Тема12. Культура эпохи Возрождения XV- XVI вв

Ренессанс- это отказ от средневековой культуры и "возрождение" культуры и искусства греко-римской античности. Предпосылками Возрождения можно назвать: великие географические открытия ( открытие Америки -1492, морского пути из Европы в Индию (XV век) и т. д; изобретение книгопечатания (середина XV века).

Формирование культуры Возрождения являлось ответом на кризис средневековой культуры. Поэтому, основными ее чертами являются:

• антифеодальная и антиклерикальная направленность;

• явное преобладание светского и рационального начала на религиозным.

Главным и наиболее существенным в культуре Возрож­дения является гуманизм.

Яркими представителями гуманизма были:

Франческо Петрарка (1304 -1374) –итал. поэт пер­вым заговорил о повороте культуры к античности (его последователи: Лоренцо Балла, Пико делла Мирандолла и др.);

Мишель Монтень (1533 -1592) – фран. философ в своем труде "Опыты" он дает ироническую и язвительную кри­тику схоластики, провозглашает человека высшей ценностью;

Томас Мор (1519 -1577) – англ. писатель и политик, и Томазо Кампанелла (1568 - 1639)- итал. философ и поэт. Идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопиче­ского социализма;

Эразм Роттердамский (1469 -1536) -богослов, филолог, писатель – глава гуманизма.

Концепция гуманизма основана на антро­поцентризме,то есть человек является цен­тром и высшей целью мироздания. Гума­нисты возродили концепцию Сократа, и знаменитую формулу греческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Гуманисты провозгласили:

• человека как совершенное существо, наделенное безграничны­ми способностями и неисчерпаемыми возможностями;

• веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу;

• земную жизнь человека высшей ценностью, земное предназна­чение человека, его право на счастье в реальном посюсторон­нем мире;

• античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности;

• деятельную, активную, трудовую жизнь как безусловную цен­ность;

• социальный характер человека и его бытия. Христианское равен­ство перед Богом они дополнили равенством перед законом.

Гуманисты активно выступили против:

• социально-сословной иерархии;

• сословных привилегий;

• религиозного аскетизма.

Гуманизм создал новое понимание человека и новый взгляд на природу. Возвращается античное толковании природы, как основы и источника всего существующе­го, как воплощение гармонии и совершенства.

Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Признаки неблагополучия в католицизме проявились давно, духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.Необходимость реформирования христианства и Церкви по­нимали и сами служители культа, но все их попытки не увенчались успехом.

Английский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384) - первый предшественник Реформации,выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства, отказ от ряда таинств и обрядов. Чешский мыслитель Ян Гус (1371 - 1415) требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен. В Италии первым реформатором был Дж. Савонарола (1452 — 1498), критиковавший папство, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши, его тоже отлучили от Церкви и сожгли.

Главные фигуры Реформации - это нем. священник Мартин Лютер (1483 - 1546) и фран. священник Жан Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное на­правление, а также Томас Мюнцер (1490 - 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524 - 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям. Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торгов­ли индульгенциями.

Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства,сделав вывод, что католическое Священное пре­дание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не имеет права продавать индульгенции и вообще отпускать грехи человека.Библия не требует от согрешившего искупитель­ных пожертвований, нужны искреннее раскаяние в содеян­ном и глубокая вера. Прощение личного греха достигается че­рез непосредственное, личное обращение к Богу. Реформация восстанавливает принцип всеобщего равенства лю­дей перед Богом. Каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Так, Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкова­ние Библии и перевел Библию с латинского на немецкий язык. По его примеру она была переведена на языки других европейских стран.Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Вся внешняя религиозность становится внутренней, поэтому все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию: крещение и причастие.

Сходство Реформации и гума­низма. Они возвышают человека. Только гуманизм сближает человека с Богом, объявляя его человеко-богом. Ре­формация сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека, наделяя его Божественным даром и благодатью, от­крывающие перед ним путь к спасению.

Существенные различия между Реформацией и гуманизмом:

отношение к разуму. Гуманизм верит в человеческий разум, Реформация критикует разум;

соотношение человеческого и божественного. Лютер упрекал Э. Роттердамского за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное".

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений:

• лютеранство;

• кальвинизм;

• англиканство;

• пресвитерианство;

• баптизм и др.

Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной.

Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франций, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556). Этот орден прославился Варфоломеевской ночью, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестан­тов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух не­дель — около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались и гуманисты, произведения которых объявлялись запрещенными. Для этого был создан "Индекс за­прещенных книг", куда были включены "Божественная коме­дия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных сфер" Коперника и многие другие. Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, ка­толической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Ис­пании, Франции, южных областях Германии и ряде восточно­европейских государств. Европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Философия становится все более независимой от религии. Возрождаются учения античных мыслителей - в первую очередь Платона и Аристотеля. Широкое распространение получает натурфилософия (фи­лософия природы), философы Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. Они развивали мыс­ль о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу. Эти взгляды способствовали научным открытиям. например, гелиоцентрическая теория Н. Коперника. Следует заметить, что научно-философские взгляды того времени часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук — астрологии, алхи­мии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа как Д. Бруно.

Возрождение в художественной культуре. Искусство впервые становится самостоятельной областью прекрас­ного. У зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит. Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким поче­том и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал ху­дожник в Древнем Риме. Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо воз­растают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство восприни­мается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассмат­ривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: "Живопись - наука и законная дочь природы". Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль полу­чил к своему имени прибавление "Божественный". По тем же мо­тивам "Комедия" Данте была также названа "Божественной".

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совер­шает поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. В основе средств художественной выразительности теперь становятся: линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть достоверным и жизненным.

В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

• Проторенессанс: вторая половина XIII века — XIV век;

• Раннее Возрождение: почти весь XV век;

• Высокое Возрождение: конец XV века — первая треть XVI века;

• Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.

Главными фигурами Проторенессанса ( вт. пол. XIII -XIV вв. ) являются поэт Данте Алигьери (1265 -1321) ("Божественная комедия "), поэт Франческа Петрарка известен сонетами, так же он был мыслителем, философом и историком, Джованни Боккаччо (1313 -1375) автор всемирно известного "Декамеро­на", а также повести "Фьяметта"(первого психологического романа западной литературы). Живописец Джотто ди Бондоне (1266/67 - 1337)писал фрески на библейские и мифологические сюжеты, которые поражают реализмом и правдоподобием. Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства, наиболее великолепны сцены "Бегство в Египет", "Поцелуй Иу­ды", "Оплакивание Христа".

Раннее Возрождение( XV в. ) окончательно утвердило новые эстетиче­ские и художественные принципы искусств. Библей­ские сюжеты по-прежнему остаются популярными, но их трактовка становится совершенно иной. Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а "отцами Возрождения" считаются:

• архитектор Филипп Брунеллески (1377 -1446), заложившего основы ренессансного зодчества, открывшего новые формы. Он разрабатывал за­коны перспективы. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции – лучшая работа Брунеллески;

скульптор Донателло (1386 - 1466) стремился к идеализации изображаемого человека (статуя юного Давида). Его лучшие работы: статуя св. Георгия, статуя полководца Гаттамелатты (первый конный памятник Ренессанса), бронзовую группу "Юдифь и Олоферн";

• живописец Мазаччо (1401 - 1428) знаменит фресками в капелле Бранкаччи Церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции (эпизо­ды из легенд о св. Петре, два биб­лейских сюжета — "Грехопадение" и "Изгнание из Рая").

Высокое Возрождение (кон. XV в. — перв. треть XVI в.),итальянское искусство достигает наивысшего подъема. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

Архитектор Донато Браманте (1444-1514). Он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода. Одной из его работ стала Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане,в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску "Тайная вечеря". Замечательна также маленькая часовня Темпетто (1502) в Риме, преобразование Ватикана в единый ансамбль, разработка проекта собора св. Петра.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) гениальный живописец, скульптор, архитектор, великий уче­ный, инженер и изобретатель. Искусство Леонардо – это вопло­щение идеалов гуманизма. Он разрабатывал систему мышления, которая получит распространение в Новое время. Многие его идеи и техниче­ские проекты (замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д.) будут воплощены только в XIX — XX веках. В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь слож­ную проблему. Он опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX века французский импрессио­низм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду. Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Ранние живописные работы Леонардо: "Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа", "Мадонна Литта", "Мадонна в гроте".

Вершинами творчества Леонардо являются:

фреска "Тайная вечеря" в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие;

портрет Моны Лизы, или "Джоконда" ( произведение поло­жило начало жанру психологического портрета).

Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, раз­мышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности по­нятия прекрасного.

Рафаэль (1483 - 1520) архитектор и живописец. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. В его живописных произведениях все ясно. прозрачно, прекрасно и со­вершенно. В его творчестве царит жизнеутвер­ждающее начало. Главной темой его творчества - тема Мадонны ("Мадонна Конестабиле", "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница", "Мадонна среди зелени", "Мадонна с безбородым Иосифом", "Мадонна под балдахином").

Рафаэль был занят фреско­выми росписями ("Мадонна Альба" и "Мадонна в кресле"). Вершиной в развитии темы Богоматери явилась "Сикстинская Мадонна ".

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные биб­лейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспру­денции. Фреска "Афинская школа" изображает собрание философов (Платона, Аристотеля) и ученых античности. Фреска "Парнас" представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итальянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) скульпто­р, живописец, архитектор и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя "Замахнувшийся мальчик", которая перекликается с "Дискобо­лом" античного скульптора Мирона. Две работы - статуя "Вакх" и группа "Пьета" - созданные в кон. XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. К числу высших достижений относятся статуя "Давид", созданные для гробницы папы Юлия II - "Моисей", "Скованный раб", "Умирающий раб", "Просыпающийся раб", "Скорчившийся мальчик", пристроенная к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями ка­пелла Медичи. Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произве­дения живописи. Самыми значительными –это рос­писи Сикстинской капеллы в Ватикане. В последние годы жизни Микеланджело занимаясь архитек­турой завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

Сложившаяся школа в Венеции существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи, которые тя­готели к традициям и преемственности, на них опирался классицизм XVII века и неоклассицизм последующих веков. В венецианской школецарил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. И хотя романтики чтили Рафаэля, их настоящими богами были Тициан и Веронезе. В Венеции получил свой творческий заряд испанские живописцы Эль Греко и Веласкес, фламандцы Рубенсе и Ван Дейке.

Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Джорджоне (1476 - 1510), основатель школы, выступил как новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифо­логические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, ничем не напо­минающая икону или алтарный образ. Джорджоне первым начиная писать с натуры ("Гроза"), создавал разные по жанру и тематике работы - "Сельский концерт" и "Юдифь". Самым знаменитым его про­изведением стала "Спящая Венера".

Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489 - 1576). В работах он прославляет беспечную ра­дость жизни, наслаждение земными благами, воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела, физическое совершенство человека. Это­му посвящены такие его полотна, как "Любовь зем- ная и не­бесная", "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна", "Даная", "Ве­нера и Адонис", "Кающаяся Магда­лина ","Мальчик с собаками". Постепенно Тициан совершает переход от фи­зического и чувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Например, картина "Святой Себастьян" или варианты картины "Коронование терновым венцом", посвященной эпизоду из жизни Христа. В пером из них, хранящемся в Лувре, Христос предстает физически красивым и сильным атлетом, способным дать отпор своим насильникам. В Мюнхенском варианте, созданном через двадцать лет, тот же эпизод передан гораздо глубже, сложнее и многозначнее. Христос изображен в белом плаще, у него закрыты глаза, он спокойно переносит избиение и унижение. Теперь главным становится не коронование и из­биение, не физическое явление, но психологическое и духов­ное. Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой. В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно "Оплаки­вание Христа".

Возрождение, существовавшее вне Италии,обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды,Германия, Франция, Англия, Испания.

Нидерланды (Голландия- по названию крупной провинции). Нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последо­вали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Ни­дерландах творили такие известные мастера, как Ян ван Эйк ( ок. 1385 или 1390—1441 ) – « Портрет четы Арнольфини», Иероним Босх (1460-1516)- триптих «Искушение Святого Антония», Ганс Гольбейн младший (1497—1543)- «Портрет Томаса Мора», Лукас Кранах Старший (1472—1553)- «Адам Ева», Питер Брей­гель (1530—1569) –«Охотники на снегу». Все чаще на смену библейским сю­жетам приходит портрет современника, бытовая сценка. Если в произведениях итальянских художников как элемент картины уже возникает пейзаж, то в картинах мастеров Северного Возро­ждения появляется натюрморт. Тщательно выписывается ин­терьер, предметы, окружающие человека.

В Германии известным художником яв­ляется Альбрехт Дюрер (1471 — 1528). Поздний "Ав­топортрет" (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искус­ства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.

Великолепна картина "Адам и Ева ", на которой обнаженные тела наделены естест­венными пропорциями и дви- жениями. Живописное по­лотно Дюрера "Четыре апостола", состоит из двух панно, на каждом из которых из бражены по два апостола: на левом - Иоанн и Петр, на правом - Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальными психологическими чертами. Дюрер известен прекрасными гравюрами на дереве и меди. Например, се­рия гравюр на дереве "Апокалипсис", состоящая из 15 работ(самые удачны­е - это "Четыре всадника" и "Битва архангела Михаила с драконом"). На первой изображены четыре апокалиптических всадника, воплощающих конец све­та. На второй показана страшная битва архангела Михаила с ужасным драконом, вопло­щающим сатану и дьявола. Самые знаменитые его гравюры на меди - "Рыцарь, Дьявол и Смерть", "Святой Иероним" и "Меланхолия". На первой представлен едущий на коне мрачный рыцарь, сопровождаемый смертью и дьяволом. Смысл этой гравюры до сих пор остается загадкой и вызывает споры. На гравюре "Меланхолия" изображена погрузившаяся в глубокую задумчивость крылатая женщина, вокруг которой разбросаны различные предметы и инструменты. В глубине картины видно каменное здание, на стене которого висят пе­сочные часы, весы, колокол и начертан магический квадрат. Парящая в небе летучая мышь несет ленту с надписью: "Меланхолия". Смысл этой гравюры, возможно, заключен в из­вестной библейской формуле: "Умножая знания - умножаем скорбь свою".

Искусство французского Возрождения представляет все­го Франсуа Рабле (1494 -1553). Он был монахом писателем-гуманистом, ботаником, врачом. Главным творением Рабле стал роман "Гаргантюа и Пантаг­рюэль", нем много буйного вымысла, фантастики и фанта­стических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим. Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.

Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564 - 1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом. В его творчестве условно можно выделить три периода. Первый (90-е годы XVI века), когда драма­тург пишет несколько пьес-хроник -"Генрих VI", "Генрих IV" и "Генрих V", "Ричард III" и "Ричард II". В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и об­щественного устройства, моделирует образ идеального монарха. Также создается десять великолепных комедий ("Укро­щение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь"), сонеты, первая трагедия "Ромео и Джульетта". Второй период (нач. XVII века) - годы наивысшего расцвета творчества. Шекспир создает гениальные трагедии("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет"). Третий период (последние шесть лет жизни). Он создает хронику "Генрих VIII" и четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547 — 1616), автор "Дон Кихота Ламанчского», "Странствования Персилеса и Сихизмунда", незаконченного пасторального романа "Галатея", нескольких пьес и сборника "Назидательные новеллы". Однако мировую славу ему принес "Дон Кихот", который он начал писать, находясь в тюрьме. Это роман стал величайшим шедевром мирового искусства.

Маньери́зм (от итал. манера) - западноевропейский литературно- художественный стиль XVI- перв. трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Характерными особенностями художественного решения работ можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся эротизмом или противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино (1503- 1540) – «Обращение Савла», Джузеппе Арчимбольдо (1527 -1593) - «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна». К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини (1500-1571)- «Персей». В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари (1511 -1574), который также был ихудожником. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Например, двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили.

Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культу­ры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции — тенденции от культуры к цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: