При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звук. формой слова и его лексич. и грам. значением сущ. взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание восприним. как слово, а только то, кот. соотносится с опр. предметом, процессом, качеством или действием и имеет грам. оформление. ОНР – различные сложн.реч. расстройства, при кот.у детей нарушено формир. всех компонентов реч.сис-мы, относящихся к ее звук. и смысл.стороне, при норм. слухе и интеллекте.
Трауготт Н.Н. (1940) говорит о 3 этапах раз-ия речи детей с алалией. На
1 этапе реб. владеет немногими словами, часть кот. имеет хар-р
дет. лепета (тпру, ням-ням). На 2 этапе – слов в распоряжении
больше, но слова эти часто искажены. На 3 этапе раз-ия речи реб.
обладает уже довольно богатым запасом слов, знач. кот. уточнилось и
специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР явл. неточность употр.слов, кот. выраж. в верб. парафазиях. Проявления неточности или неправильного употр. слов в речи детей с ОНР многообразны.
В одних случаях дети употр.слова в излишне широком значении, в др. - проявл. слишком узкое понимание значения слова. Нар-ия актуализация словаря у дошк. с ОНР проявл. также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист - тракторичист» мяукает - мяучает, кудахчет - кудакает).
Билет № 17