Система органов внешних сношений и их компетенция

Система органов внешних сношений определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту национальных интересов РФ. Российская Федерация (Россия) является единым субъектом международного права и поэтому право внешних сношений принадлежит центральной (федеральной) власти. Так в ст. 71 п. «К», Конституция РФ отнесла к ведению Федерации: внешнюю политику, международные отношения и международные договоры; внешнеэкономические отношения РФ (п. «Л»).

Согласно международному праву в силу своего официального положения, без специальных полномочий Российскую Федерацию представляют: Глава государства, глава правительства и министр иностранных дел (Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г. ст. 7.2.).1 Конкретные же полномочия определяются внутренним правом. Условия международных отношений определили тот факт, что внешние сношения традиционно являются сферой исполнительной власти. Это положение нашло отражение, как в конституционном, так и в международном праве.

При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства, федеральные органы (министерства и ведомства) исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями России. Более широкое их вовлечение в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политики государства и способно внести вклад в ёе эффективную реализацию.

Глава государства (Президент РФ). Конкретные полномочия главы государства зависят от конституционной системы РФ. Согласно своих конституционных полномочий, (ст.80) Президент РФ, осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет РФ внутри страны; и в международных отношениях. Утверждает военную доктрину; Концепцию внешней политики РФ. Ведет переговоры и подписывает договоры., на основе права международных договоров и закона РФ «О международных договоров РФ» от 15.07.1995 г.,. Они образуют правовую основу межгосударственных отношений, развитие международного сотрудничества в соответствии с принципами Устава ООН..

Администрация Президента РФ, формируемая в соответствии с п. «И» и ст. 83 Конституции РФ, является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ. В соответствии с Положением об Администрации Президента РФ, в составе самостоятельного подразделения Администрации входит управление Президента РФ по внешней политике, которое создает условия для определения основных направлений внешней политики и руководства Президентом РФ внешней политикой РФ.

Президент РФ назначает и освобождает (ст. 83 п. «К», «М») представителей в иностранных государствах и международных организациях; как временных (конференция, совещание; например, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Венская конференция о дипломатических сношениях; конференция по морскому праву); так и постоянных международных организациях.

Президент РФ принимает верительные [4] и отзывные [5] грамоты дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем. В соответствии с конституционными полномочиями Президент РФ как Верховный главнокомандующий реализует, право по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности (ст. 80 Конституции), предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение ВС в порядке самообороны, объявления нейтралитета, заключение перемирия и другое.

Ежегодно глава государства обращается к Федеральному Собранию о положении в стране; об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе (ст.82 п. «2» Конституции РФ) приостановить действия актов органов исполнительной власти в случае противоречия их международным обязательствам РФ, до решения этого вопроса соответствующим судом. Решает вопросы; гражданства РФ и предоставление политического убежища.

В соответствии с Положением о Совете Безопасности и Положением об аппарате Совета Безопасности одной из основных задач СБ является: информационно-аналитическое обеспечение и подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ, вопросы оценки внешних угроз в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; военно-технического сотрудничества; организации взаимодействия с органами безопасности иностранных государств и международными организациями коллективной безопасности и др.

Президент принимает специальные средства и дополнительные меры, направленные на защиту учреждений и граждан, находящихся на территории иностранных государств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1451 от 30 декабря 1994 года «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций».

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 года №582 «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» Президент РФ принимает решение об открытии за рубежом представительств органов и учреждений, подведомственных Президенту РФ, совместно с МИД России.

В значительной мере полномочия главы государства распространяются в процессе их реализации и закрепляются практикой.

Федеральное собрание РФ. Ни в международном праве, ни в международной практике за парламентом не признается статуса, органа внешних сношений. Не делает этого и конституционное право РФ в отношении Федерального собрания. Сказанное выше, не означает, принижение роли Федерального Собрания в определении и осуществлении внешней политики. Исполнительная власть всегда нуждается в политической, моральной и материальной поддержке законодательной власти. В рамках своих конституционных полномочий Совет Федерации и Государственная Дума ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса РФ и выполнению его международных обязательств. В свое время были приняты Федеральные законы регулирующие государственную внешнеторговую деятельность2; о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами1; о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ2 и другие. Участвуя в законотворческой деятельности, Федеральное собрание, Президент, Правительство наделяются этими законами соответствующей компетенцией или полномочиями в сфере внешнеполитической деятельности. Например, законом об обороне3 предусмотрены полномочия Федерального собрания, – ратификация и денонсация международных договоров РФ о совместной обороне и военного сотрудничества по вопросам коллективной безопасности; Президент – ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружению; Правительство РФ – ведет международные переговоры по укреплению доверия, взаимному понижению уровня военной опасности. Статья 28 закона4 полностью посвящена международному аспекту обороны. Конституция РФ специально оговаривает такие полномочия Федерального Собрания, как принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопросов о возможности использования вооруженных сил России за рубежом.

Во внешнеполитической деятельности на практике осуществляется сотрудничество, консультации, совместные заседания, принятие резолюций, постановлений; могут быть коллективные и индивидуальные (частные) заявления членов исполнительной и законодательной власти. И это имеет существенное значение, для разработки проекта закона, его обсуждения и принятия. Не будучи органом внешних сношений, Федеральное Собрание вместе с тем вправе поддерживать межпарламентские связи. С этой целью в составе (структуре) Государственной думы РФ создан Комитет по международным делам. В рамках активизации внешнеполитической деятельности Федеральное Собрание участвует в межпарламентском сотрудничестве. Так в Регламенте Совета Федерации эти вопросы регулируются рядом статей гл. 24 «Порядок рассмотрения вопросов Венской конвенции и международного сотрудничества». В структуре Совета Федерации образован Комитет Совета Федерации по международным делам. Межпарламентская группа ФС осуществляет контакты с зарубежными парламентами. За Советом Федерации сохраняется исключительное конституционное право (ст.106), обязательное рассмотрение принятия Государственной Думой федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира; ратификация1 и денонсация2 международных договоров. Немаловажно заметить, что ратификация международных договоров в соответствии с Конституцией РФ осуществляется в форме федерального закона (ст.14 ФЗ РФ «О международных договорах»).

Главная роль в осуществлении внешних сношений принадлежит Правительству РФ. В нашей стране Правительство занимает положение органа социально-экономического руководства. Преимущественно, полномочия Правительства Конституция определила в самой общей форме: осуществляет меры по обеспечению, реализации внешней политики РФ (ст. 114 ч.1 п. «Д»). На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента. Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Иначе говоря, Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый Президентом. На этом основании министерство иностранных дел России подведомственно Президенту по вопросам закрепленным за ним Конституцией РФ либо другими законодательными актами (Положение о министерстве иностранных дел РФ)3. Правительству РФ предоставлено исключительное право на заседаниях рассматривать вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ на основании Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» ст.21; ст. 28 п.9 4

Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях. Заключает Межправительственные Соглашения и принимает меры к исполнению международных договоров РФ, обеспечивает предоставление информации Федеральному Собранию, о готовящихся к подписанию международных договоров (ст.7 ФЗ РФ «О международных договорах РФ»). Правительство РФ совместно с МИД РФ принимает решение об открытии за рубежом представительств федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений, подведомственных Правительству РФ. Устанавливает порядок и условия деятельности этих представительств, включая вопросы финансирования.

Министерство иностранных дел России 5, является федеральным органом исполнительной власти, отраслевого характера осуществляющие государственное (оперативное) управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями. Непосредственно реализует утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса. И подведомственно ему по вопросам закрепленным за Президентом РФ конституцией, либо в соответствии с другими законодательными актами РФ. Иностранные дела – есть одна из основных сфер государственной деятельности РФ внешнеполитического характера. Дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства в международных организациях и представителях МИД РФ на территории РФ входят в систему министерства иностранных дел России. МИД России состоит из центрального аппарата, в структуре которого предусмотрены: - территориальные департаменты (отделы) по регионам или группам стран; - департамент консульской службы; - департамент по делам обслуживания дипломатического корпуса; - договорно-правовой департамент; - протокольный департамент; - департамент печати и информации; - департамент дипломатической связи; - валютно-финансовый департамент; - торгово-экономический департамент; - управление кадров; - архивное управление; - делопроизводство и другие структурные организации и учреждения, обеспечивающие деятельность МИД РФ (например, учебные заведения –Дипломатическая академия; Центр по подготовке государственных служащих на дипломатическую работу в международных органах и организациях (с 2004г).

Центральный аппарат МИД осуществляет все функции оперативного управления дипломатическими представительствами за рубежом. Оформляет въездные и выездные документы для представителей иностранных государств.

В зарубежных государствах в соответствии договоренности РФ имеет дипломатические представительства; консульские учреждения и представительства в международных организациях. В соответствии ст.2 закона «о международных договорах»,: под международной организацией понимается межгосударственная, межправительственная организация.

Положение о МИДе РФ определило основные задачи министерства: - разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики и ее реализация; - обеспечение дипломатической защиты интересов России, прав и интересов граждан, соотечественников, юридических лиц РФ за рубежом; - обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами и сношений с международными организациями; - координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, международных связей субъектов РФ в соответствии с Указом Президента от 12.03.1996 года «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»; - разрабатывает проекты договоров и ведет переговоры; - участвует в подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие с международно-правовым обязательством; - обеспечивает хранение подлинников и официальных копий договоров; - содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей (политические, культура, туризм, связь, почта, наука, образование, военно-техническое сотрудничество, ноу-хау (комплекс технических знаний и коммерческих секретов) и другие связи; - представляет в установленном порядке Президенту РФ и Правительству предложения по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями; - принимает в пределах своей компетенции решения нормативного характера обязательные для исполнения другими органами исполнительной власти, организациями, независимо от их организационных форм, форм собственности при осуществлении ими международных сношений; - в соответствии со ст. 7 названного выше закона МИД РФ информирует Федеральное Собрание о заключенных международных договорах от имени РФ и Правительства РФ, а также о прекращении или приостановлении действий таких договоров.

В свою очередь, на основании Указа Президента РФ от 12 марта 1996 года «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ» федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ информируют и согласовывают все свои действия, связанные с международной деятельностью и международными связями.

Министерство иностранных дел РФ обеспечивает необходимые условия для функционирования центрального аппарата, загранпредставительств, представительств Министерства на территории РФ, подведомственных организаций. Вносит предложения по организационным, финансовым и другим вопросам, связанным с их деятельностью в Правительство РФ. Дает согласие органам исполнительной власти на распространение официальной информации1 по вопросам внешнеполитического курса России, включая опубликование и освещение визитов руководителей иностранных государств и руководителей международных организаций. Взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

Как было отмечено выше, МИД России в своей системе имеет за рубежом дипломатические представительства. Установление дипломатических отношений и учреждений представительств осуществляется по соглашению государств. Однако установление дипотношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитованием. Следует отметить, что до официального главы представительства, а ими могут быть чрезвычайный и полномочный посол (посланник) или поверенный в делах, государство должно получить агреман (согласие) страны пребывания на назначение именно данного лица. Страна пребывания в праве отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. Получив агреман глава представительства становиться persona grate (дословно – желательным лицом)

Аккредитование завершается вручением верительных грамот главе государства пребывания или органу при котором он аккредитуется, после чего представитель может приступить к выполнению своих функций.

Вплоть до первой мировой войны только великие державы обменивались представительствами на уровне посольств. Сейчас, в соответствии с принципом суверенного равенства, все государства, могут обмениваться посольствами. Тем не менее по разным причинам сохраняются представительства более низкого ранга, именуемые миссиями. Ранг представительства определяется обычно состоянием отношений между соответствующими государствами. Различие между ними носит не правовой, а лишь протокольный характер.

Таким образом, видами дипломатических представительств являются посольства и миссии (специальные миссии – ad hoc1).

Венская конвенция2 закрепила три класса глав представительств:

- послы и посланники, аккредитуемые при главах государств;

- поверенные в делах, аккредитуемые при министерствах иностранных дел (МИД).

Посольства возглавляются – чрезвычайным и полномочным послом, миссия – посланником или поверенным в делах. Здесь следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно исполнять обязанности посольства. Для дипломатических и консульских представителей за границей установлены дипломатические ранги (всего их 11). Сделано это для единообразия в международных дипломатических отношениях, со значением и объемом полномочий. Деятельность дипломатического представителя прекращается:

1. по инициативе Российской Федерации (отставка, новое назначение, болезнь, отказ выполнять свои полномочия и др.)

2. по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grate.

Основанием для прекращения деятельности всего представительства является: прекращение дипломатических отношений, состояние войны; прекращение существование одной из стран в таких отношениях (например, в результате слияния с другим государством или распад, неконституционная смена власти, вооруженный конфликт и др.).

Конвенция «О специальных миссиях предусматривает для их членов привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим. Высшие должностные лица при любом официальном визите в другое государство пользуются дипломатическим иммунитетом.

Дипломатические представительства. Основная функция диппредставительств (посольств и миссий) – представительная т.е. представительство своего государства. Ею определяются остальные функции: - Ведение переговоров с правительством страны пребывания; - Наиболее важная, информационная функция состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведение информации до сведения своего правительства; - Поощрение дружественных отношений с государством пребывания, развитие с ними сотрудничества в области экономики, науки и культуры, военно-технического сотрудничества.

Венская конвенция включила пункт (п.2 ст.3) об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции. В этом есть потребность. Перечень функций, приведенный в Венской конвенции (1961 г) нельзя считать исчерпывающими.

Дипломатический корпус, иммунитеты и привилегии. Здесь существует два понятия дипломатического корпуса. Первое в узком смысле – это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. И в широком, второе – совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств и членов их семей. Понятие, во втором значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые в праве претендовать на дипломатические иммунитеты и привилегии. Иммунитеты и привилегии – это льготы и преимущества, которые обычным иностранцам не предоставляются (они изъяты из юрисдикции государства пребывания). И создаются не для личных выгод, а с целью максимально благоприятных условий для осуществления функций дипломатического представительства, что, одно-суверенное государство не может подчиняться власти другого, а его дипломатический персонал олицетворяет свое государство.

Дипломатический персонал имеет право свободно передвигаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Дипломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограниченна весом или количеством мест. Если эти условия соглашений не соблюдаются, она может быть задержана и даже вскрыта. Венская конвенция предусматривает доставку дипломатической почты с помощью дипломатических курьеров (штатными) и безкурьерную (с помощью капитана воздушного или морского судна) и на основе соглашений через обычные каналы связи (почтовые ведомства).

Венская конвенция (1961 года)1 закрепила также обязанности дипломатического представительства и его сотрудников: использовать свои помещения только для официальных целей; вести все сношения через ведомства иностранных дел и другие ведомства, если есть договоренность; уважать законы и постановления государства пребывания; не вмешиваться в его внутренние дела.

Дипломату запрещается заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Административно-технический персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники, переводчики и др. Венская конвенция в значительной мере приравняла этот персонал и членов их семей к дипломатическому персоналу за исключением некоторых положений. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Персонал может беспошлинно ввозить предметы для первоначального обзаведения, но от таможенного досмотра не освобождаются (ст. 37 п.2).

Обслуживающий персонал. Шофера, охрана, повара, садовники, уборщики и др. пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налогов на заработок, получаемые на службе. При условии если они не граждане страны пребывания (ст.37 п.3).

Консульские учреждения. Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.2 Установление дипломатических отношений означает и согласие, на установление консульских отношений, если иное не оговорено. В тоже время консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться при отсутствии дипломатических отношений.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, связанные с защитой прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Основная функция -обслуживание соотечественников за рубежом в пределах консульского округа или района. Этим они отличаются от дипломатических отношений, которые имеют представительскую функцию. Замечу, что консульские функции выполняются также консульскими отделами дипломатических представительств. Основным источником международного консульского права, являются: общепризнанные международные нормы. Универсальной конвенцией в этой области является «Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года»;консульский Устав, регулирующий консульские отношения между государствами, включая функции и статус консулов. Консул является должностным лицом государства, находящемся в другом государстве. Направляющее государство выдает консульский патент. Консул приступает к выполнению своих функций после получения согласия страны пребывания, которые именуется экзекватурой.

В экзекватуре может быть отказано без объяснения причин. Миссия главы консульства оканчивается либо по инициативе его государства, либо по требованию страны пребывания. Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств, консульства, вице-консульства, консульские агентства, генеральные консульства. Они подчинены министерству иностранных дел РФ и действуют под общим руководством главы дипломатического представительства в стране пребывания. Практике так же помимо штатных консулов, известны нештатные или почетные консулы. Начиная с 1993 года Россия назначила 19 почетных консулов и по видимому число их будет расти. Они назначаются из числа местных граждан (скажем общественный деятель, бизнесмен) когда содержание штатных консулов себя не оправдывает. Нештатный консул содержится уже не за счет государства, а за счет консульских сборов.

В государствах где нет дипломатических представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены так же и дипломатические функции. Местонахождение консульского учреждения, его класс, консульский округ, определяются по соглашению с государством пребывания, оно имеет печать с гербом РФ, и названием консульского учреждения. Консульское должностное лицо и сотрудники состоят на государственной службе в МИДе России.

Консульские функции. Консульские функции, предусмотрены консульским Уставом. Консул выполняет функции лично или по его поручению другое консульское должностное лицо. Другие функции и функции другого государства он может выполнять только по особому указанию МИДа России.

Основными функциями консульских учреждений является (в основном три) защита интересов представляемого государства, его организаций и граждан (физических и юридических лиц) содействие развитию дружественных отношений и прежде всего экономических, торговых, культурных, научных, технических и других; информирование в области консульской деятельности заинтересованных граждан и юридических лиц (по вопросам экономики, торговли, социальной сферы, культурной, научной и политической деятельности, обычаи страны и округа пребывания). Консул может обращаться к властям государства пребывания в пределах своего консульского округа, по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения. Не реже одного раза в год он должен производить объезд своего округа. Жалобы на действия консульских должностных лиц и сотрудников рассматриваются в порядке подчиненности.

Помимо трех основных функций другие функции можно отнести к числу специальных, к ним относятся функции в отношении юридических лиц и граждан: Он обязан: - Принимать меры к тому, что все организации и граждане РФ в полном объеме пользовались правами государства пребывания; - вести учет соотечественников и граждан РФ в консульском округе; - Принимать письменные и устные заявления; - восстанавливать нарушенные права юридических лиц и граждан РФ. - Оказывать содействие в выполнении служебных обязанностей находящихся в пределах консульского округа представителям министерств и ведомств, командированных за границу граждан РФ; Распоряжения консула по вопросам пребывания граждан за границей имеют для них обязательную силу; - Функции консула в отношении воинского учета граждан России (ведет учет призывников и обеспечивает их прибытие в военные комиссариаты); - Функции в отношении выполнения поручений следственных и судебных органов РФ; - Выдавать, продлевать паспорта гражданам РФ, вносить изменения; - Выдавать, продлевать, погашать визы на въезд и выезд из РФ и транзитный проезд через территорию РФ, вносить изменения в визы; - Функции по вопросам гражданства; - по вопросам регистрации актов гражданского состояния; - Совершать нотариальные действия: - Удостоверяет сделки, кроме договоров отчуждения и залоге жилых домов, находящихся в РФ; - Выдает свидетельства о праве собственности; удостоверяет верность копий документов и выписок из них; верность перевода документа с одного языка на другой; подлинность подписи; - Удостоверяет факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом на фотокарточке; время предъявления документа; - Совершает исполнительные надписи; принимает на хранение документы; обеспечивает доказательство; совершает морские протесты …

При совершении нотариальных действий консул обязан соблюдать тайну совершаемых действий, разъяснять гражданам РФ их права и обязанности, последствия совершаемых нотариальных действий. В консульстве ведется нотариальное делопроизводство за консульские действия, выполняемые за границей и на территории РФ, взимаются консульские сборы.

Консулы выполняют важные функции в отношении транспортных средств, находящихся под флагом России, равно как и в отношении экипажей. Осуществляют надзор и инспекцию по отношению к транспортным средствам, оказывают помощь, осматривают, оформляют документы; расследуют любые происшествия имевшие место в пути; разрешают споры между капитаном и экипажем.

Консул наделен так же функциями по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране. В частности, сообщает, информирует министерства и ведомства РФ о заболеваниях, сельскохозяйственных вредителях, угрозе распространения болезни, карантине, противоэпидемических мерах принятых страной пребывания.

Из сказанного видно, сколь многогранна деятельность консулов и сколь она важна для обеспечения прав и интересов граждан, развития связей между государствами. Все функции (а они могут быть расширены) осуществляются в рамках законов и иных правил страны пребывания. Территориально – в пределах консульского округа который означает район, определенный консульскому учреждению, для выполнения его функций. Этим районом может быть, границы всего государства или совпадать с границами административно-территориальных единиц; часто с границами морского порта. Выполнение функций за пределами консульского округа допускается только с разрешения компетентных органов страны пребывания.

Консульские помещения, транспорт, предметы обстановки, имущество, архивы и документы столь же неприкосновенно, как и дипломатические.

Консульство может пользоваться государственным флагом и гербом, а его работники могут свободно передвигаться на всей территории страны пребывания; использовать все средства связи, включая курьеров и использование шифров. Консульство свободно сносится с гражданами, а последние с консульством. При выполнении консульских функций должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту и заключению. Исключения составляют случаи совершения тяжких преступлений. Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние в этом не возражают; сообщают о всех случаях смерти, авариях судов и самолетов. Консульство непосредственно сноситься с властями консульского округа, а с центральными через свое посольство. Иммунитет персонала зависит от его категории. Консульские должностные лица – те, которые выполняют консульские функции. Служащие – лица выполняющие административные и технические функции. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Специальные миссии. Конвенция «о специальных миссиях 1969 года» определяет, такого рода миссии как временное представительство государства, которое направляется в другое, с согласия последнего, для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания (например, миссия ОБСЕ по правам человека). Их деятельность называется, как дипломатией ad hoc. Особенно велико значение миссии на высшем уровне, с участием глав государств и правительств.

Иные ведомства. По мере расширения внешних сношений, большее число министерств и ведомств вовлекаются в межгосударственные связи, конечно, в рамках своей компетенции, разумеется не являясь органом внешних сношений. Например, в США министерство могут обладать законодательно оформленной компетенцией заключать международные соглашения в своей отрасли без участия госдепартамента. Большинство наиболее крупных учреждений исполнительной власти США поддерживают международные отношения, заключая соглашения. Участия министерств и ведомств РФ в международных отношениях предусмотрено Законом о международных договорах.1 Международные договора заключаются с иностранными государствами, а также международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры); от имени Правительства РФ (межправительственные договоры); от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Соответствующие полномочия предусмотрены в положениях о министерствах и ведомствах. Таким образом, закон наделил полномочиями федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) заключать международные договоры, носящие межведомственный характер. Кроме того, ст.4 закона регламентирует, что международные договоры, затрагивающие вопросы субъектов РФ, заключаются по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, на которые возложены данные функции, а по предметам (вопросам) совместного ведения РФ и субъекта РФ направляются федеральными органами исполнительной власти, органом государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которого возложены соответствующие функции. Однако надо заметить, что координирующая функция (роль) в осуществлении международной деятельности и международных связей принадлежит Министерству иностранных дел РФ с целью единой внешнеполитической линии РФ2.

Например, в Положении о Министерстве юстиции РФ3 закреплено, что оно: представляет в установленном порядке согласованные с МИДом РФ предложения о заключении международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и ведет соответствующие переговоры; разрабатывает перспективные планы международно-правового сотрудничества; - заключает соглашения о правовом сотрудничестве с органами иностранных государств и международных организаций; - организует выполнение договоров, соглашений и конвенций о правовой помощи в части, касающейся Минюста РФ и дают по ним заключение. С этой целью в структуре Минюста РФ создано Международно-правовой департамент.

В соответствии с Положением о международно-правовом управлении Минюста России1 целью деятельности является: участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц, правовой защите интересов России за рубежом, обеспечение представительства Министерства в порученной ему международно-правовой сфере.

Нельзя так же сбрасывать со счета то значение, которое могут иметь решения Конституционного, Верховного или Арбитражного судов, при определении компетенции органов государства в отчасти внешних сношений (см. раздел 9). Например, Арбитражный суд решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ. В Законе РФ от 19 июля 1995 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Вед. СНД и ВС РСФСР от 1991 №20; Сборник законодательств №26 ст.2397) ст. 14 говорится: Продукция, закупаемая за рубежом, должна соответствовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности человека. Конституционный суд ФРГ, например, определил, что основной закон обеспечивает Федеральной исполнительной власти доминирующую позицию в области внешних сношений. Таким образом, при активизации связей особенно между высшими судами различных стран, их решения имеет существенное значение как для международного права, так и для реализации их предписаний внутри страны.

Условия и порядок деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми на основе решения Президента РФ. На основании упомянутых соглашений (протоколов) Министерством иностранных дел РФ в соответствии с законодательством РФ заключаются с представителями федеральных органов исполнительной власти срочные трудовые договоры (контракты), устанавливающие их права и должностные обязанности, порядок подчиненности и взаимодействия в дипломатическом представительстве РФ в иностранном государстве (при международной организации), другие необходимые условия пребывания. МИД РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти за рубежом имея в своем составе представителей этих органов, а также международные связи субъектов РФ и представителей органов исполнительной власти этих субъектов. Данное положение распространяется на все субъекты РФ и органы исполнительной власти, российские госучреждения, если это обусловлено государственными интересами (например, контракт на отправку специалистов по отдельным вопросам).

В соответствии с Законом РФ «о международных договорах РФ» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Общее наблюдение за выполнением договоров возложено на МИД России.

Как было сказано выше, реализуя конституционное право субъектов РФ на осуществление международных и внешнеэкономических связей, Государственная Дума приняла Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»1. Данный закон регулирует право субъектов РФ на осуществление международных и внешнеэкономических связей (ст.1); право органов государственной власти субъекта РФ на ведение переговоров и заключения соглашений и их согласования, содействие федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ; ст.10 определяет право субъектов РФ иметь свои представительства на территории иностранных государств.

Федеральные органы исполнительной власти предусматривают включение представителей МИД РФ в состав межведомственных комиссий, рабочих групп и иных органов при осуществлении ими международной деятельности. Чрезвычайные и полномочные послы РФ обеспечивают пребывание и координацию деятельности, и контроль за работой находящихся за рубежом иных представительств, включая торговые представительства федеральных органов госучреждения, организаций и предприятий, их делегации и группы специалистов, а также представительств субъектов РФ. Руководители указанных представительств должны свои действия согласовывать с послом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: