Сегодня мы являемся свидетелями по-своему уникальной ситуации. Многие из конкретных наук, изучающих “проблему человека”, добились выдающихся результатов по частным аспектам и вопросам. Сейчас мы знаем (или примерно знаем) как протекают сложнейшие биохимические процессы в коре головного мозга человека; значительно лучше представляем себе взаимодействие человека и природы. Но вряд ли мы можем также точно ответить на основной гуманитарный вопрос: “Ради чего живет человек?”. Отсюда делается вывод: с точки зрения естественно-научного, математического критерия, этика быть наукой не может и не должна. “Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью теоретического знания...” – пишет один из ведущих отечественных философов Гусейнов А.А.
Однако это не означает, что этика вовсе не связана с наукой. Она опирается и тесно взаимодействует с конкретными обществоведческими и человековедческими дисциплинами: историей, культурологией, этнографией и многими др. При этом образуются своеобразные междисциплинарные соединения. Так, на сегодняшний день этика включает в себя такие разделы как:
|
|
– история нравов;
– социология морали;
– психология морали;
– теория нравственного воспитания;
– история этических учений;
– профессиональная этика.
Этика – это учение о морали, законах ее возникновения и развития. Предметом исследования этики является – мораль, нравственность.
Существует несколько определений данного понятия. Мораль – это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе.
Другое определение в наибольшей степени отражает сущность данного понятия. Мораль – это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.
Отношения между людьми в обществе регулируются моралью. Мораль включена во все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, правовую, религиозную, научную, эстетическую и др. Она присутствует везде.
Существуют разные уровни этического знания о природе морали: описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический («как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть добродетельным), теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым?) и нормативно-педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?).
На разных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи:
а) на описательном уровне – описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
б) на нормативно-критическом – предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
в) на теоретическом уровне – объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
г) на нормативно-педагогическом – учить морали, т.е. способствовать нравственному совершенствованию людей.