Основные категории, применяемые в культурологии

Древний мир – принятое в историографии обозначение периода раннеклассовых обществ на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Культура – понятие для обозначения многомерного общественного явления, введенное в 45 г. до н.э. М.Т.Цицероном. Первое научное определение культуры было дано Э.Тайлором (1871 г.). В настоящее время насчитывается несколько сотен различных определений культуры, обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение: психо-аналитическое, антропо-структуралистическое, гуманистическое, деятельное, символическое и т.д. Определение "культура" – это творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретно–историческая система создания, сохранения и потребления материальных и культурных ценностей.

Культурология - термин обозначения науки о культуре, включающий общетеоретические проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных типах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека.

Периодизация - деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества.

Период - промежуток времени, охватывающий какой–либо законченный процесс или этап общественного развития, общественного движения.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – во времена античности противопоставлялось понятию "silvaticus" – лесной, дикий. Уже в те времена люди видели разницу между жизнью цивилизационной и варварской, дикой. Понятие можно рассматривать как: синоним культуры;

уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;

ступень общественного развития, следующая за варварством;

в некоторых философских теориях – эпоха деградации и упадка культуры.

Этнография - наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторические взаимоотношения народов (историческая этнография). Как наука оформилась в XIX в.

Этнология - наука о духовной культуре и жизни этносов, их психологических особенностях и исторических связях.

Этнос - коллектив людей, возникающий и исчезающий в историческом времени.

Анимизм - вера в существование душ и духов.

Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Архантроп - обобщенное название питекантропов, синантропов, антлантропов и других сходных с ними по уровню эволюционного развития и характеру культуры древних ископаемых людей, живших 650-350 тыс. лет назад. Речевое общение находилось у них на ранней стадии развития.

Гиксосы - кочевые азиатские племена, около 1700 г. до н.э. завоевавшие Древний Египет. В начале XVI в. до н.э. господство гиксосов было ликвидировано древними египтянами.

Гипостиль - в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Магия - стремление воздействовать на людей, животных, явления природы в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний, пассов и т.д., связанных с верой в сверхъестественную способность воздействия колдуна, шамана, жреца и др. на людей и явления природы. Делится на "белую" (обращение к "добрым духам") и черную (обращение к "злым духам").

Неоантроп - обобщенное название людей современного типа (Homo Sapiens), ископаемых и ныне живущих.

Палеантроп - обобщенное название ископаемых людей (неандертальцы, кроманьонцы и др.), обитавших в Азии, Африке и Европе и живших 250-35 тыс. лет назад.

Религия - одна из форм общественного сознания и духовной культуры общества. Более или менее стройная система представлений, настроений и действий, выражающих признание человеком существования неземных сверхъестественных сил, Бога. Религиозные действия относятся к области религиозного поклонения или культа, совокупности религиозных обрядов, жертвоприношений, молитв и т.д. Вера в сверхъестественное составляет основу любой религии как части духовной культуры и жизни общества.

Сакральный - священный, относящийся к религиозному культу; обрядовый.

Тотемизм - древнейшая форма религии, комплекс верований и обрядов раннеродового строя, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и видами животных, растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами).

Фетишизм - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных по представлениям верующих сверъестественными свойствами.

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общестенно-исторической деятельности и культуры.

Экзогамия - запрет браков в пределах одного коллектива. Возникла как экзогамия рода; обычно сочеталась с эндогамией племени.

Эндогамия - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытнообщинного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов.

Аллювий (аллювиальные отложения) - отложения постоянных и временных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломочного материала (галечник, гравий, песок, суглинок, глина).

Варна - четыре основные сословия, выделившиеся в древнеиндийском обществе (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставшие основой кастовой системы.

Дао - в конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственного совершенства, совокупность морально-этических норм; в даосизме - первооснова мира, закон природы.

Зиккурат - культовая башня в Двуречье.

Иероглифы - древние рисунчатые знаки египетского письма, используются во многих других неалфавитных письменностях, в частности, китайской.

Карма - сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения или влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Каста - в странах Востока - обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

Пиктографическое письмо - отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков; не является средством фиксации какого-либо языка.

Сансара - одно из понятий индийской религии и религиозной философии, - перевоплощение души или личности в цепи новых рождений; осуществляется по закону кармы.

Стамбха - в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа, буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже - колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.

Агора (agora) - народное собрание у древних греков, а также название пло­щади, где оно проходило. По ее сторонам строились храмы, здания, в которых размещались государственные учреждения, портики с торговыми лавками.

Академия (греч. Academia) - название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Ведет начало от наименования северо-западного пригорода Афин, где находились роща и храм, посвященные мифологическому герою Академу, в дальнейшем гимнасий и сад, обнесенный стеной, с жертвенниками Музам, Прометею, Эроту и святилищем Афины. Около 387 г. до н.э. Платон купил гимнасий и создал школу, получившую название Академия Платоновская и просуществовавшую почти тысячу лет - до 529 г. н.э. В XVII в. в Европе сформировались первые академии наук, высшие научные учреждения. В России Академия наук была основана в Петербурге в 1724 г.

Акведук (лат. aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду) - водовод для подачи воды к населенным пунктам. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь (греч. akropolis [akros крайний - polis город]) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно возводились храмы божеств, покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.

Античность (от лат. antiquus – древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более широком значении - греческая и римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).

В эпоху Возрождения древнегреческое и древнеримское искусство стали называть античным. Античное искусство зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в эпоху рабовладельческой демократии Древней Греции в V–IV в.в. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, на Ближний и Средний Восток. Сложившиеся традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили продолжение и развитие в искусстве Древнего Рима.

Апсида (абсида) - выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.

Аркада (от франц. arcade) - ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Применяются для устройства открытых галерей.

Архонт - высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах в VII в. до н.э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В V в. до н.э. утратили свое значение.

Базилика (от греч. basikike - царский дом, в Афинах – портик, где заседал архонт-басилей) - вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть которого, прорезанное окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом в базилику - поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа - полукруглый выступ (апсида). В Древнем Риме базилики служили судебными зданиями, рынками, биржами и т.д. В дальнейшем архитектурный тип базилики был широко использован при строительстве христианских храмов. Они получили широкое распространение в византийской, сирийской, романской, готической архитектуре.

Камеи - камни с выпуклым рельефным изображением, использовавшиеся исключительно в декоративных целях, появляются с конца IV в. до н.э. Особого расцвета это искусство достигает в эпоху эллинизма. Камея Гонзаго создана в Александрии в III в. до н.э. и изображает обожествленных правителей Египта - Птоломея II Филадельфа и его жену Арсиною. Неизвестный резчик-виртуоз в рельефе передал идеализированный облик царя и царицы, прекрасно использовав природную расцветку трехслойного камня - сардоникса. История знаменитой камеи прослеживается лишь начиная с XVI в, когда она принадлежала Изабелле д¢Эсте - жене мантуанского герцога Гонзаго - отсюда и ее название.

Катарсис (греч. Katharsis - очищение) - термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В "Политике" он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, у них возникают сильные аффекты (жа­лости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели "получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием..."

Колизей (Колоссей) (от лат. colosseus - громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев в Риме - памятник древнеримской архитектуры (75-80 гг. н.э.). Включает эллиптическую в плане арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тыс.). Предназначался для боев гладиаторов и других зрелищ. При строительстве Колизея использовали туф, мрамор, кирпич, бетон. Сильно разрушен в последующие эпохи.

Метеки - в Древней Греции чужестранцы и отпущенные на волю рабы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Они не имели, например, права на покупку земельной собственности в Афинах. Так, метек-Аристотель не мог приобрести в свое владение Ликей, где им была открыта (около 385 г. до н.э.) философская школа, поэтому Ликей был куплен его учеником Феофрастом на свое имя. Зато в Афинах поощрялись занятия метеков ремеслами, что способствовало укреплению экономики и финансов полиса. Среди метеков встречались рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Ордер (архитектурный) - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер имеет несущие части (колонна с капителью, базой, пьедесталом) и несомые (фриз, карниз, архитрав). Различают дорический, ионический и коринфский ордера.

Пантеон (лат. Раntheon, от греч. Pantheion - место, посвященное всем богам):

в Древнем Риме - храм "всех богов";

усыпальница выдающихся людей (в Риме, Париже, Лондоне - в Вестминстерском аббатстве).

В Риме Пантеон - памятник древнеримской архитектуры, построенный в 125 г. н.э. на месте одноименного храма. Римский Пантеон представляет собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом диаметром около 43 м, в центре которого девятиметровое отверстие, через которое освещается интерьер. Вход в него подчеркивает портик из 16 коринфских колонн. В средние века Пантеон был превращен в церковь, а в дальнейшем стал национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства. В 1755–1789 гг. в Париже архитектор Ж.Суфло построил гигантскую церковь с грандиозным куполом. В 1791 г. Национальное собрание Франции решило похоронить в этом храме одного из депутатов - О.Мирабо, видного лидера революции, депутата от крупной буржуазии в парламенте. Было решено хоронить впредь в этой церкви всех великих людей Франции. Храм стал Пантеоном. В нем похоронены Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, В.Гюго, Э.Золя и другие.

В Англии пантеоном стало Вестминстерское аббатство с церковью, построенной в готическом стиле, в России - Архангельский собор Московского Кремля и Собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos – дева) в Афинах - памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос и главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в 447-438 г.г. до н.э. в ознаменование победы над персами. Представляет собой окруженный колоннадой мраморный храм (30,89´69,54 м), отличающийся спокойной величественностью и совершенством архитектурных форм, гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров (высота колонн 10,43 м). Интересны горельефы храма, выполненные под руководством Фидия (завершены в 432 г. до н.э.). Разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. В 1801 - 1803 гг. большая часть сохранившихся скульптур вывезена в Великобританию (с 1812 г. находится в собрании Британского музея Лондона).

Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внутри он обычно состоял из пронаоса (преддверия, полуоткрытой части античного храма) и наоса (целлы, внутреннего помещения античного храма, где находилось изваяние божества).

Перистиль (от греч. peristylos - окруженный колоннами, от peri – вокруг и stylos - столб) - прямоугольный двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э.

Портик (от лат. portikus) - часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Портик обычно завершается фронтоном или аттиком. Широко были распространены в античную эпоху, когда сооружались также отдельно стоящие портики (так называемые "стоя"). Особое значение портики получили в европейской архитектуре XVIII - первой половине XIX вв. (преимущественно в классическом стиле).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) – древний вид изобразительного искусства. Имеет объемную трехмерную форму из твердых или пластических материалов. Главные жанры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения. Различаются круглая скульптура (статуя, статуэтка, группа, торс, бюст), и рельеф (барельеф, горельеф), где изображение располагается на плоскости. Подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, стан­ко­вую.

Стоя, стоа (греч. stoif, stoa), в античной архитeктуре длинная галерея-портик, обычно с 1 - 2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Нередко украшались статуями и живописью.

Театр древнегреческий (от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище) - предназначался для театральных представлений. Имел три основные части: орхестра (круглая площадка с алтарем посредине, означавшая одну из основных функций хора - orcheisthai, т.е. плясать, или делать мимические телодвижения); зрительные места, называвшиеся театром (от слова "смотреть"), как правило, располагавшиеся на склоне холма; скена (буквально означавшая слово "палатка"), первоначально - деревянная палатка для театральной бутафории, из которой актеры-драматурги выходили на площадку орхестры для исполнения своих ролей.

Термы - общественные бани в Древнем Риме, являлись также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложился ко II в. до н.э. В их состав входили горячие (кальдарий), теплые (тепидарий) и холодные (фригидарий) бани, парильни, раздевальни, вестибюль, залы для занятий спортом, проведения собраний. Эти помещения располагались симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами. Площадь главного здания терм Каракаллы в Риме составляла прямоугольник 216´112 м, диаметр купола 35 м. В термах использовались термальные воды.

Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний въезда победителей (арки Тита, 81 г., Константина, 315 г. и др.). Обычно имели один или три пролета, перекрывались полуцилиндрическими сводами; завершались антаблементом и аттиком, украшались скульптурами и памятными надписями.

Форум в Древнем Риме - площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и других целей, здания для заседаний сената или городского самоуправления. Развиваясь с VI в. до н.э., в императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймленные портиками и украшенные статуями.

Августинцы (латин. augustiniani) - один из "нищенствующих" католических орденов, принявший в XIII в. устав, ложно приписываемый св. Августину. Был создан папством в противовес францисканцам и доминиканцам.

Агиография (от греч. Hagios - святой и grapho - пишу) - биографии ("Жития") святых.

Алтарь (греч. altaria, от altus - высокий) - жертвенник, возвышение для жертвоприношения. Первоначально алтари представляли собой земляную насыпь или груду камней на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме их стали украшать барельефами и другими скульптурными изображениями. На ранней стадии христианства алтарь был столом, затем - более возвышенная часть храма, на которой совершалась бескровная жертва евхаристии. С IV в. часть храма, где находился алтарь, стала отделяться от остальной его части особой оградой или декоративной стенкой. В православной церкви название алтаря присвоено части храма, огражденной иконостасом. В католической и протестантской церквях алтарем называется стол для совершения евхаристии, в православной церкви именуемой престолом. Главный алтарь воздвигается посредине восточной стороны храма, на возвышении, а другие ставятся в боковых приделах и криптах. Реформаторская церковь вернулась к алтарю в виде простого стола ранних времен христианства. Алтарь имеет три входа-двери, завешанные особыми завесами. Центральный вход называют царскими вратами, через который могут входить только священнослужители и православный царь. Мирянам вход в алтарь через царские врата воспрещается.

Баптистерий (греч. - купель) - крещальня, помещение для крещения в христианском храме. В западноевропейских странах - часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершающееся куполом.

Бенедиктинцы (латин. Ordo santi Benedicti) - старейший из католических монашеских орденов, основанный в Монтекассино (Италия) Бенедиктом из Нурсии в 530 г. Бенедиктинский устав требовал постоянного пребывания монахов в монастыре, воздержания и послушания, предписывал физический и умственный труд. Орден сыграл большую роль в развитии католического богословия, укрепления католической церкви и папства.

Ваганты (лат. vagantes – бродячие) - в средневековой Европе бродячие студенты, школяры и низшие церковные клирики (служители). XI-XII вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной, в основном песенной, поэзии вагантов. Преследовались официальной церквью.

Вышгород - внутренняя крепость, кремль, детинец в Восточной Европе

Доминиканцы (позднелат. dominicani, или fratres praedicatores - братья-проповедники) - монашеский орден в католической церкви. Основан монахом Домиником и утвержден папой Гонорием III в 1216 г. В 1232 г. доминиканцам была передана инквизиция. Они вели борьбу с ересями и вольнодумством в университетах, вмешивались в борьбу городов, императоров и пап.

Донжон - главная башня в средневековом укрепленном замке, служившая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады.

Замок - укрепленное жилище феодала, состоящее из одного или нескольких сооружений, в развитой форме - из двора, обнесенного стеной с башнями, главной башни (донжона), помещений для жилья, капеллы, подсобных помещений.

Инквизиция (от лат. Inquisitio - розыск) - в католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями, применявшее пытки и ведшее тайное судопроизводство. Лиц, объявлявшихся еретиками, обычно сжигали на кострах.

Капелла (позднелат. captlla):

католическая или англиканская часовня и может быть небольшим, отдельно стоящим сооружением или помещением в храме (в боковом нефе, обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.п.;

хор певчих;

коллектив исполнителей-инструменталистов.

Кармелиты - католический монашеский орден, основанный во второй половине XII в. в Палестине. Первоначальная резиденция на горе Кармель, отсюда название.

Крипта (от лат. crypta, от греч. krypta) - в первые века христианства капелла в катакомбе, в которой погребались святые и мученики, проходили молитвенные собрания верующих. В западноевропейской церковной архитектуре особые помещения - род склепов со сводами и подпирающими их столбами или колоннами. Устраивались под алтарной, хоровой частью храмов. Служили для погребения уважаемых и знатных покойников, главным образом - для отправления богослужения и потому имевшие один или несколько алтарей.

Миннезингеры (старонем. Minnesinger - певцы любви) - придворные рыцарские поэты и певцы в германских странах средневековой Европы.

Орден (латин. Ordo - ряд, порядок) - монашеская католическая организация с определенным уставом; католическая средневековая рыцарская организация, носящая полумонашеский характер.

Трубадур (франц. troubadour, от прованс. trobador) - средневековый провансальский поэт-певец. Искусство трубадуров зародилось в Провансе, достигло расцвета в XI-XIII в.в. Трубадуры воспевали рыцарскую доблесть и любовь.

Университет (от лат. Universinas - совокупность) - высшее учебно-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям экономики и культуры. Первые университеты появились в XI-XII в.в. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России - Академический (1726-1766 г.г., Петербург) и Московский (1755 г.). В 1916 г. в России было 11 университетов.

Францисканцы (латин. franciscani) - члены первого нищенствующего католического ордена, основанного в Италии в 1207-1209 г.г. Франциском Ассизским. С основания ордена берут начало нищенствующие ордена. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.

Христианство - одна из мировых религий. Возникло в 1 в. н.э. в Восточной провинции Римской империи - в Палестине - как религия угнетенных. В IV в. стала государственной религией Римской империи. Имеет три основные направления: католицизм, протестантизм и православие. Общий объединяющий признак христианских вероисповеданий и сект - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть - Новый завет). Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвещение, священство (посвящение в священники).

Католицизм, одно из основных направлений в христианстве, распространено в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Литве, многих странах Латинской Америки. Разделение христианства на католическую и православную церкви произошло в 1054-1204 г.г. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Центр - Ватикан, глава - Папа римский. Особенности католичества: добавление в догмат о Троице (об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына); наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непорочности папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат, т.е. обязательное безбрачие католического духовенства.

Протестантизм (от лат. protestans, protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для него характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, в т.ч. в украшении церквей (кирх), отсутствие монашества, целибата. В протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено в двум (крещение и причащение, в англиканской церкви три таинства - крещение, причащение и церковной брак).

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную с центром в Риме и на Восточную с центром в Византии. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. В середине XVII в. от Русской православной церкви отделилась часть верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Совокупность религиозных групп и церквей, не принявших реформ Никона, стали именовать старообрядцами, или раскольниками. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Делится на несколько течений, толков и согласий.

Церковь ( от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом) - в узком смысле - здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь. В широком смысле - особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Часовня - небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в часовне читаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятником, ставились в городах, в деревнях, на кладбищах, на дорогах, устраивались в богатых домах.

Агиография - наука, занимающаяся изучением жизни святых.

Акафист - церковные песнопения, в которых прославляются святые.

Апсида (абсида) - выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.

Боярская дума:

в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц;

в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах;

в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII в.в. - постоянный сословно-представительный совещательный орган аристократии при великом князе (царе), обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Глава ( также маковица) - верхняя часть церкви; может иметь различную форму (в арабской архитектуре - грушевидную, армянской и грузинской - пирамидально-многогранную, в русской - луковицеобразную). Число глав над русской православной церковью имеет символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три - во имя Пресвятой Троицы, пять - в честь Иисуса Христа (главу церкви) и четырех евангелистов, семь - семь таинств или семь вселенских соборов, девять - чины ангельские, тринадцать - в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.

Иосифляне - церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV - середины XVI в.в. Идеолог течения - Иосиф Волоцкий. Сторонники отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Иосиф Волоцкий считал, что поскольку большая часть дня монаха уходила на богослужение, вполне законно и необходимо, чтобы монастыри владели землей и селами для того, чтобы "церковную утварь создавать, святые иконы, и священные сосуды, и книги, и ризы, и братию кормить, и нищих, и странников, и путников кормить, и милостыню давать" и т.д. Он был сторонником богатого внешнего и внутреннего убранства храмов (росписи, иконы), обеспечения обители книгами и т.д.

Противоположным иосифлянам течением выступали нестяжатели (заволжские старцы), проповедовавшие аскетизм, уход от мира; нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности. Идеологами этого церковно-политического течения были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и др. Н.Сорский высказывал мысль о том, "чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням, а на жизнь зарабатывали рукоделием". Нестяжательство осуждено на церковных соборах 1503 и 1531 г.г.

Исихасты (от греч. - покой, безмолвие, отрешенность) - безмолвики, молчальники. Они появились одновременно с монашеством. В IV в. в Византии возникло течение исихазм - о пути к единению человека с Богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания, которые ведут к божественному озарению, дающему возможность человеку усовершенствоваться по подобию Божию.

Канон (греч., буквально - прямой шест):

свод основных положений, правил, имеющих аксиоматический или догматический характер;

в широком смысле все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда отношение к творениям отдельных отцов церкви;

особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав церковной службы. Состоит из 9 песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого.

Кондак - первоначально так назывались свитки исписанного с обеих сторон пергамента, а затем данное название получили краткие православные песнопения на тему праздника или жизни святого. Кондак исполняется на утрене после третьей и шестой песен канона, а также на литургии.

Кормление - на Руси система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счет местного населения. Ликвидирована земской реформой 1555–1556 г.г.

Местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве, существовавшая в XIV-XV в.в., при назначении на придворную, военную и административную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682 г. царем Федором Алексеевичем.

Парсуна - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, техникой исполнения и образной системой мало отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками. Как правило, парсуны писались живописцами Оружейной палаты - С.Ушаковым, И.Максимовым, И.Безминым и др.

Патерики - в византийской аскетической литературе так назывались сборники, состоявшие или из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители, или из кратких аскетически-нравоучительных "слов" этих отцов церкви, или и тех и других.

Приказы:

органы централизованного управления в России с XVI до начала XVIII в.в., когда Петр I заменил их коллегиями;

местные органы дворцового управления в XVI-XVII в.в.

Славяно-греко-латинская академия - открытие школ в Заиконоспасском и Богоявленском монастырях и при Печатном дворе привело в 1687 г. к созданию Эллино-греческого училища (его еще называли Эллино-греческой академией). Со временем статус училища был поднят до академии, что стало первым опытом организации в России высшего учебного заведения. Тогда его торжественно именовали "Московские новосияющие Афины". Училище замышлялось как светское учебное заведение. Оно должно было давать широкое общее образование.

В XVII в. в академии преподавали греческий (в качестве основного), латинский, старославянский языки, богословие, "семь свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В начале XVIII в. курс обучения расширили: начали изучать немецкий и французский языки, медицину, физику и другие дисциплины; латинский язык сделали основным, ибо латинский в то время был международным языком и языком научного общения.

В Славяно-греко-латинскую академию охотно поступали пред­ставители высшей московской знати, духовенства, купечества, посадских людей и даже крестьяне (кроме крепостных). В академии учились М.В.Ломоносов, архитектор В.И.Баженов, поэты В.К.Тредиаковский и А.Д.Кантемир, известный географ и математик Л.Ф.Магницкий, исследователь Камчатки С.П.Крашенинников и др.

В 1701 г. академия была реформирована в Славяно-латинскую, а в 1775 г. - в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 г. Славяно-греко-латинскую академию преобразовали в Духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.

Тропарь - церковное песнопение, выражающее сущность празднуемого и воспоминаемого священного события или отражающее главные черты жизни и деятельности прославляемого святого.

Флорентийская уния - попытка объединения церквей на соборе во Флоренции, предпринятая в 1439 г. Римским Папой Евгением IV. В соборе участвовали главы Восточных церквей. Активное участие в его созыве сыграл византийский император Иоанн VI Палеолог, искавший военной помощи Запада в борьбе с турками-османами. Акт унии подписали иерархи православной церкви, за исключением Марка Ефесского. Но вернувшись в свои епархии, большинство восточных епископов отказались от своих подписей.

Академия наук (Петербургская) - основана в 1724 г. Петром I. По Уставу 1747 г. - Императорская академия наук и художеств, с 1803 г. - Императорская академия наук, с 1836 г. - Императорская Санкт-Петербургская академия наук. В состав академии до 1766 г. входили Академический университет и до 1805 г. - Академическая гимназия.

Академия художеств - высшее учреждение в области пластических искусств в России. Основана в 1757 г., с 1764 г. - Императорская академия художеств. Первым президентом академии был русский государственный деятель И.И.Шувалов.

Вольное экономическое общество - первое русское научное общество, основанное в 1765 г. в Петербурге. Среди его членов - естествоиспытатель и писатель А.Т.Болотов, один из основоположников отечественной агрономической науки. Написал в 1771 г. трактат "О разделении полей", первое руководство по введению севооборота. Болотов разработал принципы лесоразведения и лесопользования и т.д.

Институт благородных девиц - среднее закрытое учебно-воспитательное заведение в дореволюционной России для дочерей дворян. Первый институт был открыт в Петербурге в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре под названием Воспитательное общество благородных девиц.

Кунсткамера - первый русский музей, основанный в 1714 г. по инициативе Петра I. В 1719 г. открыт для всеобщего обозрения.

Медико-хирургическая академия - высшее медицинское учебное заведение. Основана в 1798 г. на базе Медико-хирургического училища. Готовила лекарей для армии и флота.

Межевой (Константиновский) институт - одно из старейших учебных заведений. Основан в 1779 г. как Конcтантиновская землемерная школа при Межевой канцелярии. Константиновской именовалась в честь великого князя Константина Павловича. В 1819 г. школа получила статус училища, а в 1835 г. - института. Готовил инженеров-геодезистов и топографов. В 1836–1873 г.г. институт размещался на Старой Басманной улице, а затем был переведен в бывший дворец Демидовых в Гороховском переулке. Ныне Московский государственный университет геодезии и картографии.

Пажеский корпус - в дореволюционной России среднее закрытое военно-учебное заведение для детей высших чиновников-дворян. Основан в 1759 г. в Петербурге для зачисления в придворные пажи. Готовил преимущественно для службы в гвардии.

Российская академия - научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Открыта в 1783 г., в 1841 г. преобразована во 2-е отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности. Первый президент Академии - княгиня Е.Р.Дашкова, под непосредственным руководством и при участии которой был выпущен Толковый словарь русского языка (1789–1791).

Синод, Святейший Всероссийский Правительствующий - образован в 1721 г. Ведал делами православной церкви, заменив патриаршую власть и поместные соборы. Возглавлял Синод обер-прокурор, назначаемый царем. Таким образом, церковь превратилась фактически в государственную организацию. Синод считался в РПЦ соборным правительством, через которое в церковном управлении действовала верховная самодержавная власть, его учредившая. С 1703 г. Русская православная церковь не избирала патриарха. Избрание патриарха было восстановлено только после свержения царского самодержавия в России в 1917 г.

Табель о рангах - законодательный акт России XVIII–XX в.в., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьской революции 1917 г.

Университет московский (бывший Императорский) - основан по замыслам М.В.Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны 12 января 1755 г. Открыт 26 апреля 1755 г. в составе юридического, философского, медицинского (с 1764 г.) факультетов и гимназии, просуществовавшей до 1812 г. В 1804-1859 г.г. при университете работал Педагогический институт. В 1804 г. учеба в университете велась на четырех факультетах - физико-математическом, медицинском, словесных, нравственных и политических наук. В 1779 г. при университете был открыт Благородный пансион. Университет первоначально размещался на Красной площади в здании, стоявшем на месте нынешнего Исторического музея. В 1786–1793 г.г. на углу Моховой и Б.Никитской улиц для него было построено специальное здание (архитектор М.Ф.Казаков). В 1833-1836 г.г. на противоположном углу Моховой и Б.Никитской улиц на основе строений усадьбы XVIII в. создали новое здание университета. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова.

Школа навигационных и математических наук - первое в России светское высшее специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых - мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и других специалистов. Школа основана в 1701 г. по указу Петра I. Первоначально находилась в Кадашевской слободе (район современных Кадашевских переулков, тупика и Кадашевской набережной), затем – в здании Сухаревой башни. В школу принимали подростков и юношей 12–20 лет всех сословий, кроме крепостных. Имела три класса - русский, цифирный и "навигацкий". В 1703 г. в школе обучалось 300, а в 1711 г. - уже 500 учащихся. В 1715 г. "навигацкий" класс перевели в Петербург. Остальные два класса продолжали работать до 1752 г.

Шляхетский кадетский корпус - закрытое привилегированное военно-учебное заведение, устав которого был утвержден в 1731 г. В корпус принимались дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет, обученные грамоте. Обучение проходило в четырех классах; в высшем первом классе определялась будущая профессия кадета (военная или гражданская). В 1743 г. корпусу присвоено наименование Сухопутного шляхетского корпуса. При корпусе имелись большая библиотека, театр (кадеты устраивали спектакли, вечера, балы), издавался журнал.

Абстракционизм (от лат. Abstracio - отвлечение) - направление в искусстве XX в.; творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшегося от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В.Кандинский в книге "О духовном в искусстве" (1910 г.). К тому же периоду относится создание первых абстрактных произведений. Развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций.

Отказавшись от использования изобразительных принципов, присущих живописи как виду искусства, абстракционизм абсолютизировал эстетическую значимость цвета и формы, добиваясь художественного эффекта только на основе организации их композиций. Тем самым он уводил живопись в область чистого эстетства, недопустимо сузил задачи и функции (прежде всего социальные) искусства. Негативная роль абстракционизма проявилась и в том, что, сняв фактически критерий художественного мастерства, он открыл путь в искусство людям, далеким от него. Собственно живописные находки абстракционизма (в области гармонизации цвета и формы) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении.

Авангардизм ( франц. avant - gardisme) - движение в художественной культуре ХХ в. Тесно связан с модернизмом. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадизм, сюрреализм.

Ампир (от франц. empire, букв. - империя) - стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Первоначально ампир сложился во Франции на рубеже XVIII–XIX в.в. в недрах классицизма. Ориентировался на образцы античного искусства. Отсюда - монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.). Ампир впитал в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.д.). В России стал выразителем идей независимости и величия Российской империи, что проявилось в градостроительных ансамблях.

Гиперреализм (англ. Hyperrealism - сверхреализм) (или фотореализм) - художественное движение, возникшее в конце 60-х г.г. XX в. в США и распространившееся в европейских странах; проявил себя прежде всего в живописи (Э.Уорхол и др.), имитирующей характерные свойства фотографии: автоматическую визуальную фиксацию зримого мира, документальную точность, цвет, фактуру и иные внешние признаки фотографического изображения. Основные темы гиперреализма – предметно-товарная среда капиталистического города, его улицы, витрины, реклама, сверкающие разноцветным лаком автомобили (работы Ч.Клоуза). Главное содержание полотен гиперреализма - изобразительная констатация потребительского мира с его богатством и бесчеловечностью, утверждение этого мира как истинного, не подлежащего никаким изменениям. Изобразительная форма гиперреализма, сложившаяся под воздействием средств массовой коммуникации, способна дать только статическую визуальную информацию о предмете, исключает проникновение в движение жизни, во взаимосвязь явлений.

Дадаизм - сложившееся в 1916-1922 г.г. модернистское литературно-художественное течение. Возникло в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей первую мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а человеческие разум, мораль, эстетику - как их лицемерную маскировку. Конкретные методы его проявления нередко сводились к разного рода эпатированным выходкам (псевдотехническим чертежам, заборным каракулям, комбинациям случайных предметов, коллажам и т.п. В 20-х г.г. во Франции он слился с сюреализмом, в Германии - с экспрессионизмом. Дадаистские методы комбинаций "готовых" предметов стали в середине 20-х г.г. ХХ столетия источником поп-арта.

Декадентство (от позднелат. Decadentia - упадок) - общее обозначение кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX в., отмеченных настроениями неприятия жизни, безнадежности, индивидуализмом. Декадентство выступает как характерное явление времени и не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному направлению духовной жизни. Умонастроения декадентства затронули значительную часть творцов разных эстетических ориентаций. Наиболее отчетливо мотивы декадентства проявились в поэзии символистов. В России на рубеже XIX–XX в.в. декадентство нашло отражение в творчестве так называемых старших символистов: Н.Минского, Ф.Сологуба, а также в ряде произведений Л.Андреева.

Импрессионизм (от франц. Impression - впечатление) - направление в изобразительном искусстве, литературе, музыке и художественной фотографии конца XIX - начала XX в. Сложилось во французской живописи в 60-70 г.г. XIX в. (название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К.Моне "Впечатление. Восходящее солнце"), объединив группу художников-новаторов: К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей, Э.Дега, О.Ренуар и др.

Опираясь на традиции реалистической живописи, импрессионисты противопоставили условности салонного искусства красоту повседневной жизни, праздничной в их восприятии. В излюбленных ими жанрах – пейзаже, портрете, многофигурной композиции - они стремились передать свои мимолетные впечатления от окружающего мира. Вглядываясь в природу, высветляя колорит, пользуясь разнообразной техникой мелких, точечных мазков с богатством полутонов, цветных теней и делением цветов, импрессионисты сумели передать непостоянство оптического впечатления, его мимолетность, что подчеркивалось неровностью поверхности самой живописи, "смазанностью", нечеткостью контуров и фрагментарностью композиции (принцип "кадра").

Креоционизм (от лат. creatio - сотворить) - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий - иудаизма, ислама, христианства.

Массовая культура (от лат. Massa - ком, кусок и cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие) - разновидность культуры общества XX в. (синонимы на Западе: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура и т.д.). В отличие от элитарной культуры, ориентированной главным образом на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура сознательно создает и ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). По преимуществу коммерческая и утилитарно-развлекательная направленность массовой культуры предполагает использование ее как средства воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, для охранительных целей - идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни.

"Модерн" (франц. moderne - новейший, современный), стилевое направление конца XIX - начала XX в.в. В архитектуре представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный декор для создания индивидуальных зданий (Х.ван де Велде в Бельгии, А.Гауди в Испании, Ч.Р.Макинтош в Шотландии и др.). Путем стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого. Целью архитектора, художника, скульптора становилось создание синтетического, цельного произведения искусства. Представителями этого стиля в России были архитектор Ф.О.Шехтель, художники А.Н.Бенуа, М.А.Врубель, К.А.Сомов и др.

Модернизм (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный), общее обозначение явлений искусства и литературы ХХ столетия, отошедших от традиций внешнего подобия и утверждавших новый подход к изображению бытия. Тенденции модернизма получили развитие в целом ряде направлений и течений - кубизм, экспрессионизм, фовизм, "русский авангард" 1910-х г.г., сюрреализм, примитивизм и др.

Оп-арт - авангардистское течение в изобразительном искусстве, одно из поздних модификаций абстрактного искусства. Восходит к так называемому геометрическому абстракционизму. Основоположником оп-арта считают В.Вазарели. Ритмические композиции геометрических фигур, линий и цвета создают иллюзию движения, Их можно рассматривать, с одной стороны, как неоавангардистскую разновидность абстрактного искусства, с другой, - в прикладном и оформительском искусстве, в промышленной графике, плакате как чисто декоративный эффект.

Поп-арт (англ. pop art - общедоступное искусство) - одно из течений в искусстве модернизма. Возникло в 50-х г.г. XX в. в США и Великобритании первоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм "новым реализмом", а затем распространилось на другие сферы буржуазной массовой культуры.

Постимпрессионизм (от лат. Post - после импрессионизма) - общее название течений в живописи конца XIX – начала XX в.в., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Воспринял от импрессионизма чистоту и звучность цвета. Постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионистам относят П.Сезанна, В.Ван Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека, неоимпрессионистам - Ж.Сера, П.Синьяка и др.

Постмодернизм - этап развития западной культуры второй половины XX в., т.е. культуры постиндустриального, информационного общества. В 70-е г.г. триумфально входит в моду (кн. Лиотара "Состояние - постмодернизм"). Постмодернизм - тип духовной художественной культуры, включающий в систему модернизма и авангарда элементы предшествующих типов культуры (барокко, классицизм, рококо). Постмодернизм делает акцент на "внутреннем опыте" индивида, который мистически трактуется в его "религиозном обновлении" как якобы основном условии формирования у человека "подлинных потребностей", "новой чувственности" и создания таким путем "свободного" общества. При этом размывается грань между эстетическим и неэстетическим, прекрасным и безобразным, искусством и неискусством, интеллектуальным и профессиональным. Через центральную фигуру постмодернизма "япи" (молодой горожанин-профессионал) создается идеал преуспевающего человека быстрого финансового успеха, подчиненного моде, а не высоким принципам.

В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры конца второго тысячелетия.

Регионализм (от лат. regionalis, анг. regional - местный), течение в американской живописи 1930-1940 г.г. Изображая типичные сцены из истории и быта США, характерные американские ландшафты, художники придавали формам элементы острой выразительности и примитивизма или холодно-отвлеченной застылости, как, например, в произведениях Г.Вуда.

Романтизм (фр. romantisme) - идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет которых приходится на конец XVIII - начало XIX в.в. Романтизм был порожден совокупностью социально-исторических и внутрихудожественных причин. Важнейшей из них было воздействие нового исторического опыта, который принесла с собой Великая французская революция. Романтики рассматривали искусство как сферу раскрепощения многообразных способностей личности, ее свободной и непринужденной самореализации. Идеи романтизма нашли продолжение в последующих художественных и эстетических течениях.

Сюрреализм (фр. Surrealisme - сверхреализм) - направление в искусстве, возникшее в 20-е г.г. ХХ в. во Франции. Опирается на философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные учения, фрейдизм; многие положения теоретиков сюрреализма близки к идеям дзэн-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства приверженцы сюрреализма считали в первую очередь немецких романтиков, ближайшими предтечами - поэта Г.Аполлинера и художника Дж.Кирико.

Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого "я" от "оков" материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. Подлинные "истины" бытия, по мнению приверженцев сюрреализма, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда и выразить в художественных произведениях. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона, "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".

Экология культуры (от греч. Oikos - дом, родина, logos - учение, слово) - понятие, относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей. Переносится сегодня на отношение к культуре и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в экологии культуры два раздела - экологию биологическую и экологию культурную, академик Д.С.Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: "Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности".

Эклектизм (эклектика) - в архитектуре и изобразительном искусстве использование различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, древнерусского, классицизма и др.). Оказал влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн".

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Отсюда деформация мира, гротескная изломанность, иррациональность образов, чувство тревоги и одиночества человека.

Этногенез - процесс от возникновения этноса до его распада.

Приложение 6

Тесты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: