Ренессанс- это отказ от средневековой культуры и "возрождение" культуры и искусства греко-римской античности. Предпосылками Возрождения можно назвать: великие географические открытия ( открытие Америки -1492, морского пути из Европы в Индию (XV век) и т. д; изобретение книгопечатания (середина XV века).
Формирование культуры Возрождения являлось ответом на кризис средневековой культуры. Поэтому, основными ее чертами являются:
• антифеодальная и антиклерикальная направленность;
• явное преобладание светского и рационального начала на религиозным.
Главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.
Яркими представителями гуманизма были:
• Франческо Петрарка (1304 -1374) –итал. поэт первым заговорил о повороте культуры к античности (его последователи: Лоренцо Балла, Пико делла Мирандолла и др.);
• Мишель Монтень (1533 -1592) – фран. философ в своем труде "Опыты" он дает ироническую и язвительную критику схоластики, провозглашает человека высшей ценностью;
|
|
• Томас Мор (1519 -1577) – англ. писатель и политик, и Томазо Кампанелла (1568 - 1639)- итал. философ и поэт. Идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма;
• Эразм Роттердамский (1469 -1536) -богослов, филолог, писатель – глава гуманизма.
Концепция гуманизма основана на антропоцентризме,то есть человек является центром и высшей целью мироздания. Гуманисты возродили концепцию Сократа, и знаменитую формулу греческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».
Гуманисты провозгласили:
• человека как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями;
• веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу;
• земную жизнь человека высшей ценностью, земное предназначение человека, его право на счастье в реальном посюстороннем мире;
• античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности;
• деятельную, активную, трудовую жизнь как безусловную ценность;
• социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом.
Гуманисты активно выступили против:
• социально-сословной иерархии;
• сословных привилегий;
• религиозного аскетизма.
Гуманизм создал новое понимание человека и новый взгляд на природу. Возвращается античное толковании природы, как основы и источника всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.
Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Признаки неблагополучия в католицизме проявились давно, духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки не увенчались успехом.
|
|
Английский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384) - первый предшественник Реформации,выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства, отказ от ряда таинств и обрядов. Чешский мыслитель Ян Гус (1371 - 1415) требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен. В Италии первым реформатором был Дж. Савонарола (1452 — 1498), критиковавший папство, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши, его тоже отлучили от Церкви и сожгли.
Главные фигуры Реформации - это нем. священник Мартин Лютер (1483 - 1546) и фран. священник Жан Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490 - 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524 - 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям. Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.
Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства,сделав вывод, что католическое Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не имеет права продавать индульгенции и вообще отпускать грехи человека.Библия не требует от согрешившего искупительных пожертвований, нужны искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прощение личного греха достигается через непосредственное, личное обращение к Богу. Реформация восстанавливает принцип всеобщего равенства людей перед Богом. Каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Так, Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкование Библии и перевел Библию с латинского на немецкий язык. По его примеру она была переведена на языки других европейских стран.Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Вся внешняя религиозность становится внутренней, поэтому все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию: крещение и причастие.
Сходство Реформации и гуманизма. Они возвышают человека. Только гуманизм сближает человека с Богом, объявляя его человеко-богом. Реформация сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека, наделяя его Божественным даром и благодатью, открывающие перед ним путь к спасению.
Существенные различия между Реформацией и гуманизмом:
• отношение к разуму. Гуманизм верит в человеческий разум, Реформация критикует разум;
• соотношение человеческого и божественного. Лютер упрекал Э. Роттердамского за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное".
Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений:
• лютеранство;
• кальвинизм;
• англиканство;
• пресвитерианство;
• баптизм и др.
Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной.
Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франций, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556). Этот орден прославился Варфоломеевской ночью, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель — около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались и гуманисты, произведения которых объявлялись запрещенными. Для этого был создан "Индекс запрещенных книг", куда были включены "Божественная комедия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных сфер" Коперника и многие другие. Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских государств. Европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.
|
|
Философия становится все более независимой от религии. Возрождаются учения античных мыслителей - в первую очередь Платона и Аристотеля. Широкое распространение получает натурфилософия (философия природы), философы Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. Они развивали мысль о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу. Эти взгляды способствовали научным открытиям. например, гелиоцентрическая теория Н. Коперника. Следует заметить, что научно-философские взгляды того времени часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук — астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа как Д. Бруно.
Возрождение в художественной культуре. Искусство впервые становится самостоятельной областью прекрасного. У зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит. Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме. Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: "Живопись - наука и законная дочь природы". Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление "Божественный". По тем же мотивам "Комедия" Данте была также названа "Божественной".
|
|
В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. В основе средств художественной выразительности теперь становятся: линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть достоверным и жизненным.
В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:
• Проторенессанс: вторая половина XIII века — XIV век;
• Раннее Возрождение: почти весь XV век;
• Высокое Возрождение: конец XV века — первая треть XVI века;
• Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.
Главными фигурами Проторенессанса ( вт. пол. XIII -XIV вв. ) являются поэт Данте Алигьери (1265 -1321) ("Божественная комедия "), поэт Франческа Петрарка известен сонетами, так же он был мыслителем, философом и историком, Джованни Боккаччо (1313 -1375) автор всемирно известного "Декамерона", а также повести "Фьяметта"(первого психологического романа западной литературы). Живописец Джотто ди Бондоне (1266/67 - 1337)писал фрески на библейские и мифологические сюжеты, которые поражают реализмом и правдоподобием. Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства, наиболее великолепны сцены "Бегство в Египет", "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа".
Раннее Возрождение( XV в. ) окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусств. Библейские сюжеты по-прежнему остаются популярными, но их трактовка становится совершенно иной. Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а "отцами Возрождения" считаются:
• архитектор Филипп Брунеллески (1377 -1446), заложившего основы ренессансного зодчества, открывшего новые формы. Он разрабатывал законы перспективы. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции – лучшая работа Брунеллески;
• скульптор Донателло (1386 - 1466) стремился к идеализации изображаемого человека (статуя юного Давида). Его лучшие работы: статуя св. Георгия, статуя полководца Гаттамелатты (первый конный памятник Ренессанса), бронзовую группу "Юдифь и Олоферн";
• живописец Мазаччо (1401 - 1428) знаменит фресками в капелле Бранкаччи Церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции (эпизоды из легенд о св. Петре, два библейских сюжета — "Грехопадение" и "Изгнание из Рая").
Высокое Возрождение (кон. XV в. — перв. треть XVI в.),итальянское искусство достигает наивысшего подъема. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Архитектор Донато Браманте (1444-1514). Он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода. Одной из его работ стала Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане,в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску "Тайная вечеря". Замечательна также маленькая часовня Темпетто (1502) в Риме, преобразование Ватикана в единый ансамбль, разработка проекта собора св. Петра.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) гениальный живописец, скульптор, архитектор, великий ученый, инженер и изобретатель. Искусство Леонардо – это воплощение идеалов гуманизма. Он разрабатывал систему мышления, которая получит распространение в Новое время. Многие его идеи и технические проекты (замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д.) будут воплощены только в XIX — XX веках. В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Он опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX века французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду. Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Ранние живописные работы Леонардо: "Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа", "Мадонна Литта", "Мадонна в гроте".
Вершинами творчества Леонардо являются:
• фреска "Тайная вечеря" в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие;
• портрет Моны Лизы, или "Джоконда" ( произведение положило начало жанру психологического портрета).
Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.
Рафаэль (1483 - 1520) архитектор и живописец. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. В его живописных произведениях все ясно. прозрачно, прекрасно и совершенно. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. Главной темой его творчества - тема Мадонны ("Мадонна Конестабиле", "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница", "Мадонна среди зелени", "Мадонна с безбородым Иосифом", "Мадонна под балдахином").
Рафаэль был занят фресковыми росписями ("Мадонна Альба" и "Мадонна в кресле"). Вершиной в развитии темы Богоматери явилась "Сикстинская Мадонна ".
К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции. Фреска "Афинская школа" изображает собрание философов (Платона, Аристотеля) и ученых античности. Фреска "Парнас" представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итальянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.
Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) скульптор, живописец, архитектор и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя "Замахнувшийся мальчик", которая перекликается с "Дискоболом" античного скульптора Мирона. Две работы - статуя "Вакх" и группа "Пьета" - созданные в кон. XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. К числу высших достижений относятся статуя "Давид", созданные для гробницы папы Юлия II - "Моисей", "Скованный раб", "Умирающий раб", "Просыпающийся раб", "Скорчившийся мальчик", пристроенная к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными –это росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. В последние годы жизни Микеланджело занимаясь архитектурой завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.
Сложившаяся школа в Венеции существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи, которые тяготели к традициям и преемственности, на них опирался классицизм XVII века и неоклассицизм последующих веков. В венецианской школецарил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. И хотя романтики чтили Рафаэля, их настоящими богами были Тициан и Веронезе. В Венеции получил свой творческий заряд испанские живописцы Эль Греко и Веласкес, фламандцы Рубенсе и Ван Дейке.
Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Джорджоне (1476 - 1510), основатель школы, выступил как новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, ничем не напоминающая икону или алтарный образ. Джорджоне первым начиная писать с натуры ("Гроза"), создавал разные по жанру и тематике работы - "Сельский концерт" и "Юдифь". Самым знаменитым его произведением стала "Спящая Венера".
Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489 - 1576). В работах он прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами, воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела, физическое совершенство человека. Этому посвящены такие его полотна, как "Любовь зем- ная и небесная", "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна", "Даная", "Венера и Адонис", "Кающаяся Магдалина ","Мальчик с собаками". Постепенно Тициан совершает переход от физического и чувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Например, картина "Святой Себастьян" или варианты картины "Коронование терновым венцом", посвященной эпизоду из жизни Христа. В пером из них, хранящемся в Лувре, Христос предстает физически красивым и сильным атлетом, способным дать отпор своим насильникам. В Мюнхенском варианте, созданном через двадцать лет, тот же эпизод передан гораздо глубже, сложнее и многозначнее. Христос изображен в белом плаще, у него закрыты глаза, он спокойно переносит избиение и унижение. Теперь главным становится не коронование и избиение, не физическое явление, но психологическое и духовное. Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой. В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно "Оплакивание Христа".
Возрождение, существовавшее вне Италии,обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды,Германия, Франция, Англия, Испания.
Нидерланды (Голландия- по названию крупной провинции). Нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как Ян ван Эйк ( ок. 1385 или 1390—1441 ) – « Портрет четы Арнольфини», Иероним Босх (1460-1516)- триптих «Искушение Святого Антония», Ганс Гольбейн младший (1497—1543)- «Портрет Томаса Мора», Лукас Кранах Старший (1472—1553)- «Адам Ева», Питер Брейгель (1530—1569) –«Охотники на снегу». Все чаще на смену библейским сюжетам приходит портрет современника, бытовая сценка. Если в произведениях итальянских художников как элемент картины уже возникает пейзаж, то в картинах мастеров Северного Возрождения появляется натюрморт. Тщательно выписывается интерьер, предметы, окружающие человека.
В Германии известным художником является Альбрехт Дюрер (1471 — 1528). Поздний "Автопортрет" (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.
Великолепна картина "Адам и Ева ", на которой обнаженные тела наделены естественными пропорциями и дви- жениями. Живописное полотно Дюрера "Четыре апостола", состоит из двух панно, на каждом из которых из бражены по два апостола: на левом - Иоанн и Петр, на правом - Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальными психологическими чертами. Дюрер известен прекрасными гравюрами на дереве и меди. Например, серия гравюр на дереве "Апокалипсис", состоящая из 15 работ(самые удачные - это "Четыре всадника" и "Битва архангела Михаила с драконом"). На первой изображены четыре апокалиптических всадника, воплощающих конец света. На второй показана страшная битва архангела Михаила с ужасным драконом, воплощающим сатану и дьявола. Самые знаменитые его гравюры на меди - "Рыцарь, Дьявол и Смерть", "Святой Иероним" и "Меланхолия". На первой представлен едущий на коне мрачный рыцарь, сопровождаемый смертью и дьяволом. Смысл этой гравюры до сих пор остается загадкой и вызывает споры. На гравюре "Меланхолия" изображена погрузившаяся в глубокую задумчивость крылатая женщина, вокруг которой разбросаны различные предметы и инструменты. В глубине картины видно каменное здание, на стене которого висят песочные часы, весы, колокол и начертан магический квадрат. Парящая в небе летучая мышь несет ленту с надписью: "Меланхолия". Смысл этой гравюры, возможно, заключен в известной библейской формуле: "Умножая знания - умножаем скорбь свою".
Искусство французского Возрождения представляет всего Франсуа Рабле (1494 -1553). Он был монахом писателем-гуманистом, ботаником, врачом. Главным творением Рабле стал роман "Гаргантюа и Пантагрюэль", нем много буйного вымысла, фантастики и фантастических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим. Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.
Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564 - 1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом. В его творчестве условно можно выделить три периода. Первый (90-е годы XVI века), когда драматург пишет несколько пьес-хроник -"Генрих VI", "Генрих IV" и "Генрих V", "Ричард III" и "Ричард II". В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства, моделирует образ идеального монарха. Также создается десять великолепных комедий ("Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь"), сонеты, первая трагедия — "Ромео и Джульетта". Второй период (нач. XVII века) - годы наивысшего расцвета творчества. Шекспир создает гениальные трагедии("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет"). Третий период (последние шесть лет жизни). Он создает хронику "Генрих VIII" и четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.
Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547 — 1616), автор "Дон Кихота Ламанчского», "Странствования Персилеса и Сихизмунда", незаконченного пасторального романа "Галатея", нескольких пьес и сборника "Назидательные новеллы". Однако мировую славу ему принес "Дон Кихот", который он начал писать, находясь в тюрьме. Это роман стал величайшим шедевром мирового искусства.
Маньери́зм (от итал. манера) - западноевропейский литературно- художественный стиль XVI- перв. трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Характерными особенностями художественного решения работ можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся эротизмом или противопоставленный ему); взвинченность и изломанность линий (использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино (1503- 1540) – «Обращение Савла», Джузеппе Арчимбольдо (1527 -1593) - «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна». К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини (1500-1571)- «Персей». В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари (1511 -1574), который также был ихудожником. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Например, двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили.
Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции — тенденции от культуры к цивилизации.