Типы интеллекта

Каждый человек обладает развитым в той или иной степени ин­теллектом – аппаратом, включающим в себя память и мышле­ние и позволяющим на основе перцептивной (чувственной) ин­формации, даваемой ощущениями и восприятиями, выработать новое знание. Такое знание — плод совместной «переплавки» сведений, уже накопленных памятью, и новых.

Как вы считаете, у кого из двух юношей более развит интеллект? Один – москвич, успешно учится в спецшколе с техническим уклоном; другой – его сверстник, живет в далёкой сибирской тайге, сын лесничего, ученик сельской школы. Обоснуйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индиви­ды, обладающие гармонично развитым интеллектом, знают, что делать и каким образом нужно действовать в разных случаях, как включить на предельную мощность свои возможности и как попытаться выйти за эти пределы.

Определите, для какого рода профессиональной деятельности должен быть развит каждый из указанных ниже типов интеллекта:

визуально-пространственный интеллект — включает умение фиксировать и создавать образы в мозге, распола­гать их и самому ориентироваться в пространстве, визуализировать (инструмент изучения: рисунок, набросок, картина, конструирование и решение пространственных головоломок, анализ увиденного, фильмов и пр.);

_______________________________________________________________________

логико-математический интеллект — использует логиче­ское и абстрактное мышление и математические способ­ности, а также умение проводить количественные оценки и упорядочивать структуры;

_______________________________________________________________________

музыкально-ритмический интеллект – восприятие различных зву­ков, их распознавание, в том числе музыки, способа и характера ее исполнения (оперы, симфонии, хора, соль­ного пения, типов голосов, джаза, рока, блюза, рэпа и пр.);

_______________________________________________________________________

тактильно-кинестетический или телесно-двигательный интеллект – представляет собой форму познания реальности в ощущениях, физических движениях и телесного контакта; способность использовать свое тело для выражения эмоций;

_______________________________________________________________________

натуралистический интеллект – тесно связан с природой, определяет способность проводить качест­венный анализ явлений внешнего материального мира и продуктивно ею пользоваться для различных действий и в естественных науках (био­логия, физика и т. д.)

_______________________________________________________________________

· вербально-лингвистический интеллект – включает в себя чтение, речь, слух, письмо;

_______________________________________________________________________

· эмоциональный интеллект – включает в себя целый ряд человеческих способностей (тактичность, умение сдерживать гнев, тонкость чувств, эмпатия, человечность, сердечность, терпимость, уважительность, умение определять причины и справляться со стрессами, страхами, беспокойством и пр.)

________________________________________________________________________

· внутриличностный интеллект – характеризует желание или способ­ность самостоятельно ставить цели, размышлять, творить, решать свои проблемы, оставаться наедине с собой, быть в одиночестве, мечтать, писать, петь, играть, фантазировать, разговаривать с самим со­бой, проверять самого себя, видеть себя со стороны, адекватно оценивать себя и т.п.;

________________________________________________________________________

· межличностно-социальный интел­лект – обусловлен взаимодействием, коммуникацией, пониманием, сочувствием, заботой, умением общаться, разговаривать, быть в толпе, способностью к совместным действиям, желанием быть или не быть лидером, сотрудничать в решении про­блем, иметь определенную харизму.

________________________________________________________________________

Какой-то из этих типов у каждого индивида развит более дру­гих, но это не значит, что невозможно развить и остальные типы интеллекта. Наоборот, оценив свои способности, можно опреде­лить слабое место и укрепить его целенаправленными занятиями.

Сознательно и самостоятельно начать совершенствова­ние мыслительных возможностей своего интеллекта каждый человек может с любого момента. Точнее, с момента осознания своей творческой недостаточности. Способности человека не фиксированы раз и навсегда — скорее они достаточно гибки.

Широкая интел­лектуальная компетентность человека возможна лишь тогда, когда он способен, используя все типы и возможности своего мышления, создать или сформулировать набор приемов для ре­шения творческих или жизненных проблем. Развитие всех компонентов интеллекта обеспечивает их взаимную поддерж­ку и тем самым повышает творческий потенциал, закладывает основы для выработки новых знаний.

  Как алмаз режет алмаз, … так и разные части интеллекта оттачивают друг друга. Гениальность – результат их взаимного влияния. Сайрус Бартол, священник

В определённых видах деятельности или конкретных ситуациях большее значение приобретают разные типы интеллекта. К примеру, при вхождении в новый коллектив важна способность к работе в сотрудничестве с другими людьми, умение не только слушать, но и слышать других, налаживать контакты, убеждать и пр.

Участие в тренинге группового взаимодействия «Кораблекрушение» поможет вам проявить свой межличностно-социальный интеллект. Вы лучше узнаете согруппников, взаимодействуя с ними при решении конкретных задач; сможете увидеть сильные и слабые стороны всех участников деловой игры; оцените умение преодолевать трудности в стремлении к победе, проявлять исполнительские или лидерские качества, умение сплачивать команду и др.

Результаты теста для определения социометрического статуса помогут определить положение каждого члена в системе межличностных отношений внутри группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: