«Свято место пусто не бывает», - утверждает пословица. Еще в конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первое каменное строение Москвы - Успенский собор. Четверть века он исправно служил москвичам, пока Иван Калита, переманивший из Владимира в Москву митрополита, не затеял новое, роскошное, как ему казалось, строительство. Но амбиции Калиты явно превышали тогдашние возможности казны, и построенный им собор никак не мог претендовать на роль храма общегосударственного значения. Несмотря на переезд митрополита в Москву, старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным храмом Русской земли - в нем проходили торжественные церемонии «посажения на стол» великих князей. К тому же собор Ивана Калиты быстро обветшал, так что спустя полтораста лет его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы он не обвалился.
В 1472 году великий князь московский Иван III, государь всея Руси, начал строительство нового огромного собора, который своим обликом должен был соответствовать создаваемому им единому Русскому государству.
|
|
Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине. Новый храм уже возвели до сводов, когда он неожиданно рухнул...
Это случилось вечером 20 мая 1674 года. Причин для катастрофы, как считают, было несколько - и землятрясение, случившееся тогда в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без «перевязи». Ну, конечно, и то, что русские мастера к тому времени уже утратили многие знания о возведении больших каменных сооружений - ведь в годы татарского ига строительства зданий такого размера почти не велось.
Почти год лежали развалины посреди Кремля, пока в Москву не прибыл приглашенный Иваном III из Италии Аристотель Фиораванти, уроженец Болоньи, один из талантливейших архитекторов эпохи Возрождения, согласившийся поехать в Москву за баснословное жалованье - 10 рублей в месяц. Деревня с крестьянами в ту пору на Руси стоила 2-3 рубля, столько же - хороший боевой конь, а за 100 рублей можно было купить большое село с десятками крестьянских дворов.
Разобрав руины, Фиораванти в июне 1475 года заложил фундамент под новое здание. За образец, по настоянию московских властей, им был взят Успенский собор во Владимире. Используя конструктивные решения, принятые в Италии, Фиораванти построил новый храм «палатным образом» - его внутреннее пространство оформлено в виде огромного торжественного зала. Массивные круглые столбы, поддерживающие крестовые своды храма, не создают впечатления тяжести - современники сравнивали их с «древесными стволами». При строительстве собора Фиораванти применил и ряд других новшеств: использование железных связей, кладку сводов в один кирпич, особо крепкую известь - «яко же наутрие засохнет, то ножом не мочи расколупити». Сплав перенесенных итальянским зодчим на русскую землю новых веяний эпохи Возрождения и художественной традиции домонгольской Руси заложил основы для формирования новой, «московской» архитектурной школы. 15 августа 1479 года кремлевский Успенский собор был торжественно освящен.
|
|
«На соборной площади Кремля поднялся храм, редкий по своим гармоничным и одновременно строгим формам», - пишет известный искусствовед М.А.Ильин. Выложенный из блоков белого камня, он поражает спокойным величием и торжественностью, чему немало способствует могучее золотое пятиглавие. Не зря великий художник В.И.Суриков, увидев собор Святого Марка в Венеции, решил, что Успенский собор «сановитее» - от него веет таящейся в нем, вобранной внутрь, вросшей в землю, грозной богатырской силой, ждущей своего часа. «Та церковь чудна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством. Такова же преже сего не бывало на Руси», - с восхищением писал летописец. Немало поразило москвичей и крыльцо главного входа с висячими арками и «гирьками» - этот прием впоследствии прочно войдет в русскую архитектуру.
Созданный Фиораванти Успенский собор на долгие годы стал образцом для подражания, своего рода каноном, по которому строились храмы в других городах и монастырях.
После освящения собор еще два года стоял нерасписанным, пока, наконец, в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью собора не приступил великий русский иконописец XV века Дионисий с учениками - Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон Успенского собора: храмовая икона «Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием».
К росписям северной, западной и южной стен собора приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись - неизвестно, так как пожар 1626 года очень сильно повредил ее, и в 1642 году было принято решение расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой - только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас.
По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы - тем самым идея единения Руси получала сакральный смысл. Так в Успенском соборе оказались древние иконы новгородского письма XII века - «Устюжское Благовещенье» и «Деисус», икона XII века «Спас Нерукотворный» из Владимира, «Деисус» работы владимиро-суздальских иконописцев конца XII века, иконы, относящиеся к самому раннему периоду московской государственности: «Спас Золотые Власы» и «Михаил Архангел», относящиеся к рубежу XII - XIII веков, иконы времен Ивана Калиты - «Спас Ярое Око» и «Борис и Глеб на конях», принадлежащие кисти московских мастеров XIV века.
В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Русского государства - икона Владимирской Богоматери, перевезенная сюда в 1395 году из Владимира. В тот год, взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и не было спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день «Темир Аксак царь убояся и устрашися... И к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша».
|
|
Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров XIV века, перевезенные в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы.
Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Грозного, резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное «царское место», или, как его стали называть, «Мономахов трон». Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Мономахом царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатер на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I этот трон хотели убрать из собора, то Петр I сказал: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нем стояли».
М.Ю.Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем России». Эти слова можно с полным правом отнести к Успенскому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Успенский собор служил местом венчания на царство русский царей, местом избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Здесь нашли свое упокоение мощи святителей митрополитов московских Петра, Феогноста, Ионы, Филиппа и патриарха Гермогена.
С Успенским собором связаны трагические страницы Отечественной войны 1812 года. Захватив Москву, цивилизованные европейцы устроили в соборе конюшню (войдя в Париж в 1814 году, русские варвары не сделали того же в соборе Парижской Богоматери). А перед своим бегством из Москвы французы вывезли из собора более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны из серебра, отбитого у французов, была отлита центральная люстра храма.
|
|
После революции реликвии Успенского собора были частично переданы в музеи, а остальное расхищено. Долгое время собор играл роль «этнографического заповедника». Но пришли иные времена, и снова в храме - «алтаре России», затеплились свечи. Жизнь продолжается.