Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг

Перечисленные выше правовые акты носят преимущественно комплексный характер, но для целей настоящего исследования интерес представляют только гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по оказанию услуг.

Итак, согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ к услугам относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.

Под услугами связи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[46] (далее - Закон о связи) понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Их вправе оказывать операторы связи, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию. Между оператором связи и пользователем услуг связи заключается договор об оказании услуг связи. В Законе о связи определены лишь общие положения о данном договоре: основания для одностороннего приостановления оказания услуг связи или расторжения договора (п. 3 ст. 44); особенности договора об оказании услуг связи, заключаемого с гражданами (ст. 45), обязанности операторов связи (ст. 46).

Более детальная регламентация договоров на оказание отдельных видов услуг связи содержится в соответствующих правилах, утверждаемых Правительством РФ. Среди них следует назвать:

- Правила оказания услуг связи по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 32[47]

- Правила оказания услуг телеграфной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222[48];.

- Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328[49];

- Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г. № 353[50];

- Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310[51].

Услуги почтовой связи, под которыми понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, урегулированы специальным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»[52] (далее - Закон о почтовой связи) и Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221.[53] По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителю адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные им услуги (ст. 16 Закона о почтовой связи).

Отношения по осуществлению медицинской деятельности регламентируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[54], Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461 [55], Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006.

В данных правовых актах под медицинскими услугами подразумевается только платная медицинская деятельность. Так, в ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляется право пациента на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Однако в определении медицинской услуги, содержащемся в ранее действующем Отраслевом классификаторе «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), такой признак, как платность (возмездность), отсутствует.

Под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг предоставляются платные медицинские услуги[56] - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Ветеринарной деятельности посвящен Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»[57], однако в нем получили отражение преимущественно публично-правовые аспекты регулирования данной деятельности. Гражданско-правовые отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных ветеринарных услуг, регламентируются в Правилах оказания платных ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 898[58]. Перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых на договорной основе, содержится в п. 2 указанных Правил. Необходимо отметить, что договор, заключаемый между потребителем и исполнителем, в данных Правилах именуется и договором выполнения работ, и договором оказания услуг. При этом ряд норм Правил оказания платных ветеринарных услуг по своей правовой природе являются подрядными. Например, полностью соответствует норме п. 3 ст. 716 ГК РФ положение п. 12 Правил, согласно которому исполнителю предоставляется право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков, если потребитель в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе оказания ветеринарных услуг либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемых услуг.

Аудиторская деятельность, осуществляемая на основании договора об оказании аудиторских услуг, регулируется Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[59] (далее - Закон об аудиторской деятельности). Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Помимо собственно аудиторских услуг по договору могут оказываться и сопутствующие аудиту услуги, открытый перечень которых содержится в п. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности.

Основные права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг определяются в ст. ст. 13,14 Закона об аудиторской деятельности. Рекомендации по заключению договора оказания аудиторских услуг даются в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», введенном Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532[60] (далее - Правило № 12). В п. п. 6 - 8 Правила № 12 приводятся примерные условия договора оказания аудиторских услуг.

Однако в п. 2 Правила № 12 аудитору предоставляется право использовать помимо договора оказания услуг и письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случаях согласия с основными условиями задания по проведению аудита. В приложении к Правилу № 12 приводится и пример такого письма. В тексте Правила № 12 соотношение договора оказания аудиторских услуг и письма о проведении аудита определяется по-разному: в п. 4 письмо рассматривается как предшествующее договору, а в п. 5 договор и письмо употребляются в качестве синонимов. Представляется, что рекомендуемое письмо о проведении аудита может квалифицироваться как оферта при условии включения в него всех существенных условий. Его подписание руководителем аудируемого лица будет являться, соответственно, акцептом. Если же в письме отсутствуют существенные условия, то оно может рассматриваться только в качестве протокола о намерениях.

Под информационными услугами согласно ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (утратил силу) понимаются действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, т.е. документированной информацией, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователя.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц[61]

Правовая регламентация отношений по оказанию информационных услуг содержится в различных правовых актах, посвященных отдельным разновидностям данных услуг.

Так, в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»[62] договор, заключаемый между бюро кредитных историй и источниками формирования кредитных историй - займодавцы по договору займа (кредита), именуется договором об оказании информационных услуг. В соответствии с ним источники формирования кредитных историй представляют в бюро кредитных историй информацию в отношении своих заемщиков, давших на это разрешение. Договором возмездного оказания информационных услуг является и договор, по которому бюро кредитных историй предоставляет пользователю кредитной истории кредитный отчет, т.е. документ, содержащий информацию, входящую в состав кредитной истории (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О кредитных историях»).

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [63] (далее - Закон об образовании). В Законе об образовании категория «образовательные услуги» используется только в отношении платной деятельности образовательного учреждения. В соответствии со ст.101. Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Определение платных образовательных услуг дано в Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[64]. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

Требования к договору на оказание платных образовательных услуг и его содержание устанавливаются в Правилах оказания платных образовательных услуг, ут. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706

Согласно п. 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе и потребителе образовательных услуг, сроки оказания услуг, уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты, а также другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг. Данные положения конкретизируются в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09) [65], в приложении[66] к которым содержится примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг.

Основными источниками правового регулирования отношений в сфере туризма выступает Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[67] (далее - Закон о туристской деятельности).

Основными участниками отношений в сфере туристской деятельности являются:

турист, т.е. потребитель туристской услуги;

заказчик туристского продукта (туристских услуг), который может быть одновременно и потребителем туристской услуги либо действовать в интересах туриста (как представитель по доверенности, законный представитель) или заключать договор в его пользу (ст. 430 ГК РФ);

туроператор, осуществляющий деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

турагент, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;

перевозчик;

владелец средства размещения (гостиницы, отеля, курортной недвижимости и т.п.);

гид-экскурсовод.

Туристические компании подразделяются на две основные группы - занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью.

Турагент выступает просто как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом. Следствием данного обстоятельства, как правило, служит чуть более высокая цена туристической путевки.

В качестве турагентов могут выступать любые юридические лица (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели.

Туроператоры разделяются на различные группы в зависимости от того, с какими регионами они сотрудничают по формированию туристского продукта. Кто-то занимается внутренним туризмом, кто-то - выездным, кто-то и тем и другим. Кроме того, и внутренний, и выездной туризм, в свою очередь, делятся по территориальному признаку.

С 01.07.2003 (в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[68]) услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, т.е. прохождение сертификации для подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг является для туроператора и турагента делом добровольным.

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Согласно ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное указанным Законом.

Финансовое обеспечение не требуется:

для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории РФ в течение не более 24 часов подряд;

для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

На территории РФ реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об основах туристской деятельности.

В договоре с туристом обязательно должны быть указаны данные о виде гарантии (реквизиты договора страхования либо банковской гарантии), а также основания и порядок получения компенсации за некачественные услуги.

Туристические фирмы включаются в Единый реестр туроператоров, где они получают соответствующий номер.

Сведения о туроператоре, имеющем необходимое по закону финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризмом).

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, ему может быть выдано соответствующее свидетельство. Указанное свидетельство, а также данные реестра, размещенные на официальном сайте Ростуризма, подтверждают финансовую состоятельность туроператора и могут учитываться потребителем при заключении договора об оказании туристических услуг. Сведения о туроператоре исключаются из реестра в случае реорганизации или ликвидации туроператора, а также в случае непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения.

С целью предотвращения нарушения прав потребителей туристского продукта регулярно во многих регионах страны проводятся специализированные выставки; существует и официальный сайт Департамента туризма Министерства торговли и экономического развития РФ в Интернете. Данный сайт располагает информацией о туристических организациях, получивших необходимое разрешение на осуществление туроператорской и/или турагентской деятельности, а также перечнем организаций, лицензии которых аннулированы.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452[69] утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, которые устанавливают ряд требований к Исполнителю туристической услуги.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

Туроператор признается исполнителем, когда он напрямую заключает договор с заказчиком туристского продукта (туристом) либо когда он привлекает турагента, который действует от его имени.

Турагент согласно Правилам может являться исполнителем по договору, если он действует по поручению туроператора, но под своим именем.

Законодатель уточнил понятие туристского продукта - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания или других услуг). Это понятие соответствует определению туристских услуг в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах.

Оказание туристских услуг - предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристическими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, прежде всего является договор на оказание туристских услуг (договор о реализации туристского продукта).

Права туриста. При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право:

на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

на свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;

на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

на беспрепятственный доступ к средствам связи.

Обязанности туриста. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда.

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах РФ. В 48 субъектах существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в трех субъектах действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного комплекса) на среднесрочную перспективу, в шестнадцати регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов РФ.[70]

Основными нормативными актами, регулирующими сферу туристических правоотношений в Псковской области являются:

- Закон Псковской области от 14.07.1999. «О туристской деятельности в Псковской области»[71];

- Постановление Администрации Псковской области от 05.07.2010 № 260 Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010 - 2014 годы»[72];

- Постановление Администрации Псковской области от 12.05.2000 № 139 «Об утверждении Положения о порядке предоставления туристских услуг туроператорами и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на территории Псковской области»[73]

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем федеральные законы и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые - особенности применительно к конкретным территориям субъектов РФ.[74]

Таково в целом правовое регулирование отдельных видов деятельности, при осуществлении которых оказываются услуги, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Так как данный перечень носит открытый характер, к услугам могут быть отнесены и отношения, складывающиеся при осуществлении иных видов деятельности, таких как оценочная, рекламная, детективная и охранная, деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Частная детективная и охранная деятельность определяется в ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[75] как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Виды услуг, оказываемые при осуществлении частной детективной и охранной деятельности, перечислены в ст. 3 указанного Закона. Договор, заключаемый между частным детективным или охранным предприятием (объединением) и клиентом, является договором оказания услуг. В ст. 9 этого Закона установлены требования, предъявляемые к форме и содержанию данного договора.

Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[76] (далее - Закон об оценочной деятельности) понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Закона об оценочной деятельности), но ни его наименование, ни его правовая природа в Законе не определены.

Данный договор может квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг исходя, прежде всего, из экономической сущности опосредуемых им отношений. В качестве подтверждения этого довода может рассматриваться норма ст. 4 Закона об оценочной деятельности, в которой деятельность оценщиков косвенно именуется услугами: «Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)». Следовательно, деятельность оценщика состоит в оказании услуг по оценке. Особо подчеркнем, что данные услуги носят возмездный характер, так как существенным условием договора между оценщиком и заказчиком является денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки (ст. 10 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ, к отношениям по оказанию услуг по оценке применимы и правила гл. 39 ГК РФ. Однако при сопоставлении норм гл. 39 ГК РФ и норм Закона об оценочной деятельности обнаруживается ряд коллизий. Так, в ст. 14 Закона об оценочной деятельности оценщику предоставляется право привлекать по мере необходимости к участию в проведении оценки объекта оценки других оценщиков, что не согласуется с правилом ст. 780 ГК РФ о личном исполнении обязательства. Отказ от проведения оценки для оценщика возможен только в случаях, если заказчик нарушил условия договора (не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы), хотя согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе в любой момент отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения заказчику убытков.

К отношениям по оказанию услуг может быть отнесена и рекламная деятельность. Однако в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»[77] категория «рекламные услуги» не используется. На практике получили широкое распространение договоры на оказание рекламных услуг, опосредующие отношения по производству, размещению и распространению рекламы. Правовая природа заключаемых договоров на оказание рекламных услуг различна: это может быть и договор подряда, и договор на возмездное оказание услуг, и смешанный договор, и др. К договорам возмездного оказания услуг в правовой литературе относят, как правило, договоры на распространение (размещение) рекламы. В Федеральном законе «О рекламе» отсутствуют какие-либо правила об этом договоре, но к нему применимы правила гл. 39 ГК РФ.

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает в себя деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки[78].

В настоящий период специальное транспортное законодательство представлено различными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения из перевозок, в том числе с участием потребителя, на различных видах транспорта.

К таким актам можно отнести: транспортные Кодексы (Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ВК РФ)[79], Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (КВВТ РФ)[80] и др.) и транспортные Уставы (Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ)[81], Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[82]).

Кроме того, к источникам транспортного законодательства, регулирующего сферу защиты прав потребителей, относятся подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ).

При регулировании оказания потребителям транспортных услуг принципиальное значение приобретают вопросы ответственности перевозчиков и гарантии потребителей по безопасности перевозок, как их личной, так и их грузов. При этом существенное значение имеет порядок защиты прав.

Поскольку деятельность по перевозкам различными видами транспорта связана с повышенной опасностью, законодательство устанавливает, что ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, наступает по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, т.е. об ответственности по деликтным обязательствам. Причем, учитывая особую опасность деятельности, связанной с перевозками пассажиров, законодатель устанавливает обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажира. Данное страхование является обязательным как для перевозчика, так и для пассажира, который должен оплатить расходы по обязательному страхованию (п. 2 ст. 936 ГК РФ).

Среди ключевых тенденций современной экономики отмечают стремительно развивающийся рынок консалтинговых (консультационных) услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности.

В специальной литературе консалтинг определяется как предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.

Выпущенный FEACO официальный справочник-указатель[83] предусматривает 104 разновидности консалтинговых услуг и классифицирует их по восьми направлениям:

1) общее управление (включая такие услуги, как «определение конкурентоспособности / изучение конъюнктуры рынка», «международное управление», «управление качеством», «реинжиниринг», «стратегическое планирование», «внутренний менеджмент», «кризисное управление» и др., - всего 20 разновидностей услуг);

2) администрирование (включая «анализ документооборота», «размещение и перемещение отделов», «регулирование риска» и др. - всего 7 разновидностей услуг);

3) финансовое управление (включая «оценку капитальных затрат», «снижение себестоимости», «налогообложение» и др. - всего 9 разновидностей услуг);

4) управление кадрами (всего 20 разновидностей услуг, включая такие, как «культура корпорации», «поиск кадров», «мотивация», «разрешение конфликтов» и др.);

5) маркетинг (всего 14 разновидностей услуг, включая такие, как «реклама и содействие сбыту», «корпоративный образ и отношения с общественностью», «социально-экономические исследования и прогнозирование» и др.);

6) производство (всего 16 разновидностей услуг, в том числе «автоматизация», «использование оборудования и его техническое оснащение», «управление запасами» и др.);

7) информационная технология (всего 9 разновидностей услуг, в том числе «применение компьютеров в аудите и оценке», «административные информационные системы», «внутренний аудит информационных систем» и др.);

8) специализированные услуги (всего 9 разновидностей, включая «обучающее консультирование», «консалтинг по управлению электроэнергетикой», «экологический консалтинг», «юридический консалтинг», «консалтинг в государственном секторе бизнеса» и др.)[84].

Российский рынок консалтинга в прошлом году показал стабильный рост, немногим опережающий рост экономики в целом. При этом выживают на этом рынке лишь крупнейшие компании, ориентированные на обслуживание доминирующих сейчас в экономике холдингов.

По итогам прошлого года российский рынок консультационных услуг в 2012 году вырос сильнее аудиторского – на 20%. Такой результат был обеспечен благодаря резкому (на 28%) росту сектора консалтинга в сфере информационных технологий, на который приходится более половины объема российского рынка консультационных услуг.

Наиболее сильно при этом выросли сегменты консалтинга в сфере финансового управления (на 39%), управления персоналом (27%) и оценочной деятельности (22%).

Близко к среднерыночным (без учета ИТ) темпам росли такие сегменты, как налоговый консалтинг (на16%), консалтинг в сфере производства (14%) и юридический консалтинг (13%). Практически не вырос сегмент консалтинга в сфере общего управления и администрирования (+2%). В двух сегментах наблюдался спад: выручка от консалтинга в сфере реструктуризации предприятий упала на 12%, в сфере маркетинга – на 64%.

Сводная таблица, отражающая структуру российского рынка консалтинговых услуг представлена ниже.

Таблица 2.2.1 - Российский рынок консалтинговых услуг 2012 г.

Вид услуг Доля рынка (в %)
Информационные технологии 50, 94
Оценочная деятельность 7,63
Финансовое управление 6,46
Общее управление и администрирование 5,70
Налоговый консалтинг 5,58
Юридический консалтинг 3,68
Реструктуризация предприятия 3,41
Управление персоналом 2,72
Производство 1,88
Маркетиг 0,50
Прочее 11,50

Источник // https://www.kommersant.ru/pda/money.html?id=2175466

Таким образом, проведенное исследование гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг не может претендовать на всеобъемлющий охват нормативного материала об услугах. Проанализированы были основные правовые акты, посвященные наиболее распространенным видам услуг. Полагаю, что их вполне достаточно для выявления структуры гражданского законодательства РФ об услугах. Исходя из иерархии правовых актов, она может быть представлена в следующем виде:

- Конституция;

- ГК РФ;

- Федеральные законы;

- Правила отдельных видов услуг, утверждаемые Правительством РФ.

Так как гражданское законодательство об услугах является частью гражданского законодательства РФ, то предложенная структура в полной мере соответствует ст. 3 ГК РФ.

Однако данная структура не единственно возможная. Гражданское законодательство об услугах может быть структурировано и в зависимости от объекта правового регулирования:

- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом;

- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг.

К первым относятся Конституция РФ, ГК РФ и Закон о защите прав потребителей. Следует отметить, что в ГК РФ содержатся как общие положения об услугах, так и правила об отдельных видах услуг. Причем к общим положениям об услугах гл. 39 ГК РФ может быть причислена лишь отчасти, так как ее действие не распространяется на все виды услуг.

Гораздо больший объем составляют правовые акты, регулирующие отдельные виды услуг, к которым помимо ГК РФ относятся федеральные законы и правила оказания отдельных видов услуг.

Предложенная структура представлена в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2 - Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг

Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг
Конституция РФ (ч. 1ст. 8,ч. 2 ст. 74) ГК РФ (гл. 40,41,44,45,46,49, 51,53)
ГК РФ (п. 3 ст. 1,ст. 128, гл. 39) Федеральные законы РФ (Закон о связи, Закон о почтовой связи, Закон об аудиторской деятельности, Законо туристской деятельности)
Федеральные законы (Закон о защите прав потребителей, Закон о техрегулировании) Правила оказания отдельных видов услуг, утверждаемые Правительством РФ (Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, Правилаоказания платных образовательных услуг, Правила бытового обслуживания населения в РФ)

Представляется, что совершенствование гражданского законодательства об услугах должно вестись по двум указанным направлениям. Необходимо дополнять и развивать общие положения об услугах в целях восполнения пробелов в правовом регулировании отношений по оказанию услуг[85].

Повысить эффективность правового регулирования позволит разработка специальных правил для отдельных видов услуг. При этом важно учитывать и иерархию правовых актов. Уровень правового акта должен соответствовать степени распространенности того или иного вида услуг, его социальной значимости и т.п. Так, на сегодняшний день явно недостаточен уровень правовой регламентации таких важнейших услуг, как платные образовательные и медицинские услуги.

Список литературы

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ, 1997, № 12, ст. 1383.

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ, 2001, № 11, ст. 1001.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26.06.2008)// Российская газета, № 138, 21.07.1993.

4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 07.06.2013) «О Государственной границе Российской Федерации»// Российская газета, № 84, 04.05.1993.

5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140.

6. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, № 17, ст. 888.

7. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1(ред. от 18.07.2011) «О ветеринарии»// Ведомости СНД и ВС РФ, 17.06.1993, № 24, ст. 857.

8. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»// СЗ РФ, 2011, № 19, ст. 2716.

9. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О связи» // СЗ РФ, 2003, № 28, ст. 2895

10. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2013) // СЗ РФ, 2007, № 46, ст. 5555.

11. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 170.

12. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О валютном регулировании и валютном контроле»// СЗ РФ, 2003, № 50, ст. 4859.

13. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рекламе» // СЗ РФ, 2006, № 12, ст. 1232.

14. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4029.

15. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» // СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3697.

16. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ, 2011, № 48, ст. 6724.

17. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5491.

18. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

19. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ, 2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

20. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ, 1998, № 31, ст. 3813.

21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

22. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О кредитных историях» // СЗ РФ, 2005, № 1 (часть 1), ст. 44.

23. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 2009, № 1, ст. 15.

24. Закон Псковской области от 14.07.1999 № 48-оз (ред. от 22.12.2003) «О туристской деятельности в Псковской области» (принят Псковским областным Собранием депутатов 08.07.1999) // Псковская правда, № 135, 20.07.1999.

25. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, № 20, ст. 2444.

26. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»//СЗ РФ, 2012, № 41, ст. 5628.

27. Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 № 353 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» // СЗ РФ, 2005, № 24, ст. 2372.

28. Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»// СЗ РФ, 1998, № 33, ст. 4012.

29. Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532 (ред. от 22.12.2011) «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»// СЗ РФ, 2004, № 42, ст. 4132.

30. Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 (ред. от 23.01.2007) «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» // СЗ РФ. - 2001, № 17, ст. 1712.

31. Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»// СЗ РФ, 2005, № 17, ст. 1556.

32. Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 222 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» // СЗ РФ, 2005, № 17, ст. 1557.

33. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, № 34, ст. 3979.

34. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // СЗ РФ. 1997, № 34, ст. 3980

35. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»// СЗ РФ, 2013, № 34, ст. 4437.

36. Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 № 310(ред. от 06.10.2011) «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» // СЗ РФ, 2005, № 21, ст. 2030.

37. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (ред. от 23.03.2013) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // СЗ РФ, 2007, № 30, ст. 3942

38. Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» // СЗ РФ, 2006, № 5, ст. 553.

39. Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (ред. от 13.03.2013) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997, № 18, ст. 2153.

40. Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 (ред. от 06.10.2011) «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» // СЗ РФ, 2005, № 22, ст. 2133.

41. Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах») // СЗ РФ. 2012, № 36, ст. 4908

42. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 461 (ред. от 30.12.2005 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год»// СЗ РФ, 2005, № 32, ст. 3306.

43. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 (ред. от 19.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» // СЗ РФ, 2005, № 2, ст. 159.

44. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования» // Российская газета», № 163, 19.08.2003.

45. Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» // Официальные документы в образовании», № 32, 2002.

46. Постановление Администрации Псковской области от 05.07.2010 № 260 (ред. от 20.06.2013)»Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010 - 2014 годы» // СПС КонсультантПлюс.

47. Постановление Администрации Псковской области от 12.05.2000 № 139 «Об утверждении Положения о порядке предоставления туристских услуг туроператорами и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на территории Псковской области» // Сборник законодательства Псковской области» выпуск 24, 2000 год.

48. Брагинский М. И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002. Кн. 3. 1055 с.

49. Горовой Н. К., Горовой К.Э Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации // Юридический мир, 2009, № 4.

50. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М.: Волтерс Клувер, 2006. 160 с.;

51. Посадский А. П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999. С. 8 - 10.

52. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 2.

53. Халудорова С. В. Понятие «услуга» в российском законодательстве // Гражданское право. 2012. № 4. С. 38 - 40


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: