И методы управления

В силу объективных и субъективных причин какая-то часть населения находится в движении, связанном с переменой места жительства или работы. Это так называемое механическое движение населения - его миграция. Характер таких перемещений неодинаков. Одни из них - единичные, разовые, другие - частые, но бессистемные, третьи - систематические.

Под миграцией в узком смысле понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле - это всякое независимо от цели, регулярности и продолжительности перемещение из одного населенного пункта в другой. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами. В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла.

Важность миграции населения с точки зрения ресурсов для труда объясняется в первую очередь ее влиянием на состав этих ресурсов, как в месте выбытия населения, так и в месте прибытия. Особую значимость изучение различных сторон и характеристик миграции населения приобрело в связи с ее активизацией после распада СССР. С нарастанием тенденции депопуляции населения России и ряда соседних стран процесс миграции стал для некоторых регионов определяющим в восполнении ресурсов для труда.

С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: межгосударственную, или внешнюю (по отношению к стране, из которой выезжает население), и внутреннюю (т.е. миграцию внутри страны).

Выезд из одной страны в другую называется эмиграцией, а въезд из-за рубежа в страну - иммиграцией. Соответственно людей, выезжающих из страны, называют эмигрантами, а въезжающих из-за рубежа в страну - иммигрантами.

Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную. Добровольная миграция населения - это осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое может быть обусловлено демографическими мотивами (вступлением в брак, переездом к родителям, детям и др.); экономическими соображениями (более привлекательные социально-бытовые условия, труд в избранной области, уровень его стимулирования и др.); причинами политического, этнического, медицинского и другого характера. Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение (связанное со строительством, организацией заповедника, зоны отчуждения и т.д.); военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты.

Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим социально-экономическими проблемами.

Беженец - лицо, прибывшее на территорию какого-либо государства и не имеющее его гражданства, вынужденное покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться насилию или преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Вынужденный переселенец - это гражданин своей страны, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе.

Различают возвратную (временную) и безвозвратную (постоянную) миграцию населения. Возвратная (временная) миграция предполагает возвращение мигранта через какое-то время или периодически к прежнему месту постоянного жительства, безвозвратная (постоянная) - такое возвращение исключает.

С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства). Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией.

В зависимости от характера перемещения мигрантов миграцию населения подразделяют: на периодическую, сезонную и маятниковую. Периодическая (эпизодическая) миграция - это перемещение мигрантов, вызванное какими-то периодически возникающими обстоятельствами, с возвращением их к постоянному месту жительства. Сезонная миграция населения - перемещение мигрантов на период сезона в другую местность. Маятниковая миграция населения носит, как правило, местный (в пределах одной области, города или приграничных городов соседних областей) характер и связана с ежедневным (или 1 раз в два-три дня) челночным передвижением части населения к месту учебы, службы или работы и обратно.

Приведенное структурирование миграции населения не является исчерпывающим и может быть расширено за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих.

Изучение структуры миграции дает возможность рассмотреть ее формы, виды, подвиды, их соотношения и особенности. Однако для оценки масштабов миграции, ее анализа и прогнозирования необходимо использовать систему конкретных показателей. К основным из них, характеризующих миграцию населения, относятся:

- масштабы выбытий - число человек, выбывших из рассматриваемого административно-территориального образования (страны, региона) в определенный период;

- масштабы прибытий - число человек, прибывших в рассматриваемое административно-территориальное образование (страну, регион) за определенный период;

- сальдо миграции, или чистая миграция, - разница между числом прибытий и числом выбытий, т.е. чистый результат миграции населения по рассматриваемому административно-территориальному образованию (стране, региону) в анализируемом периоде;

Сальдо миграции может быть положительным, называемым еще притоком, и отрицательным - оттоком. Сальдо, или приток-отток населения в конкретной местности за определенный период, может выражаться как в относительных показателях (на 100 или 1000 жителей), так и в абсолютных величинах.

- общая миграция, или валовая миграция, - сумма числа прибытий и выбытий в административно-территориальном образовании (стране, регионе) за какой-то период;

- удельный вес выбытий (прибытий) - процентное отношение числа выбывших (прибывших) в конкретный период в рассматриваемом административно-территориальном образовании (стране, регионе) к средней численности населения в данной территории за этот период времени.

Большое значение как в процессе анализа уровня и состояния миграции населения, так и в ходе прогнозных расчетов приобрели сведения о половозрастном и национальном составе мигрантов, источниках средств их существования (особенно это касается беженцев и вынужденных переселенцев), образовательном уровне, состоянии в браке, экономической активности, месте предыдущего жительства и т.д.

Перемещение населения, или механическое его движение, оказывает заметное влияние на географию населения, экономику регионов. Это обусловлено изменением численности и плотности населения, показателей его воспроизводства, состава и возрастной структуры, т.е. переменой всей демографической обстановки, как в местах выбытия, так и в местах прибытия.

При изучении миграции населения часто используется термин «миграционный поток». Это совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках того или иного административно-территориального образования.

В современной России выделяют пять основных миграционных потоков: 1) вынужденную миграцию; 2) внешнюю миграцию; 3) внешнюю трудовую миграцию; 4) незаконную миграцию; 5) внутреннюю миграцию.

Изучение миграции населения, включая ресурсы для трудовой деятельности, по выделенным миграционным потокам позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть это весьма значимое явление в экономике отдельного региона и страны в целом.

До середины 70-х годов в миграционном обмене Российской Федерации с союзными республиками преобладали центробежные тенденции: движение за пределы России, в особенности в Казахстан и Среднюю Азию, где в то время интенсивно проводилось освоение целинных и залежных земель и бурно развивалась промышленность. Только за пять лет (1956-1960 гг.) миграционные потери составили более 1 млн. человек. За следующие полтора десятилетия (1961-1975 гг.) из РФ выехало на 1,5 млн. человек больше, чем прибыло. Однако в результате значительного превышения числа родившихся над умершими естественный прирост за те же годы составил в России 25 млн. человек, т.е. в десять раз превысил безвозвратный отток ее жителей и был, таким образом, определяющим фактором роста численности россиян.

Начиная с 1975 г. потоки миграции изменили ориентацию: РФ из отдающей население страны превратилась в принимающую. Основной причиной этого стали экономические стимулы, способствовавшие переориентации плотных миграционных потоков на зоны экономического освоения собственно российских территорий: началась разработка нефтегазоносных месторождений Тюменской области, осуществлялось создание мощного производственного комплекса в Красноярском крае, строительство БАМа. За 1976-1990 гг. Россия восстановила прежние миграционные потери, положительное сальдо миграции достигло почти 2,5 млн. человек. Но естественный прирост все еще заметно превышал миграционный, так что доля последнего в общем (более чем одиннадцатимиллионном) приросте населения составила лишь примерно пятую часть.

Вклад миграции в формирование численности населения, ее воздействие на пространственное размещение населения по территории страны резко усилились в конце 80-х годов. Объясняется это, во-первых, стремительным сокращением рождаемости при одновременном росте смертности, что уже в 1992 г. привело к естественной убыли населения, во-вторых, заметным ростом положительного сальдо миграции. В 1992-1998 гг. миграционный прирост (нетто-миграция населения между Россией и всеми странами дальнего и ближнего зарубежья) компенсировал 59 % естественной убыли населения.

Величина и направление международных миграций в основном определяются характером обмена населением между Россией и государствами республиками бывшего СССР (табл. 2). Соответственно политические и социально-экономические перемены, происходившие и происходящие на всем постсоветском пространстве, накладывают сильный отпечаток на картину миграционных перемещений.

Еще одна отличительная особенность миграционного обмена с бывшими союзными республиками - крупные потоки вынужденных мигрантов в Россию. Первые беженцы на территории Российской Федерации появились еще в период существования СССР в ходе и в результате первых межнациональных конфликтов, разразившихся тогда в Азербайджане (в 1988 г. - погромы в Сумгаите, в 1990 г. - в Баку) и Узбекистане (в 1989 г. - в городах Ферганской долины). Регистрация вынужденных мигрантов началась с 1 июля 1992 г., с момента создания Федеральной миграционной службы (ФМС). К началу 1998 г. в стране находилось около 1,2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, получивших соответствующий официальный статус в территориальных органах ФМС. Получение статуса дает какие-то (пусть зачастую символические и с трудом реализуемые) гарантии обретения экономической безопасности, в частности, право на получение специального пособия, ссуды на строительство или приобретение жилья и пр.

В 1992-1993 гг. наибольшее количество беженцев и вынужденных переселенцев прибыло в Россию из Таджикистана, Азербайджана и Грузии. Эти три страны дали тогда более 80 % всех беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии. В последующем география вынужденных миграций, во-первых, сильно расширилась, а во-вторых, непрерывно менялась, как бы отмечая перемещение болевых точек на постсоветском пространстве. В 1996-1997 гг. основная часть беженцев и вынужденных переселенцев были выходцами из стран и регионов, в которых не происходило вооруженных конфликтов. При этом в 1997 г. почти половина (48,9 %) всех вынужденных мигрантов приходилась на долю перебравшихся в Россию жителей Казахстана, и каждый четвертый иммигрант из этой страны получал соответствующий статус в органах ФМС России.

По данным выборочного обследования причин миграции, проведенного Госкомстатом России совместно с МВД в сентябре-октябре 1991 г. в 23 российских регионах, более трети респондентов мигрантов назвали побудительным мотивом смены места жительства обострение межнациональных конфликтов, а среди мигрантов из республик бывшего СССР таковых оказалось почти две трети (65 %).

Таблица 2

Миграционные связи РФ со странами СНГ*, человек

               
Прибыло в РФ, всего, в т.ч.:              
из стран СНГ 488087 362708 346774 183650 175068 119661 110374
Азербайджан              
Армения              
Беларусь              
Грузия              
Казахстан              
Киргизия              
Молдова              
Таджикистан              
Туркмения              
Узбекистан              
Украина              
Выбыло из РФ, всего, в т.ч.:              
в страны СНГ 131050 127807 82312 61570 52099 46081 37017
Азербайджан              
Армения              
Беларусь              
Грузия              
Казахстан              
Киргизия              
Молдова              
Таджикистан              
Туркмения              
Узбекистан              
Украина              

___________

*Российский статистический ежегодник, 2005.

Чаще других эту причину указывали мигранты из Азербайджана (70 %), Таджикистана (64 %) и Грузии (63 %). Среди выходцев из других новых независимых государств эту причину выделили 53 % мигрантов из Литвы, 51 % - из Узбекистана, 50 % - из Армении, 47 % - из Киргизии, 46 % - из Латвии и 41 % - из Эстонии.

Во второй половине 90-х годов мотивация переезда в Россию во многом изменилась, о чем свидетельствуют ответы на вопрос об обстоятельствах смены места жительства, с 1997 г. используемые при анализе данных о миграции населения. По этим ответам получается, что наиболее распространенными мотивами переезда были причины личного, семейного характера (на них сослались 49,7 % мигрантов в возрасте старше 16 лет), связанные с работой (17,6 %) и с обострением межнациональных отношений (около 13 %). Чаще других последнюю причину указывали выходцы из Таджикистана (27 % всех выехавших), Казахстана (19,5 %), Латвии (18,1 %), Узбекистана (17,5 %) и Туркмении (17,2 %). Но за причинами личного, семейного характера тоже могут скрываться симптомы ухудшения межнациональных отношений, реального или ожидаемого.

Вынужденные мигранты расселяются по всей территории России, вплоть до Крайнего Севера и Дальнего Востока. Такая территориальная «всеядность» говорит об их тяжелом положении: они готовы жить даже там, откуда местное население уезжает. Но все же основная часть беженцев и вынужденных переселенцев устремляется в юго-западные регионы России. Самый высокий коэффициент миграционной нагрузки отмечен в Ингушетии и Северной Осетии: соответственно 1759 и 545 человек на 10 тыс. постоянного населения. Значителен он в Белгородской, Оренбургской областях и Ставропольском крае (соответственно от 287 до 215 человек), в Самарской, Саратовской, Новгородской областях и Карачаево-Черкесии (соответственно от 192 до 165 человек).

Миграционные связи Российской Федерации со странами дальнего зарубежья состоят из двух потоков: эмиграции и иммиграции (табл. 3). В потоке эмигрантов из Российской Федерации различают три основных группы:

1) уезжающие на постоянное место жительства;

2) выезжающие в поисках временной работы за границей и возвращающиеся по истечении срока договора;

3) выезжающие за рубеж по частным приглашениям, на учебу, в туристические поездки, на отдых, причем часть из них находит возможность остаться за границей.

В современных условиях выезд населения Российской Федерации за границу становится острой проблемой, так как среди выезжающих значительную часть составляют высококвалифицированные специалисты разных профессий, ученые, творческая интеллигенция. Из России выезжают в основном в Германию, Израиль, США.

Наряду с эмиграцией нарастает поток нелегальных мигрантов в Россию из Китая (в основном на заработки), а также из Эфиопии, Афганистана, Сирии, Турции (с целью использовать территорию Российской Федерации для въезда в другие страны мира). Россия для транзитных мигрантов рассматривается как своеобразный перевалочный пункт, лежащий на пути на Запад. Они не связывают с ней свое будущее и не чувствуют по отношению к ней никаких обязательств, поэтому поток нелегальной миграции, нацеленный за пределы России, объективно способен ухудшить криминальную обстановку в стране. Он также представляет угрозу для здоровья россиян, поскольку может стать (и уже становится) разносчиком многих забытых в России инфекционных и эпидемиологических заболеваний.

Вместе с тем, как справедливо указывают некоторые российские исследователи, нелегальную иммиграцию нельзя считать однозначно негативным явлением, источником одних только угроз для различных субъектов экономической безопасности.

Таблица 3

Миграционные связи РФ со странами дальнего зарубежья*, человек

               
Прибыло в РФ, всего, в т.ч.:              
из стран вне СНГ 25464 17018 12556 9800 9544 9483 8783
Германия              
Израиль              
Китай              
Латвия              
Литва              
США              
Эстония              
другие страны              
Выбыло из РФ всего, в т.ч.:              
в страны вне СНГ 82327 87156 63408 59596 54586 47937 42778
Германия              
Израиль              
Китай              
Латвия              
Литва              
США              
Эстония              
другие страны              

__________

*Российский статистический ежегодник, 2005.

Занимая ниши на рынке труда, которые по разным причинам не являются привлекательными для местного населения, нелегальные мигранты тем самым способствуют развитию сферы услуг и физической инфраструктуры в местах их скопления, что, в общем, положительно сказывается на качестве жизни всего населения.

В целом, однако, негативный эффект нелегальной миграции в Россию выходцев как из дальнего, так и из ближнего зарубежья перекрывает приносимые ею выгоды. Ибо уход «в тень» любой, пусть и общественно полезной деятельности создает, в конечном счете, гораздо больше проблем, чем решает.

Выезд и въезд немалой части мигрирующего по России населения Российской Федерации и других стран осуществляются часто с нарушением установленных российским законодательством норм и правил. Этот вид миграции называется незаконной или скрытой (неконтролируемой) миграцией. Незаконная миграция во многом обусловлена падением уровня жизни в странах-участницах СНГ, а также «прозрачными границами» России и недостаточно подготовленной правовой базой. О масштабах незаконной миграции свидетельствуют, например, данные по Краснодарскому краю, где, по данным органов УВД, на одного оформившего прописку вынужденного мигранта приходится в среднем от трех до пяти нелегальных переселенцев.

Тяжелое экономическое положение России, снижение жизненного уровня, растущая безработица и падение престижа целого ряда профессий и специальностей инженерного и научного труда во многом предопределили рост внешней трудовой миграции. Возросли масштабы утечки из России «мозгов». За рубежом пользуются спросом российские математики, физики, химики, программисты, медики и некоторые другие специалисты. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 млн. до 5 млн. человек в год.

В настоящее время отток работоспособного населения за границу в некоторой степени снижает остроту проблемы безработицы в России. Но он же подрывает устойчивость трудовой и, в особенности, научно-технической составляющей экономической безопасности страны. После выхода России из экономического кризиса эмиграция может оказаться серьезной помехой для экономического роста.

И все же не следует преувеличивать силу обозначившихся и ожидаемых угроз, исходящих от эмиграции, поскольку вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны вряд ли будут значительными. Разрастись им, в числе прочего, не дадут ограничительные административно-законодательные меры потенциальных принимающих стран и специфика их рынков труда. Проникновение и внедрение на эти рынки - процесс длительный, сложный и кропотливый. Желающие работать за границей обращаются во многие службы, однако высокие требования к претендентам (по возрасту, специальности, квалификации, владению иностранным языком) не позволяют трудоустраиваться сколько-нибудь значительному числу желающих.

В принципе внешняя трудовая миграция может быть весьма прибыльной для России. Опыт развивающихся стран показывает, что денежные переводы мигрантов на родину часто составляют довольно заметную величину. Так, в Пакистане в середине 90-х годов они превысили 3 % ВВП, в Бангладеш - 4 %, на Ямайке - 5 %, в Шри-Ланке - 6 %. Того же можно ожидать и от трудовой миграции россиян за рубеж. Важно только, чтобы государство выработало эффективную систему ее регулирования, и тогда экспорт российской рабочей силы станет по-настоящему выгодным для страны.

Внутренняя миграция является основным составным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков.

Отсутствие постоянных заработков и льгот в северных районах и иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов в места первоначального проживания, в обжитые районы страны. Сегодня внутренняя миграция становятся мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных районов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременной миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности, что ведет к утрате трудового потенциала (наиболее выражены эти процессы в Камчатской, Читинской, Магаданской, Сахалинской и Мурманской областях).

Составной частью внутренней миграции населения является перемещение жителей деревни в город и в меньшей степени из города в деревню. Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического и экономического развития страны и ее регионов.

Миграция населения имеет серьезные социально-экономические последствия. Она оказывает существенное влияние на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, а соответственно и на социально-экономическое положение как региона выбытия, так и, что очень существенно, региона прибытия.

В условиях международной открытости российской экономики и возможного увеличения массового высвобождения работников из производства, роста безработицы все более актуальной становится проблема внешней трудовой миграции населения. Нерегулируемый, в том числе и правовыми нормами, приток иностранной рабочей силы может существенно обострить проблему безработицы. В то же время регулируемый выезд российских граждан за рубеж, наоборот, может способствовать смягчению последствий миграции. Поэтому существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

С точки зрения перспективы приток экономически активного населения в Европейскую часть России можно оценивать как положительное явление, способствующее улучшению возрастной структуры населения этих районов, так как она была нарушена из-за значительного оттока молодежи в предыдущие десятилетия. С другой стороны, такой приток иммигрантов создает дополнительные проблемы, связанные с трудоустройством, обеспечением жильем и услугами сферы социальной инфраструктуры.

Ранее изложенные особенности и последствия миграции населения создают трудности в реализации иммиграционного контроля и обеспечении своевременной помощи мигрирующему населению. Стихийность миграции, во многом негативные ее последствия для рынка труда, общества и государства в целом, обусловливают необходимость управления этим процессом.

В основе осуществления государственного управления миграцией населения находится миграционная политика Российской Федерации. Ее целью является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение уровня негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов. В разработке и реализации государственной миграционной политики принимают участие ряд органов государственной власти. Ключевым среди них является Федеральная миграционная служба Российской Федерации.

К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов; введение квотирования и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию; ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы. С целью реализации и разъяснения государственной миграционной политики Российской Федерации, изучения миграционных потоков, регулирования сроков и условий въезда осуществляется развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России за рубежом.

Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить:

- прием и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы; оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенным вынужденным переселенцам; помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов; диффе-ренцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения, и стимулирование притока мигрантов в них с учетом интересов государства, регионов и населения;

- регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства, в том числе в области внешней трудовой миграции, с последующим использованием депортации; квотирование приема лиц, ищущих убежища, из государств дальнего зарубежья; контроль за иммиграцией иностранных граждан в Россию, в том числе путем использования специального подразделения по выявлению незаконных иммигрантов (введение разрешительного порядка на пребывание в России граждан государств ближнего зарубежья на срок свыше двух месяцев, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления; усиление требований к условиям привлечения и использования иностранных работников в регионах с высоким уровнем безработицы);

- государственная поддержка таких категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде; лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. Законы и иные нормативные правовые акты в области регулирования процессов миграции определяют формы и методы реализации социальных и правовых гарантий, составляют правовую базу управления процессом миграции.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Место рынка труда в системе рыночных отношений.

2. Что является предметом купли-продажи на рынке труда?

3. Перечислите основные компоненты рынка труда. Покажите на графике принцип действия механизма рынка труда.

4. Покажите влияние заработной платы на эффект дохода и эффект замещения.

5. Охарактеризуйте внешний и внутренний рынки труда. Каковы перспективы внешнего и внутреннего рынка труда в РФ?

6. Что вы понимаете под термином трудовые ресурсы? Назовите возрастные границы трудоспособного населения.

7. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, Экономически активное и неактивное население?

8. Какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?

9. Сущность понятия «трудовой потенциал». В чем заключается отличие между понятиями «потенциал» и «резервы»?

10. Какие показатели используются для определения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)? Методика расчета ИРЧП.

11. В чем заключается сущность миграции? Объясните разницу между внешней и внутренней миграцией.

12. В чем отличие беженца от вынужденного пересенца?

13. Что такое сальдо миграции? Может ли сальдо миграции иметь отрицательное значение?

14. Какие основные миграционные потоки можно выделить в современной России?

15. Содержание и механизмы реализации миграционной политики РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: