспределения сил и средств; организации их использования; улучшения профилактической и розыскной работы; взаимодействия между участниками совместной деятельности; укрепления дисциплины и законности и др.

В зависимости от выбора проблемы, ее актуальности и сложнос­ти изучения может осуществляться комиссиями в количестве 3-5 че­ловек, формируемыми из представителей штаба, функциональных и от­раслевых служб, ВУЗов и НИИ МВД России, дислоцированных на территории республики, края, области.

Сквозное изучение должно осуществляться в ГОРОВД, имеющих как положительные, так и отрицательные показатели в работе, так как главное внимание должно уделяться не столько выявлению недо­четов в работе, сколько выяснению их причин, нередко скрытых за общими, на первый взгляд, благополучными статистическими данными.

Целевые проверки осуществляют отраслевые и функциональные службы МВД, УВД по отдельным вопросам оперативно-служебной дея­тельности, по отдельным управленческим решениям. В отличие от сквозной, целевой проверке подвергается деятельность подчиненных органов. В процессе осуществления таких проверок, несомненно, могут быть выявлены и недостатки, просчеты в деятельности аппарата МВД, УВД, но это не является целью проверки. Целевые проверки проводятся, как правило, на плановой основе, предполагают предварительный анализ состояния организаторской и служебной деятельности, кото­рый способствует выявлению проблем, и имеют целью на основе более глубокого и всестороннего ее изучения выработку конкретных пред­ложений по совершенствованию функционирования органов внутренних дел в том или ином направлении.

Заслушивание отчетов руководителей органов, служб и под­разделений внутренних дел о проделанной работе и ее результатах позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производиться как коллективно (на совещаниях (в т.ч. селекторных), собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально, путем вызова исполнителя руководителем.

Зональный контроль. Основным принципом организации и осуществления зонального контроля является территориально-отраслевой. В соответствии с этим принципом формируются зоны обслуживания, в состав которых входят территориальные органы внутренних дел, обслуживающие соп­редельные города и районы.

Сущность зонального контроля состоит в непрерывном слежении за изменением оперативной обстановки в городах и районах, прове­дении контролирующих действий для выяснения причин таких измене­ний и условий, в которых они происходят, в выработке и осущест­влении дифференцированных мер управляющего воздействия.

Необходимо отметить, что эффективность контроля напрямую обусловлена наиболее оптимальной формой его осуществления. В свою очередь, выбор формы контроля за деятельностью подчиненных органов во многом зависит от уровня субъекта управления. Так, на уровне МВД, УВД наиболее практикуемы такие формы контроля, как контрольные, комплексные сквозные и целевые проверки, изучение ин­формационных материалов. К формам контроля на уровне ГОРОВД чаще всего относят:

- гласную и негласную проверки подчиненных на их рабочих местах;

- участие в проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий с последующим их разбором;

- изучение дел, отдельных документов, дача по ним указаний;

- изучение, сопоставление статистической отчетности, характеризующей деятельность контролируемых объектов;

- заслушивание заместителей, руководителей подразделений и групп, исполнителей с обязательной предварительной подготовкой;

- перепроверку того же подчиненного и по тем же вопросам его деятельности, то есть настойчивое проведение в жизнь руководите­лем своей позиции;

- контрольные встречи;

- получение информации о работе органа, подразделения, сот­рудника из других источников (прокурор, судья, представитель вы­шестоящего органа и др.);

- анализ писем, жалоб, заявлений граждан в этих же целях;

- изучение общественного мнения о работе органа, подразделе­ния, отдельных сотрудников в процессе участия в работе собраний, сходок населения, посещения трудовых коллективов, путем проведе­ния конкретных социологических исследований;

- сверка информации о правонарушениях ГРЛОВД с информацией других органов, учреждений, заведений;

- беседы с сотрудниками на произвольные темы;

- совместные с другими правоохранительными органами целевые проверки подразделений, сотрудников и последующее их заслушивание на совещаниях;

- подведение итогов работы за определенный период, составле­ние оценочных листов и т.п.;

- строевые смотры, занятия по боевой и служебной подготовке, проведение учений;

- инструктаж;

- прием зачетов;

- аттестация сотрудников;

- посещение семей сотрудников, выявление мнения членов семей о поведении сотрудников в быту, его отношении к службе;

- создание и обеспечение работы специальной комиссии по про­верке той или иной работы (в том числе и постоянно действующей), заслушивание ее докладов и др.

Практика убеждает, что при достижении целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его виду или фор­ме. Следует иметь в виду, что каждый и каждая из них имеет как свои преимущества, так и недостатки. Поэтому только умелое соче­тание субъектом управления различных видов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее ре­шение задач контроля в органах внутренних дел. При этом следует учитывать, что эффек­тивность контроля определяется прежде всего тем, в какой степени с его помощью удается достичь желаемых результатов в об­ласти правоохраны, т.е. реализовать стоящие перед органами внутренних дел задачи, обеспечить разумные потребности личности, общества и государства по их защите от преступных посягательств.


[1]Положение о Министерстве внутренних дел. Утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039.// Российская газета. 31 июля 1996 г.

[2]Приказ МВД России № 145 от 20 марта 1996 г. “Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России”.

[3]Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. М., 1992. Т.1. С. 24.

[4]Под системой понимается множество структурно расчлененных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих определенные функции и образующих целостное единство, обладающее новыми интегративными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных элементов или сумме этих свойств.

[5]Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/ Под ред. В.Д. Малкова. М., 1990. С.7.

[6]Во всех рассматриваемых нами видах управления в роли субъекта управления выступают наделенные особыми полномочиями (способностью и возможностью осуществлять управление, подчинять своей воле волю, поведение объекта управления) люди. Данное ограничение круга возможных субъектов управления обусловлено спецификой настоящего курса.

[7]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С.5.

[8]“Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность”.// Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.,1996. С. 159.

[9]“Объект. 1. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно - практической и познавательной деятельности. 2. Предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность”.// Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь/ Под ред. А.И. Гурова, Б.С. Тетерина. М., 1995. С. 198.

[10]Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972. С. 30.

[11]Там же. С. 31, 33.

[12]Под устойчивостью системы органов внутренних дел в данном случае следует понимать способность названной системы сохранять свою структуру, функциональные особенности и стабильность работы в любых условиях оперативной обстановки.

[13]Под целевой функцией системы автором понимается четко выраженная причина ее существования; цель, реализации которой подчинена деятельность системы.

[14]Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 39.

[15]Материалистическая диалектика/ Под ред. Ф.В. Константинова. М., 1981. С. 16. Т.1.

[16]Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. С. 22 - 23.

[17]Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление: сущность, проблемы, пути решения.// Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. М., 1997. Ч.1. С. 10.; Теория управления органами внутренних дел: Альбом схем/ Под ред. Н.Н. Иванова. М., 1996. С.48.

[18]Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление и инновации в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1993. С. 6.

[19]“Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Закон общественного развития)”.// Словарь русского языка./ Под ред. С.П. Обнорского. М., 1952. С. 590.

[20]“Стабилизация - процесс приведения в устойчивое положение, состояние”.// Словарь русского языка./ Под ред. С.П. Обнорского. М., 1952. С. 704.

[21]Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление и инновации в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1993. С. 7.

[22]Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление: сущность, проблемы, пути решения.// Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. М., 1997. Ч.1. С. 10.

[23]“Мобильный. 1. Подвижный, способный к быстрому передвижению. 2. Способный быстро действовать, принимать решения”.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 361.

[24]Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 71.

[25]Henri Fayol, General and Industrial Management. London, 1949. Pp. 5-6.

[26]Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. Часть общая./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1998. С. 13.

[27]Клушин О.З., Хейло Л.Г. Основы прогнозирования в органах внутренних дел. М., 1992. С. 2.

[28]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел. Учебное пособие. М., 1997. С. 13.

[29]Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 458.

[30] Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.,1996. С. 8.

[31]Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 308.

[32]Косачев А.Н. Организация руководителем работы органа внутренних дел. М., 1997. С. 3.

[33]Мотивация – внутреннее побуждение к действиям, возникшее в силу собственного или чужого убеждения.// Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь./ Под ред. А.И. Гурова, Б.С. Тетерина. М., 1995. С. 175.

[34]Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация контроля в органах внутренних дел. Учебное пособие. М., 1997. С. 6.

[35]Зачастую в нормативных документах и научной литературе, встречается смешение понятий "функции" и "задачи". Наиболее лаконично и однозначно, на наш взгляд, данную проблему решил Яськов Е.Ф.: "Если обратиться к толковому словарю, то сразу видно, что эти два слова выражают не одно и тоже. Функция – это "работа, производимая органом", а задача – "упражнение, которое решается посредством умозаключения, вычисления и т.д." Применительно к деятельности органов внутренних дел и управлению ими эти определения можно трансформировать следующим образом. Функция органов внутренних дел – это регулярно выполняемая ими работа в одном из направлений их деятельности, например оперативно-розыскная работа или обеспечение правопорядка в городе. Функция управления – то же самое, но применительно к управленческой деятельности: регулярно выполняемая в сфере управления работа по одному из направлений, возникших в результате разделения труда и специализации… В процессе выполнения функций могут возникнуть проблемы, требующие своего разрешения. Таков генезис возникновения задачи…".// Яськов Е. Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 33-34.

[36]Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 1996 г (утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039) (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г.)

[37]Г.А. Пахомов Принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел.// Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел: Труды Академии управления МВД РФ. М., 1998. С. 28.

[38]Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997. С. 363.

[39]Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г.). // Собрании законодательства Российской Федерации, 22 июля 1996 г., № 30, ст. 3605.

[40]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 8.

[41]Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 62.

[42]Там же. С. 63.

[43] Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.,1996. С. 39 - 40.

[44] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 66.

[45] В.С. Четвериков, В.В. Четвериков. Основы управления в органах внутренних дел. Учебное пособие. М., 1997. С. 24.

[46]Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.,1996. С. 36.

[47]H. C. Metcalf and L. Urwick, eds., Dynamic Administration (New York: Harper & Row, 1941).

[48]Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 69.

[49]Модель - система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования.// Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь./ Под ред. А.И. Гурова, Б.С. Тетерина. М., 1995. С. 173.

[50]Вышеописанные учения, теории, направления в науке управления иногда называют "одномерными".

[51]Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.,1996. С. 37 - 39.

[52]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник. Часть общая./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 33.

[53]Богданов А. Организационные принципы социальной техники и экономики.// Вестник социалистической академии. 1923. № 4. С. 272.

[54]Богданов А. Очерки всеобщей организационной науки. М.,1923. С. 75.

[55]Там же. С. 63.

[56]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 52-53.

[57]Ерманский О.А. О критерии рациональности.// За рационализацию. 1928. № 2. С. 6.

[58]Яськов Е.Ф.. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 53.

[59]Вестник инженеров. 1925. № 4. С. 139.

[60]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 55.

[61]Гастев А.К. Как надо работать? 2-е изд. М.,1972. С. 27-30.

[62]Там же. С. 301.

[63]Орг. Календарь ЦИТ на 1924 г. М., 1924. С. 53.

[64]Гастев А.К. Как надо работать? 2-е изд. М.,1972. С. 301.

[65]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 56.

[66]Розмирович Е. НОТ, РКИ и Партия. М., 1926. С. 209.

[67]Бызов Л. Производственный процесс учреждения.// Техника управления. 1925. № 10. С. 5.

[68]Розмирович Е. Основные положения по рационализации аппарата государственного управления.// Техника управления. 1926. № 7. С. 14.

[69]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 58.

[70]Розмирович Е. НОТ, РКИ и Партия. М., 1926. С. 185.

[71]Керженцев П.М. НОТ (Научная организация труда и управления). М., 1928. С. 54.

[72]Витке Н.А, Научная организация управления. // Научная организация техники управления. М., 1924. С. 3.

[73]Первая Московская инициативная конференция по нормализации техники управления. 21-23 сентября 1992 г. М., 1922. С. 10.

[74]Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. М., 1924. С. 40.

[75]Там же. С. 77.

[76]Витке Н.А. Организационные вопросы современного НОТ.// Научная организация техники управления. М., 1924. С. 22.

[77]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 67.

[78]Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. М., 1924. С. 178.

[79]Дунаевский Ф.Р. Об индустриализации в управленческой работе.// Производство, труд, управление. 1925. № 4(6). С. 61.

[80]Там же. С. 63.

[81]Дунаевский Ф.Р. Об индустриализации в управленческой работе.// Производство, труд, управление. 1925. № 4(6). С. 14.

[82]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. Учебное пособие. М., 1996. С. 70-71.

[83]Дунаевский Ф.Р. Об индустриализации в управленческой работе.// Производство, труд, управление. 1925. № 4(6). С. 71.

[84]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 71.

[85]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 12.

[86]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 13, 14.

[87]Яськов Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел: Учебное пособие. М., 1996. С. 14 - 17.

[88]Общество. 1) совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3) Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели.//Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 440.

[89]Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974. С. 83, 102.

[90]Обществознание: Пособие для поступающих в вузы./ Кирнос А.В., Колесников В.А., Матвеев С.П. и др. Воронеж, 1999. С. 19-21.

[91]Основы социологии. Курс лекций. Ч. 2./ Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994. С. 53.

[92][92]Основы социологии. Курс лекций. Ч. 2./ Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994. С. 59.

[93]Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039) (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г.)

[94] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.).

[95]Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. Учебник. М., 1990. С. 54 - 57.

[96]В литературе, посвященной управленческой деятельности в органах внутренних дел, иногда встречается точка зрения, согласно которой система управления органов внутренних дел состоит из трех уровней: стратегический, оперативный, тактический. Данный подход к иерархии управления заимствован из военной науки и обусловлен организационно-структурным построением Вооруженных Сил (в т.ч. территориально-пространственным расположением боевых порядков), а также спецификой решаемых ими задач.

Подобный подход к иерархии управления применительно к органам внутренних дел является, на наш взгляд, недостаточно оправданным, поскольку не позволяет четко раскрыть сущность и механизм управления. Стратегическое и оперативное управление присуще всей системе органов внутренних дел, а не только отдельным ее звеньям. Кроме того, построение всей системы и отдельных органов и подразделений внутренних дел, а также специфика выполняемых задач и условия функционирования далеки от деления системы управления на три уровня: стратегический, оперативный, тактический.

[97]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 46.

[98]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 48.

[99]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 38.

[100]Понятие целевой функции и цели рассматривалось в предыдущей теме.

[101]В данном случае имеются ввиду не функции управления, о которых шла речь в предыдущей теме, а функции системы органов внутренних дел, которые закреплены в соответствующих нормативных актах.

[102]Перевозчиков О.В., Сухарев В.Ф. Методические основы проектирования функциональной структуры органа внутренних дел. М., 1996. С. 5.

[103]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 55.

[104]Философский словарь. М., 1975. С. 395.

[105]Яськов Е.Ф. Организационные структуры управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1996. С. 3 - 5.

[106]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 61, 62.

[107]Яськов Е.Ф. Организационные структуры управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1996. С. 5 – 7.

[108]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 65.

[109]Яськов Е.Ф. Организационные структуры управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1996. С. 7 – 9.

[110]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 66, 67.

[111]Приказ МВД России № 330 – 1998 г. ″Об утверждении структуры центрального аппарата и подчиненных подразделений МВД России″.

[112]Д.Н. Безрядин, О.В, Перевозчиков Роль штабов МВД, УВД в совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел.// Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 1998. С. 3.

[113]Гурней Б. Введение в науку управления./ Пер. с француз. Г.С. Яковлева. М., 1969. С. 32.

[114]При рассмотрении исторического аспекта развития штабных подразделений органов внутренних дел использовались выдержки из работы Д.Н. Безрядина, О.В, Перевозчикова Роль штабов МВД, УВД в совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел.// Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. Труды Академии управления. М., 1998. С. 3 – 7.

[115]Приказ МВД России № 86 от 12 февраля 1997 г. ″Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел″.

[116]В Приказе МВД Росси № 86 – 1997 г. перечислены общие задачи штабов, которые, на наш взгляд, по своей сущности таковыми не являются, а представляют собой функции, т.е. регулярно выполняемую в сфере управления органами внутренних дел работу.

[117]Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 353

[118]″Способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь″.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 757.

[119]″Правило – положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений″.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 577.

[120]″Прием – отдельное действие, движение″.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 590.

[121]″Направление – линия движения, путь развития″.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 389.

[122]Четвертаков В.С., Четвертаков В.В. Основы управления в органах внутренних дел.: Учебное пособие. М., 1997. С. 40.

[123]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ под ред. Коренева А.П. М., 1996. С. 68, 70.

[124]Четвертаков В.С., Четвертаков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 43, 44.

[125]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ под ред. Коренева А.П. М., 1996. С. 70.

[126]Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М., 1998. С. 228.

[127]Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975. С. 69 – 70.

[128]Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М., 1998. С. 233.

[129]Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 14 января 1993 г., N 2, ст. 70.

[130]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. Коренева А.П. М., 1996. С. 76.

[131]Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 14 января 1993 г., N 2, ст. 70.

[132]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. Коренева А.П. М., 1996. С. 77.

[133]Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

[134]В вопросах 3.2., 3.3., 3.4. и 4 использованы материалы одноименных параграфов следующей работы: Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. Коренева А.П. М., 1996. С. 78 ­­­­­­­­­-­­ 98.

[135]Виноградов В.А. Информация и глобальные проблемы современности.//Вопросы философии, 1983, № 12, с. 95-106.

[136]Ершов А.П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.// Коммунист, № 2, 1988, с. 82-92.

[137]Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. М, 1997. С.5.

[138] Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992. С. 212.

[139]Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" № 85 – ФЗ от 4 июля 1996 г. Ст. 2.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

[140]В.Г. Афанасьев. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 111.

[141]“Данные - сведения, необходимые для какого-нибудь вывода, решения”.// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 151; “Сведения: 1) познания в какой-либо области; 2) известие, сообщение”.// Там же. С. 699.

[142]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997.С. 48.

[143]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 101.

[144]Воскресенский Г.М. Информация в системах управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1993. С. 8.

[145]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 48.

[146]Так, например: “Под информацией в органах внутренних дел понимаются любые сведения, полезные для решения исполнительских и управленческих задач, связанных с борьбой с преступностью, обеспечением охраны общественного порядка и общественной безопасности.”// Гераськов Г.В. Система информации, информационная система, информационное обеспечение. Штабная практика. 1996. №1. С. 78; “Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах.”// Кирин В. И., Минаев В.А. Информатика в деятельности органов внутренних дел. М., 1995. Ч. 1. С. 20.

[147]Ипакян А. П. Организация системы информации и аналитическая работа в органах внутренних дел. М., 1971. С. 7.

[148]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 102.

[149]Грибов В. Н., Иванов Н. Н. Информационное обеспечение управления в МВД, УВД: Лекция. М., 1993. С. 4.

[150]Под "движением" автор, в данном случае, понимает как перемещение информации в прямом смысле этого слова, так и преобразование качественных характеристик информации во времени.

[151]“Структуру оперативной обстановки применительно к горрайоргану внутренних дел можно представить в виде четырех компонентов: 1) преступления и иные правонарушения (правонарушительство); 2) географические, социальные, экономические и другие факторы, характеризующие территорию, обслуживаемую ГРОЛОВД; 3) ресурсы ОВД (силы и средства); 4) результаты деятельности ОВД.”// Клушин О.З. Понятие и назначение информационно-аналитической работы в горрайорганах внутренних дел: Тезисы лекции. М., 1994. С. 6.

[152]“Информационно-аналитическая работа - это специфическая, постоянно осуществляемая исследовательская, познавательная деятельность руководителей и специально выделенных сотрудников (аналитический аппарат), имеющая двоякую цель: изучение закономерностей развития всех процессов и явлений общественной жизни, в той или иной степени влияющих на состояние правонарушительства и деятельность органов внутренних дел, и обеспечение на основе полученных выводов принятия научно-обоснованных управленческих решений.”// Клушин О.З. Понятие и назначение информационно-аналитической работы в горрайорганах внутренних дел: Тезисы лекции. М., 1994. С. 3.

[153]Караханов В.Е. Совершенствование оперативного управления горрайорганами в системах МВД, УВД: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 1977. С. 108 - 109.

[154]Поскольку, объемы оперативной информации, используемой в органах внутренних дел велики и ее четкая классификация во многом обуславливается уровнем управления (МВД России – МВД (УВД) – ГРОВД), то автор данной лекции, в качестве примера, классифицирует оперативную информацию, используемую на уровне МВД (УВД).

[155]Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994. С. 226.

[156]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под редакцией А.П. Коренева. М., 1996. С. 102.

[157]Воскресенский Г.М. Информация в системах управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1993. С.12.

[158]“Совокупность информационных систем органа управления образует систему информации, в которой первые выделяются по какому-либо основанию в качестве подсистем. Таким образом, если понятием “система информации” охватывается вся информация органа управления, то понятием “информационная система” - лишь часть этой информации.”// Воскресенский Г.М. Информация в системах управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1993. С. 12 - 13.

[159]Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 719.

[160]Гераськов Г. В. Система информации, информационная система, информационное обеспечение. Штабная практика. 1996. №1. С. 78 -79.

[161]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под редакцией А.П. Коренева. М., 1996. С. 104.

[162]Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь/ Под ред. А.И. Гурова, Б.С. Тетерина. М., 1995. С. 192.

[163]“Коммуникации - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до всех сотрудников организации, рассчитывая на их понимание. Но если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего от них хочет руководство, от этого могут страдать и межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.”// Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994. С.217.

[164]Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 166.

[165]Кирин В.И., Минаев В.А. Информатика в деятельности органов внутренних дел. М., 1995. Ч. 1. С 21.

[166]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 115.

[167]Косачев А.Н. Организация руководителем работы органа внутренних дел. М., 1997. С. 3.

[168]Бизнес и безопасность: толковый терминологический словарь. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь/ Под ред. А.И. Гурова, Б.С. Тетерина. М., 1995. С. 194.

[169]Теория управления органами внутренних дел: альбом схем. М., 1996. С. 65, 66.

[170]Воскресенский Г.М. Информация в системах управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1993. С. 14.

[171]Полежаев А.П. Новая информационная технология как средство активизации созидательных возможностей человека// Компьютерные технологии в правоохранительной сфере: Труды Академии МВД Российской Федерации. М., 1993. С. 5.

[172]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник/ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С.116-118.

[173]Грибов В.Н., Иванов Н.Н. Информационное обеспечение управления в МВД, УВД: Лекция. М., 1993. С. 9.

[174]“Информационная потребность - это свойство потребителя информации, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работ; потребитель информации - это лицо или коллектив, получающие и (или) использующие информацию в научной и (или) практической работе.”// Будрявичюс А.В. Разработка метода определения информационной потребности. Вильнюс,1982. С. 32.

[175]Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. Железнодорожный, 1996. С. 19 -24.

[176]Грибов В.Н., Иванов Н.Н. Информационное обеспечение управления в МВД, УВД: Лекция. М., 1993. С. 27-34.

[177]Клушин О.З., Осипов В.А. Информационное обеспечение аналитической работы в органах внутренних дел: Лекция. М., 1990. С. 15.

[178]Приказ МВД РФ № 235 от 20 июля 1992 года “Об утверждении Типового положения об Информационных центрах в системе МВД России”.

[179]Приказ МВД России № 86 от 12.02.97 г. “Об утверждении Временного наставление по службе штабов ОВД”.

[180]Мясоедов Н.Н., Русаков В.Я.. Организация научно-технической информации в МВД, УВД. М., 1992. С. 13 - 18.

[181]Деятельность дежурных частей органов внутренних дел регламентирована Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, введенным в действие приказом МВД России № 170 от 9 апреля 1993 г. “О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел”, приказом МВД России № 550 от 18 октября 1996 г. “О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел и системы представления оперативной информации, а также приказом МВД России № 296 от 14 мая 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России”.

[182]Воскресенский Г.М. Информация в системах управления правоохранительной деятельностью: Лекция. М., 1993. С. 17.

[183]В ведомственной науке управления и в практической управленческой деятельности органов внутренних дел анализ информации, как этап управленческого процесса, принято называть аналитической или информационно-аналитической работой. Эти понятия идентичны.

[184] Бизнес и безопасность./ Толковый терминологический словарь. Под ред. Гурова А.И, Тетерина Б.С. М., 1995. С. 40, 41.

[185]В данном случае под субъектом понимается не только непосредственно принимающий управленческие решения человек, но и его аппарат, выполняющий штабные функции.

[186]Ипакян А.П., Ульянов А.Д. Содержание, назначение, основные направления и организация аналитической работы: Лекция. М., 1995. С.3.

[187]В данном случае под сбором информации понимается не функция учета или первичная фиксация сведений, а прежде всего, концентрация (сосредоточение) уже собранной, различными отраслевыми подразделениями, информации субъектом управления для ее дальнейшей обработки, анализа и оценки.

[188]Более подробно понятие оперативной обстановки будет рассмотрено в следующем вопросе.

[189]С.А. Чижов, А.Д. Ульянов Информационно-аналитическое обеспечение управления органами внутренних дел: Лекция. М., 1998. С. 5.

[190]Иванов Н.Н. Комплексная оценка оперативной обстановки, ее сущность и содержание. М., 1998. С. 11.

[191] Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1996. С. 134-137.

[192] Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 60.

[193]Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. Киев, ВШ МВД СССР, 1975, с. 33.

[194]Подробно по данному вопросу см.: Изучение влияния экономических и социальных характеристик региона на уровень преступности: Учебное пособие. М., 1981.

[195] При рассмотрении данного вопроса использовались материалы следующей работы: Иванов Н.Н. комплексная оценка оперативной обстановки, ее сущность и содержание: Лекция. М., 1998.

[196]В качестве таковой выступает:

1. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц, совершивших преступления (информация в этом журнале формируется на основании статистиче­ских карточек формы № 1. на выявленное преступление; формы № 1.1. о результатах расследования преступления; формы № 1.2. на преступление, по которому лицо его совершившее, установлено; формы № 2. на лицо, совершившее преступление; формы № 3 о движении уголовного дела; формы №4 о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности; формы №6 о результатах рассмотрения дела в суде).

2. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постанов­ление об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях.

4. Журнал учета информации, поступающей в орган внутренних дел по телефону, те­леграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях.

5. Статотчеты о следственной работе (ф. №1-Е, 1-ЕМ) о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (ф. № 2-Е).

[197] Приказ МВД России № 337 от 4 июня 1997г. "О мерах по совершенствованию органи­зации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел".

[198]Чижов С.А., Ульянов А.Д. Информационно-аналитическое обеспечение управления органами внутренних дел: Лекция. М., 1998. С. 9.

[199]Пахаев В.М. Сущность, основные направления и процедура анализа оперативной обстановки: Лекция. М., 1996. С. 7.

[200]Так, приказ МВД РФ №140 от 16 марта 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 14 сентября 1993 года №420” регламентирует порядок комплектования территориальных подразделений милиции в зависимости от количества населения, проживающего на обслуживаемой территории.

[201]Клушин О.З. Методика анализа и оценки правонарушительства. М., 1998. С. 7

[202]Латентность экономической преступности не только значительно выше по сравнению с общеуголовной, но и обнаруживает тенденцию к росту. В отдельных отраслях экономики скрытая преступность дости­гает 80-90 процентов, т.е. выявляется и регистрируется лишь каж­дое пятое-десятое преступление. особенно поражены преступностью кредитно-финансовая, внешнеэкономическая сферы, рынок потреби­тельских товаров и услуг. Так, доля теневого сектора экономики России, по некоторым оценкам, составляет до 50 процентов, около 40 процентов оборота наличных денег государством не контролирует­ся, а поток переводимой за рубеж валюты достигает уже 1-2 млрд. долларов США в месяц.

К числу наименее латентных традиционно относят убийство. Од­нако необходимо учитывать, что ежегодно не устанавливается нес­колько десятков тысяч без вести пропавших лиц многие из которых, как свидетельствует практика, стали жертвами преступлений.

Средним уровнем латентности характеризуются изнасилования и телесные повреждения (кроме тяжких), регистрация которых часто зависит от позиции потерпевших. Высока латентность карманных краж (по экспертным оценкам, их зарегистрированная и скрытая части со­относятся как 1 к 2250), обмана покупателя и заказчиков (1 к 136), краж из общежитий (1 к 115), взяточничества (1 к 99), краж из дач (1 к 95), краж из сараев, подвалов и погребов (1 к 87). В силу известных причин, в частности из-за боязни мести, высоколатентными остаются факты квалифицированного вымогательства, осо­бенно в форме регулярного взимания "дани" рэкетирами, а также многие другие преступления, совершаемые организованными преступ­ными группами. Практически безнаказанными остаются экологические преступления, истинные масштабы которых сегодня вряд ли известны даже специалистам.

Суммируя изложенное, можно предполагать, что за последние годы в уголовную статистику не попадает 6-7 млн. преступлений. Изучение причин такого положения показало, что в среднем по стра­не не обращались в правоохранительные органы около 60 процентов опрошенных потерпевших от преступлений, хотя 38 процентов из них стали жертвами хулиганства, 25 процентов - квартирных краж, 14 процентов - мошенничества, 12 процентов - грабежей и разбойных нападений. Основными мотивами при этом были сомнения в эффектив­ности деятельности правоохранительных органов (54%), нежелание участвовать в затяжном уголовном процессе (26%), опасение небла­гоприятных последствий (20%).

Если говорить об искусственной латентности, то прокуратурой ежегодно выявляются десятки тысяч фактов укрытия преступлений от учета.// Данные приведены по материалу "Преступность скрытая и скрыва­емая", Информационный сборник N 18, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1995. С. 59-60.

[203]В части, посвященной исследованию внешней среды, использованы материалы лекции О.З. Клушина "Методика анализа и оценки факторов внешней среды". М., 1998.

[204]Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. С. 207.

[205]Диневич В.А. и др. Показатели и критерии эффективности управления. М., 1975. С. 8.

[206]Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 663.

[207]Ипакян А.П. Методологические основы оценки эффективности деятельности ОВД. М., 1976. С. 13.

[208]В части, посвященной исследованию органа внутренних дел, как системы управления, состояния его организации и деятельности, использованы материалы лекции А.Г. Морозкина, А.Г. Саввинова "Методические основы анализа и оценки результатов оперативно-служебной деятельности". М., 1996.

[209]Ипакян А.П., Ульянов А. Д. Содержание, назначение, основные направления и организация аналитической работы: Лекция. М., 1995. С. 9.

[210]В части, посвященной подготовке итоговых аналитических документов, использованы материалы лекции О.З. Клушина "Подготовка аналитических документов". М., 1996.

[211]Более подробно см. главу 3 приказа МВД России № 86 от 12 февраля 1997 г. “Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел”.

[212]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М., 1999. С. 141.

[213]Иванов Н.Н. Управленческое решение и организация процессов управления правоохранительной деятельностью органов внутренних дел: Лекция. М., 1996. С. 3-7.

[214]Поскольку данная классификация рассматривалась в курсе "Административная деятельность ОВД", то подробно на ней останавливаться не будем.

[215]Необходимо отметить, что на уровне Министерства внутренних дел России применяются самые различные формы управленческих решений. Данное положение определяется его компетенцией. При этом необходимо обратить внимание на то, что типовые положения, инструкции, правила, уставы, наставления, как правило, объявляются приказами МВД России. Тем самым обеспечивается высшая юридическая сила предписаний, содержащихся в названных решениях. Кроме того, практика разработки таких решений, как директива, устав, наставление, правила присуща только МВД России.

[216]Громадин Ю.В., Иванов Н.Н. Виды и формы, структура и содержание управленческих решений органов внутренних дел: Лекция. М., 1998. С. 3 - 17.

[217]Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 76.

[218]Туманов Г.А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления.// Проблемы совершенствования государственного управления. М., 1987. С. 130.

[219]Иванов Н.Н. Управленческое решение и организация процессов управления правоохранительной деятельностью органов внутренних дел: Лекция. М., 1996. С. 10 - 16.

[220]Аболенцев Ю.И., Шайденков Л.И. Организация планирования в органах внутренних дел, основные виды планирующих документов: Лекция. М., 1998. С. 3 - 7.

[221]Более подробно порядок организации планирования, с указанием сроков согласования, утверждения и т.п. планов, разрабатываемых в системе МВД России определен в приказе МВД России № 994 от 6.12.99 г. "Об упорядочении отдельных направлений управленческой деятельности в системе МВД России".

[222]Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 70.

[223]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М.,1999. С. 173.

[224]Четвериков В.С., Четвериков В.В.. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 70.

[225]В содержательную основу параграфов 3 и 4 легли материалы следующей работы: Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация контроля в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 2000.

[226]Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность: Толковый терминологический словарь./ Под ред. Проф. Гурова А.И., проф. Тетерина Б.С. М., 1995. С.149.

[227]Важной сущностной характеристикой контроля является то, что он не представляет сам по себе первичной деятельности. Контролиро­вать можно только то, что уже делается. Этот бесспорный и пра­вильный вывод порождает, однако, закономерный вопрос: когда, на каком этапе работ следует начинать осуществление контроля? Анализ теоретических источников и опрос руководителей органов внутренних дел показали необходимость начинать контроль как можно раньше. Так, 46% опрошенных руководителей высказались за необходимость осуществления контроля уже на стадии доведения решения до испол­нителей, 84,8% - на стадии организации его исполнения. Данное по­ложение подтверждает необходимость настойчивой борьбы с порочной практикой сведения контроля к оценке результатов исполнения.

[228]Основы управления в органах внутренних дел: Учебник./ Под ред. А.П. Коренева. М.,1999. С. 199.

[229]Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997. С. 75.

[230]В органах внутренних дел широко практикуется также особый контроль, являющийся формой управленческого воздействия, но не контролем в понимании, рассматриваемом в данной теме. Так в соответствии с Приказом МВД России от 12 января 1998 г. № 21 "Об утверждении Инструкции по осуществлению особого контроля за деятельностью МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, иных органов внутренних дел" особым контролем за деятельностью ОВД "является форма управленческого воздействия на органы, имеющие низкие показатели по основным направлениям оперативно-служебной деятельности… Целью особого контроля является повышение результатов оперативно-служебной деятельности, а также ликвидация последствий чрезвычайных происшествий и обстоятельств, ставших причиной их возникновения".

[231]Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969. С. 135.

[232]Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация системы контроля в МВД, УВД. М., 1989.

[233]Туманов Г.А. Организация исполнения управленческих решений. В кн.: Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел. М., 1974. С.124.

[Ж.А.В.1]Управление/ Лекция 27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: