Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМАХ
УЧЕНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» | ||
(наименование учебной дисциплины) | ||
030900.62 «Юриспруденция» | ||
(код и наименование направления подготовки, специальности) | ||
(специализация в соответствии с ФГОС) | ||
(наименование профиля подготовки, узкой специализации) | ||
Бакалавр | ||
(квалификация (степень) выпускника) |
Владимир 2013
Методические материалы для проведения семинара по теме 4. «Взаимодействие морали и права в обществе».
I. Цели занятия:
1) образовательная: сформировать у обучающихся общее представление о взаимодействии морали и права в обществе;
2) развивающая: развивать у обучающихся навыки работы с различными источниками информации (учебная и справочная литература, устное выступление, наглядный материал);
|
|
3) воспитательная: воспитывать у обучающихся необходимые для профессии нравственные качества.
II. Учебно-материальное обеспечение: учебно-методические материалы к занятию, доска, раздаточный материал.
III. Расчет учебного времени:
№ п/п | Этап работы | Время (в мин.) |
Вступительное слово преподавателя (актуальность изучаемой темы, цели занятия, план работы). | ||
Вопрос № 1. Соотношение морали и права на разных исторических этапах развития общества. Ответы. | ||
Вывод по проблеме соотношения морали и права на разных исторических этапах развития общества. Вопросы, обсуждение результатов работы. | ||
Вопрос № 2. Общие черты и различия морали и права. Ответы. Вопросы, обсуждение результатов работы. | ||
Дискуссия по проблеме: Цель и средства: Свобода и ответственность. (см. вопросы дискуссии) | ||
Вопрос № 3. Суть правовых и нравственных отношений в уголовном процессе. Ответы. Вопросы, обсуждение результатов работы. | ||
Сообщения по выбору учащихся. | ||
Подведение итогов занятия. Оценки. |
Приложение
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте содержание понятий морали и права.
2. Каково соотношение морали и права на разных исторических этапах развития общества:
а) основные ступени возникновения и развития морали и права;
б) взгляды на проблему соотношения морали и права в философии античности, в средние века, в Новое время;
в) влияние социально-экономических условий развития современного общества на состояние нравственности и правопорядка.
|
|
3. Сформулируйте вывод по проблеме соотношения морали и права на разных исторических этапах развития общества.
4. В чем заключается многообразие проявлений связи морали и права?
5. Назовите общие черты в морали и праве и кратко охарактеризуйте их.
6. Определите различия между моралью и правом.
7. В чем суть правовых и нравственных отношений в уголовном процессе?
8. Какого соотношение цели и средства в уголовном процессе?
9. В чем состоят особенности установления истины по уголовному делу как нравственной цели доказывания?
10. Раскройте понятие презумпции невиновности.
11. В чем состоит обязанность доказывания в нравственном аспекте?
Вопросы дискуссии:
1. Что, на ваш взгляд, означает выражение: «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя»?
2. Как вы относитесь к положению: Нет свободы выбора – нет и моральной ответственности за содеянное»?
3. В чем отличие свободы от своеволия?
4. Как вы относитесь к положению «Цель оправдывает средства»? Существует ли между ними неразрывная связь или они далеки друг от друга?
5. Есть ли какие-либо ограничения в выборе средств для достижения нравственной цели?
6. Могут ли быть оправданы любые средства ради осуществления «благих целей»?
7. Есть ли в системе нравственных целей объективно высшая цель, которая бы определяла ценность и способы достижения всех других целей и потому служила бы решающим аргументом морального выбора?
Темы докладов:
1. Сознательный выбор человеком действий и поступков. Формальная и подлинная свобода выбора.
2. Связь свободы и моральной необходимости.
3. Нравственный аспект взаимосвязи целей и средств в человеческой деятельности.
4. Нравственная допустимость правового принуждения.
5. Проблема «меньшего зла» в профессиональной юридической деятельности.